Президент АКИТ Алексей Фёдоров предлагает обложить 30-процентным сбором зарубежные онлайн-покупки россиян и блокировать иностранные магазины, отказывающиеся его платить. Наши читатели негодуют и требуют «заблокировать самого Фёдорова». Разбираемся, почему АКИТ вызвал волну народного гнева, и что думают об инициативе игроки рынка.

В середине апреля президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) обратился в Госдуму с просьбой вести сбор на покупки в зарубежных магазинах в размере 30%. Авторы инициативы называют ее «ответной реакцией на недоброжелательную политику иностранных государств и стимулом к развитию импортозамещения, росту отечественной промышленности и торговли».

Алексей Федоров настаивает на том, что необходимо обязать зарубежных продавцов платить налоги и таможенные пошлины. Размер сбора должен составить минимум 30% (18% НДС и 10-15% — таможенная пошлина) – пишет RT. Также Федоров предлагает блокировать на территории России те онлайн-магазины, которые откажутся платить сбор.

Наши читатели резко негативно высказались об идеях Ассоциации. «А давайте закроем возможность покупать на Amazon? А то мы инвалиды — ни конкуренцию выдержать не можем, ни клиентским сервисом порадовать своих клиентов», — комментирует Алла Саутина.

«Самое забавное то, что аппетиты у наших интернет-барыг такие, что даже при введении 30% сбора, все равно будет дешевле купить нормальную обувь в американском интернет-магазине», — возмущается Александр Аминчиков. «Самого Фёдорова надо блокировать», — предлагает Алексей Никоноров.

Это не первая инициатива АКИТ, которая вызывает бурные дебаты. Ранее ассоциация активно лоббировала введение НДС для зарубежных продавцов, потом предлагала ФТС проверять зарубежные посылки на предмет наличия в них несертифицированных детских товаров. Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов тогда отмечал, что инициативы АКИТ направлены на то, чтобы усложнить жизнь покупателям, сделав процесс покупки более дорогим, а получения — долгим.

Примечательно, что именно НАДТ является главным оппонентом АКИТ, подвергая жесткой критике идеи последней. Члены НАДТ, среди которых eBay и Boxberry полагают, что в случае введения НДС российский рынок перестанет быть интересен большинству зарубежных компаний. Это спровоцирует снижение доли России в глобальной онлайн-торговле. Кроме того, из-за необходимости администрирования налога вырастут бюджетные расходы, которые в итоге превысят суммы налоговых сборов.

Интернет-покупатели возмущаются не зря: скорее всего, налоги для зарубежных продавцов приведут к росту цен для клиентов. В этом уверен интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев: «На онлайновых магазинах это не отразится, но отразится на конечных потребителях».

Мы решили обратиться за комментариями к игрокам рынка и узнать, что они думают о предложении Алексея Федорова. Мнения разделились.

Елена Суховей, управляющий директор Price.ru (Rambler Group): «Предложенная инициатива вряд ли поможет российским интернет-ритейлерам всерьез конкурировать с зарубежными проектами. Наши онлайн-магазины никогда не смогут предложить тот огромный ассортимент. Безусловно, благодаря заградительным сборам, возможно некоторое перераспределение заказов с зарубежных интернет-магазинов на российские, однако цена на товары в отечественных магазинах от этого вряд ли уменьшится. Любое ограничение конкуренции ведет к монополизации рынка и росту цен. Пользы от этого обычным покупателям ждать не приходится».

Сергей Крбашьян, генеральный менеджер федеральной сети магазинов «Позитроника»: «У нас нет достоверных данных о размерах импорта, якобы ввезенного частными лицами, а реально продающегося во многих онлайн и офлайн-магазинах. Но по оценке экспертов размер довольно существенен. Если этот канал ввоза будет иметь такие же условия, как и официальные импортёры, то это однозначно поможет ритейлерам, продающим только официальный товар и уплачивающим налоги. На покупателях это никак не отразится. Все налоги и сборы лягут на плечи поставщиков. К тому же, не все приобретающие товар, являются конечными покупателями, часто этим пользуются перепродавцы. Данный факт повышает важность инициативы, так как является прикрытием серого импорта, а не заботой о потребителях, жаждущих хорошего товара недорого. К идее в целом отношусь положительно. Но, на мой взгляд, было бы логичнее заложить в сбор 20%, а не 30% от стоимости товара. Видимо, АКИТ действует по принципу «проси больше — дадут меньше».

Антон Гребенчук, старший менеджер департамента Налогового и юридического консультирования KPMG в России и СНГ: «Сейчас российские ритейлеры, импортирующие иностранные товары для перепродажи физическим лицам, должны платить таможенные пошлины и НДС (обычно по ставке 18%). Исключение — ввоз товаров из стран Евразийского союза, при котором пошлины не взимают. Последующая продажа физическим лицам напрямую или через посредников также облагается НДС. Это приводит к увеличению конечной стоимости товаров. В то же время продажа товаров иностранными компаниями напрямую физическим лицам в России через специализированные интернет-платформы освобождается от уплаты налога и таможенных пошлин, если общая стоимость таких товаров за месяц не превысит 1000 евро, а вес – 31 кг на одно физлицо. Реализация товаров, подлежащих ввозу в РФ с территории иностранного государства, не облагается НДС в принципе. Это позволяет иностранным ритейлерам предлагать более низкие цены, и российские продавцы оказываются в менее выгодных условиях. Введение 30-процентного сбора — один из вариантов выравнивания налоговой нагрузки для российских и иностранных продавцов. Однако при выборе оптимального варианта важно убедиться, что с одной стороны достигается выравнивание диспропорции в размере совокупной налоговой и таможенной нагрузки, и с другой — не создаются необоснованные барьеры для развития интернет-торговли в целом. Поэтому прежде чем вводить 30-процентный сбор, целесообразно проработать следующие вопросы:

• Какие изменения будут внесены в действующее законодательство, в том числе в положения, которые сейчас устанавливают освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС в пределах соответствующих лимитов?

