Весна и лето 2019 года прошли под аккомпанемент странных инфоповодов от петербургского ритейлера «220 вольт»: компания то объявляла о создании робота-переводчика с таджикского языка, то прикручивала к интернет-магазину звуки перфораторов и газонокосилок, то судилась с музыкантами из-за разводного ключа. Традиционно за большинством подобных идей стоит основатель и совладелец ритейлера — Алексей Фёдоров, который уже много лет поддерживает свою репутацию главного (после эмиграции Чичваркина) креативщика отрасли. Собрали самые неожиданные его идеи за прошедший год — и рассказываем, чем ещё знаменит Алексей Фёдоров.

Кто такой Фёдоров?

Алексей Фёдоров родился в 1974 году в Ленинграде и занялся бизнесом в 25 лет — когда возглавил коммерческий отдел ООО «Торговый дом Северо-Западный». В 2003 году он стал управляющим партнёром ритейлера «220 вольт»: благодаря этой должности про Фёдорова быстро узнали на рынке и за его пределами. 

«220 вольт» всегда предпочитала провокационные рекламные стратегии: в 2011 году компания заплатила 10 тысяч рублей каждому из ста человек, которые сделали себе тату с логотипом ритейлера, в том же году разместила у своих магазинов наполовину торчащие из окон манекены (символизировали покупателя, который рвётся за покупками в «220 вольт» — их до сих пор можно увидеть у многих торговых точек сети). В 2016 году компания дошла до полного сюра: сотрудница Алла Максимова официально сменила имя на Чёрную Пятницу — чтобы поддержать одноимённую акцию (что девушке за это посулили, в компании не рассказали).

Примерно в том же году Фёдоров оказался главным пугалом российского ритейла: он возглавил АКИТ — и тут же принялся выступать со скандальными инициативами. Сначала топ-менеджер предложил признать общедоступным термин «Чёрная пятница» (чтобы моментально объявить о проведении собственной акцию «Настоящая чёрная пятница»), затем заявил, что посылки из-за рубежа следует вскрывать для поиска контрафакта, а вскоре нашумел уже по-серьёзному — попросил Госдуму обложить 30-процентным сбором зарубежные интернет-покупки россиян и блокировать интернет-магазины, которые откажутся его платить. Рынок взбурлил так, что мы даже собрали реакцию топ-менеджеров в отдельный текст — вышло очень эмоционально.

Месяц спустя Фёдоров покинул АКИТ и ещё через год стал главой комитета по торговле общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Там он пока выступает поспокойнее, чем на предыдущем посту — зато активно креативит в родной компании «220 вольт». Вот несколько его идей только за прошедшее лето.

Что придумал?

Робот-переводчик с таджикского и узбекского языков

Остроумная работа с актуальной российской повесткой: в августе «220 вольт» представила робота-переводчика «Куват». Агрегат ездит по магазину и переводит устную речь с узбекского и таджикского на русский — синхронный текст появляется на экране. «Куват» оборудован несколькими видеокамерами и умеет распознавать лица посетителей: в будущем эту способность ритейлер хочет использовать для создания базы данных клиентов, чтобы робот обращался к покупателям на их родном языке.

Фёдоров так объяснил суть идеи: «За последний год поток трудовых мигрантов поставил новый рекорд. Больше всего в Россию едут из Армении, Белоруссии, Таджикистана, Узбекистана и Молдавии. Прибывающие не всегда в совершенстве владеют русским языком: так, согласно нашему исследованию, до 10% клиентов не могут объясниться с продавцом». Пока что робота возят по разным магазинам — говорят, эффективнее всего он показал себя в районах новостроек.

Четырёхдневка в компании

Пока высшее начальство страны мутно рассуждает о четырёхдневной рабочей неделе, «220 вольт» подсуетилась — и оперативно протестировала идею на людях (может себе позволить). Под горячую руку попал отдел по работе с претензиями: его сотрудники на протяжении месяца работали четыре дня в неделю — а результаты работы пристально изучало начальство. Вышло, правда, не очень: в результате эксперимента производительность отдела упала на 28% в неделю, поскольку один специалист теперь обрабатывал не 100 заявок за день, а только 90. Странный эффект в компании объяснили просто: «вероятно, расслабились».

Фёдоров так прокомментировал провал идеи: «Пока это всё сказки. А переход на 4-дневную рабочую неделю без потерь — иллюзия. Выглядит все довольно просто и логично, но, как показала практика, производительность труда не увеличивается, а уменьшается». А жаль.

Звуки перфораторов в интернет-магазине

Одна из самых необычных идей Фёдорова — добавить на сайт интернет-магазина звуки перфораторов, дрелей, лобзиков, бензопил и газонокосилок. По его словам, мысль навеяла обратная связь от покупателей, желающих заранее узнать, как шумит присмотренный агрегат. Сейчас в магазине доступны в основном звуки дрелей, но ритейлер пообещал распространить практику примерно на 500 позиций каталога. 

Дополнительно топ-менеджер заявил, что в будущем «при технологической возможности» в карточки товаров добавят и запах бензина. В свою очередь, более (с виду) серьёзная PR-директор компании Ирина Тельнова объяснила, что звуки дрелей и газонокосилок в интернет-магазине — эффективный элемент геймификации, который задерживает людей на сайте и увеличивает конверсию на приятные 10%. 

Суд с Глебом Самойловым из-за разводного ключа

В пиаре всё идёт в дело: летом «220 вольт» подала в суд на новую группу фронтмена «Агаты Кристи» Глеба Самойлова — “The Matrixx” — из-за изображённого на афише концерта разводного ключа Hammer Flex. Права на бренд оказались у ритейлера — а ещё Фёдорова не устроило, что Самойлов изображён на афише с сигаретой (которую тем самым ключом и держит). Ущерб в компании оценили в 1,4 млн рублей.

«С одной стороны, конечно, льстит, что наш разводной ключ стал в некотором смысле арт-объектом. При этом ассоциацию бренда с курением считаем неприемлемым», — заявил Фёдоров. Впрочем, история произошла ещё в июне, и с тех пор новостей о ходе разбирательства не поступало.

Феминитивы в названиях должностей

Ещё один пример работы с актуальной повесткой: в «220 вольт» не удержались и влезли в давно тлеющую движуху по поводу использования феминитивов. Компания заявила официальную позицию: слова «менеджерка», «директорка» и прочие элементы «гендерной лингвистики» сотрудницы теперь могут использовать без ограничений и согласований — как в штатных названиях должностей, так и при печати визиток и в записях в трудовую книжку.

Фёдоров на эту тему высказался максимально прогрессивно: «Нам важно, чтобы каждая сотрудница чувствовала себя максимально комфортно и уверенно, если необходимо исправить подпись на визитках — это точно не проблема. Мы бы хотели делать жизнь женской части команды “220 Вольт” приятнее не только 8 Марта». Многие ли воспользовались новыми правилами, в компании пока не сообщили.

Алексей Максимук | RETAILER.ru

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

avatar
  Подписаться  
Уведомлять о