Спокойная на первый взгляд розничная торговля, тем не менее, каждый год генерирует с десяток мощных скандалов, которые вся отрасль затем с удовольствием обсуждает месяц за месяцем. 2019-й — не исключение: мы собрали самые громкие скандалы уходящего года в ритейле и рассказываем, что в этих историях вообще происходило.

Ozon и невыплата зарплат курьерам. Октябрь

Осенью один из крупнейших онлайн-ритейлеров страны — Ozon — вляпался в громкий скандал: курьеры обвинили компанию в невыплате зарплат (и заодно — во всём остальном, что наболело). Поводом стала смена системы расчёта заработка: работники оказались недовольны величиной выплат, сбоями при их начислении и принципами расчёта понижающих коэффициентов. Как это обычно бывает, менеджеры немного не рассчитали с затягиванием гаек — и получили бунт.

В начале октября около 200 курьеров в Санкт-Петербурге не вышли на работу и передали письмо со своими условиями в 10 пунктах гендиректору компании Александру Шульгину (кроме вопросов по зарплате, там оказались, например, требования вернуть компенсации за потраченный 95 бензин, поднять расчётный расход топлива обратно к 14 литрам на сотню и куча других вопросов). О забастовке моментально написали крупные СМИ — и руководству пришлось оперативно реагировать на происходящее: уже на следующий день с бастующими встретились топ-менеджеры Ozon. 

За пару дней в ходе нескольких встреч стороны уладили самые острые вопросы: Ozon пообещал как можно быстрее начать платить зарплату и согласовал большинство пунктов письма курьеров — а те, в свою очередь, прекратили забастовку и вышли на работу. Ещё через несколько дней курьеры пожаловались на невыполнение договорённостей и пригрозили возобновить забастовку, но до этого никому уже не оказалось дела. Так всё и затихло.

«У нас есть ребята с зарплатой 140 тысяч в месяц»: курьер Ozon подробно рассказал о своей работе

Мантуров и траты на гостиницы. Июнь

Летом под каток общественного порицания попал Минпромторг и его глава Денис Мантуров. Поводом стало расследование Transparency International о тратах ведомства на командировки: организация обнаружила, что министерство за два года потратило на проживание сотрудников в командировках почти 20 миллионов рублей. Сам Мантуров, в частности, в поездках жил в пятизвёздочных отелях президент-класса с шести-семизначными ценниками за ночь.

Общественность, конечно, не вынесла такой красоты жизни и обрушилась на министра всей мощью народного недовольства. К тому же Мантуров неаккуратно прокомментировал траты, сославшись на абстрактные «нормативы», в которые он якобы вписывался, чем только подбросил дров в топку. Итог — 78% читателей нашего телеграм-канала проголосовали за отставку Дениса Мантурова (что на его карьеру не повлияло ожидаемо никак).

«АндерСон» и Роспотребнадзор. Март

Весной случился мощный заруб между владельцей сети кафе «АндерСон» Анастасией Татуловой и Роспотребнадзором: предпринимательница раскритиковала ведомство за постоянные проверки и придирки к ведению бизнеса. Татулова не стеснялась в выражениях — в частности, назвала Роспотребнадзор «никому не нужной структурой, жрущей время и деньги» и намекнула, что ведомство зарабатывает на штрафах.

Роспотребнадзор в ответ выдал козырь — заявил, что кафе неоднократно проверяли «из-за многочисленных жалоб посетителей» и по итогам большинства проверок в заведениях обнаружили кишечную палочку. Татулова тут же дала ответку: назвала происходящее «войной» и заявила, что ведомство мстит ей за огласку вопроса. В качестве аргументов она пообещала показать записи со скрытых камер, где сотрудники Роспотребнадзора якобы лезут в еду руками без перчаток, и заявила о подготовленном иске в суд о вреде деловой репутации.

Результатом скандала внезапно стали реальные подвижки вопроса: после широкого резонанса истории глава ведомства Анна Попова встретилась с представителями крупных сетей общественного питания — а спустя пару дней в Роспотребнадзоре заявили, что подготовили проект новых санитарных правил для общепита.

Domino’s Pizza и недовольные франчайзи. Апрель–октябрь

Затянувшийся на полгода конфликт между сетью пиццерий Domino’s Pizza и региональными франчайзи стал публичным в апреле — когда группа предпринимателей, владевших франшизой на 21 из 26 российских ресторанов сети, отправила недовольные письма топам компании. В них франчайзи жаловались на условия работы с головной компанией: завышенные цены на продукты и навязанные услуги посредников, неудачные маркетинговые акции без понимания местной специфики и как результат — огромные убытки у ресторанов. В Domino’s сначала заявили, что это всё неправда и франчайзи сами виноваты в проблемах — но спустя несколько месяцев прекратили продавать франшизу в России и начали выкупать у партнёров региональные рестораны.

Этот процесс тоже происходил не слишком гладко: в частности, экс-франчайзи жаловались на заниженные цены сделок. Одновременно появился первый судебный иск от партнёра, который потерял на работе с Domino’s Pizza 27 миллионов рублей: предприниматель обвинил компанию в «недостоверных заверениях», «ненадлежащем исполнении своих обязательств» и манипуляциях положениями договора, а также подробно описал в иске, как уже после подписания бумаг стоимость открытия ресторана продолжила существенно расти: на безубыточность ресторан, вопреки обещаниям головной компании, так и не вышел. Конфликт продолжается — судебные иски готовят ещё несколько экс-партнёров сети.

Рапопорт и Lush. Март

Максимально идиотская история, породившая несколько мемов и маркетинговых акций разной степени успешности. Суть коротко: феминистка Бэлла Рапопорт устроила публичный скандал после того, как не сумела выпросить у косметического бренда Lush набор косметики для «бесплатного тестирования». Обиженная Рапопорт попыталась нажаловаться на компанию в своём инстаграме (аргументировав свои действия тем, что «много сделала для феминизма»), но в ответ получила огромную волну насмешек и хейта в свой адрес — с которым, конечно, не справилась.

Скандал подготовил питательную среду для креатива со стороны как блогеров, так и брендов: по мотивам переписки Рапопорт с Lush насочиняли кучу ситуативного маркетинга все подряд, от Сбербанка до «Красного & Белого». Всё докатилось до слухов об увольнении сммщика Lush — но эта новость оказалась фейком, а вот ироничные просьбы «дать что-нибудь бесплатно известному блогеру» изредка встречаются в соцсетях до сих пор.

Джефф Безос и американские СМИ. Февраль

Глава крупнейшего онлайн-ритейлера мира Amazon — Джефф Безос — в начале года крепко поругался с американскими СМИ. Безос обвинил главу медиагруппы American Media Inc. в шантаже после того, как одно из изданий холдинга опубликовало фотографии и личную переписку предпринимателя с подругой на фоне развода с женой. Безос заявил, что AMI сделало это из-за его политической позиции (ранее бизнесмен поругался ещё и с президентом США Дональдом Трампом), и рассказал, что глава медиагруппы отправил его адвокатам письмо, в котором предупредил, что у медиагруппы есть масса неопубликованных фотографий и сообщений бизнесмена «самого интимного содержания» — после чего предложил Безосу откреститься от заявлений о политическом преследовании со стороны AMI.

В ответ на это Безос выступил с обращением, в котором заявил, что не собирается «капитулировать перед вымогательством и шантажом». Любой личный конфуз… занимает второстепенное место, поскольку здесь присутствует куда более важный момент… Настоящие журналисты не предлагают что-то вроде: я не буду сообщать постыдную для тебя информацию, если ты сделаешь то-то и то-то. А если ты этого не сделаешь быстро, то я опубликую эту постыдную информацию», — написал он. Впрочем, в AMI общение с предпринимателем назвали «добросовестными переговорами» — хотя и заявили, что проверят, что вообще происходит. На том скандал и затих.

Алексей Максимук | RETAILER.ru

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.  

avatar
  Подписаться  
Уведомлять о