• Не приведет ли введение сбора к излишней налоговой и таможенной нагрузке для иностранных компаний?

• Каким будет механизм взимания сбора и насколько он будет эффективным?

• Не будет ли механизм излишне сложными с административной точки зрения, и не будет ли он создавать препятствий для развития интернет-торговли в России в целом?

• Насколько госорганы смогут обеспечить эффективную систему контроля за полнотой и правильностью взимания сбора? В частности, не возникнут ли сложности с определением стоимости товаров в соответствующих посылках, в том числе с учетом объема таких посылок?

Для того чтобы ответить на эти вопросы требуется детальное изучение текста соответствующего законопроекта».

Камиль Калимуллин, CEO ADVANTSHOP: «АКИТ объединяет, прежде всего, крупных российских ритейлеров. Хотя они и работают над предложениями в законодательство, которое касается всех предпринимателей, их инициативы продиктованы собственными интересами. То же относится и к введению госпошлины на покупки в иностранных интернет-магазинах. Можно рассуждать, что такие пошлины помогут привлечь внимание к магазинам в России, но законы рынка никто не отменял. Здесь более конкурентоспособен тот, кто делает более выгодное и привлекательное предложение. Если заказывать даже с пошлиной будет выгоднее на AliExpress, люди будут покупать именно там. Кроме того, пошлины никак не решат вопрос поддержки малого и среднего бизнеса внутри российского рынка e-commerce».

Камиль Калимуллин, CEO ADVANTSHOP

Евгений Привалов, начальник управления международных перевозок DPD в России: «Основная причина, побуждающая россиян покупать за рубежом, – это выгодная цена. 76% опрошенных в ходе исследования DPDgroup E-shopper barometer указали этот фактор при ответе на вопрос, почему они делают покупки на иностранных сайтах. Таким образом, если цены у зарубежных и локальных онлайн-ритейлеров не будут сильно отличаться, существует вероятность, что выбор может быть сделан и в пользу местного игрока. С другой стороны, на втором месте по значимости среди причин для покупок за рубежом те же респонденты указали отсутствие товаров у локальных интернет-магазинов (40%). Вероятно, что даже при повышении цены трансграничный шопинг будет интересен для покупателей, поскольку по–прежнему не все товары будут представлены в российских онлайн-магазинах».

Алексей Банников, генеральный директор «Фотосклад.ру»: «Эта мера поставит в равные условия российские и иностранные компании. Несколько лет российский ритейл ведет борьбу за потребителя. Объемы продаж иностранных компаний растут, тем временем российские вынуждены подстраиваться под них. Инициатива АКИТ направлена на поддержку российского бизнеса. Многие страны давно ввели ограничения на беспошлинный ввоз. Это правило должно действовать и у нас, но размер беспошлинного ввоза товаров остается до сих пор высоким для России. Однако нет понимания, каким образом планируется введение данного сбора на таких площадках, как AliExpress. Как частный продавец с минимальными оборотами будет выплачивать эти проценты? Или выплаты лягут на конечного покупателя? Последнее будет резко негативно воспринято обществом. Но стоит понимать, что без дополнительных изменений российский рынок торговли не сможет конкурентоспособно существовать».

Максим Толстобров, коммерческий директор компании СДЭК: «На самом деле, АКИТ предлагает ввести сбор не на все покупки, а только на те, которые совершаются в странах, вводящих санкции. Это США и ряд стран Евросоюза. Я думаю, что пошлины в размере 30% никак не повиляют на рынок. Здесь высокие средние чеки, и люди, которые совершают покупки в этих странах, либо делают это на распродажах и понимают масштаб экономии, либо покупают товарные категории, которые в России представлены слабо или не представлены вовсе. Значит, для них этот порог не является критичным. Обратите внимание, что большинство зарубежных интернет-магазинов даже не выходит в Россию напрямую. С Amazon в Россию сейчас приходит крайне мало отправлений, с eBay – тоже немного. В основном, зарубежные магазины предпочитают работать в России через посредников.

Максим Толстобров, коммерческий директор компании СДЭК

Я думаю, если эта мера будет принята, российский покупатель адаптируется к ней достаточно быстро. Современные интернет-пользователи выполняют множество операций – ищут подходящие предложения, работают через компании mail-forward, отслеживают заказы самостоятельно. Нововведение станет для них лишь временным неудобством.

На развитие рынка интернет-торговли РФ решение повлияет либо слабо, либо совсем никак. Рынок развивается не под влиянием ограничений, а под влиянием покупательского спроса и реальных доходов людей. Его продвигает стремление покупать товары, ассортиментное предложение и уровень цены. От повышения цен покупатели будут заказывать меньше, но не перестанут этого делать. Также вызывает вопросы администрирование платежей. На рынке говорят о том, что их обработка может обойтись дороже, чем принесут эти пошлины сами по себе»

Алёна Яркова | RETAILER.ru

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar