Вспоминали, чем жил отечественный ритейл в 2023 году и какие тенденции определяли его развитие: от роста дискаунтеров и СТМ до госрегулирования и национализации.

Консолидация усиливалась: федеральные сети покупали локальных игроков

«Лента» купила торговую сеть «Монетка», X5 и “Магнит” через покупку локальных игроков покоряют рынок Дальнего Востока. Более 100 магазинов «Гроздь» в Саратовской области теперь станут «Пятёрочками», а «Магнит» закрыл сделку по покупке маркетплейса KazanExpress.

Тем не менее, игроки рынка считают, что на локальной рознице не стоит ставить крест. Региональным сетям есть что противопоставить федералам и предложить покупателям необычный ассортимент, сервис, быстрые решения и дополнительные услуги.

Бренды из дружественных стран покоряли российский рынок

С начала 2023 года в России появились 16 новых иностранных брендов потребительских товаров, подсчитали в NF Group. Испанские, шведские и японские сети россиянам активно заменяли фэшн — компании из Турции. В торговых центрах открываются новые магазины сетей Colin’s, Koton, Loft, Club, NetWork, Mudo, Oxxo.

Турецкие бренды также завоевывают рынок электроники, вместе с коллегами из Китая. Так, «М.Видео» рассказывал, что откроет корнеры турецких и китайских брендов в своих магазинах, они заменят корнеры Apple, Sony, HP и AMD.

Не все турки одинаково успешно покоряют российский рынок. Дистрибутор «Джамилько» спустя год закрыл единственные в стране магазины Ipekyol и Twist. Как говорят игроки рынка, представители торговых центров переживают, что у новых магазинов турецких брендов слабые показатели по выручке и посещаемости. Против турецких производителей играет высокая конкуренция с российскими компаниями и растущая популярность онлайн-покупок из-за рубежа.

Импортозамещение продолжается: российские игроки занимали ниши ушедших иностранцев

Почти два года новички российского ритейла и опытные игроки открывают новые магазины на месте ушедших брендов. Активнее всего осваивают освободившиеся места в торговых центрах продавцы одежды, спортивных товаров и одежды, товаров для дома

А также российский бизнес занимал нишу иностранных производителей потребительских товаров. Росли производители отечественной косметики, алкоголя.

Русифицированные потомки McDonald’s, Starbucks и Dunkin Donuts тоже чувствуют себя неплохо и зарабатывают на силе ушедших брендов.

Рост СТМ

Уход иностранных брендов поборол в россиянах брендозависимость и придал импульс еще более активному развитию собственных торговых марок в ритейле. Стандартно росли собственные марки в продуктах, а еще появлялись СТМ у маркетплейсов и расширялась линейка у продавцов техники и электроники.

Национализация иностранных компаний

Не все иностранные компании, которые покидали рынок после начала СВО, успели продать свой бизнес. Иностранные доли Danone и «Балтики», которой владеет датская Carlsberg, насильно перешли во временное управление РФ, что вызвало удивление владельцев этого бизнеса. Особенно шокировала новость Carlsberg, которые к тому времени нашли покупателей на свой российский актив и не ожидали такого развития событий. Пост главы «Балтики» занял не чужой для компании человек Таймураз Боллоев, который уже занимал эту должность в 1991-2004 годах. Danone повезло меньше и компанию возглавил племянник Рамзана Кадырова Якуб Закриев, раньше он был заместителем председателя правительства Чечни и министром сельского хозяйства республики.

Российские предприниматели покоряли другие страны

Ритейлеры и рестораторы активно диверсифицировали риски и делали себе имя на новых рынках. На карте мира обосновались две точки — ОАЭ и Средняя Азия. Именно в эти регионы активно выходили российские компании в 2023 году и открывали там магазины и рестораны. 

Государство Vs рынок: чиновники присматривались к регулированию ритейла

Торговля долгие годы оставалась одним из самых свободных сегментов бизнеса. Но последние годы к ней тщательно присматриваются. Особенно к финансовым возможностям онлайн-торговли. 

Одна из самых громких историй на эту тему — попытка переложить решение финансовых проблем “Почты России” на маркетплейсы. Онлайн-игроки долго сопротивлялись инфраструктурному платежу — по замыслу правительства они должны были выплачивать организации 0,5% от квартального оборота товаров, чтобы поддержать убыточные почтовые пункты в отдалённых районах. Но удалось договориться. По словам Татьяны Бакальчук, владелицы Wildberries, маркетплейсы разработали “дорожную карту” взаимодействия с “Почтой”, чтобы отношения всех участников строились на партнерских и взаимовыгодных условиях. 

Основательница главного маркетплейса страны весной просила отложить госрегулирование онлайн-торговли, потому что “там, где появляется госрегулирование, там прекращается рост”. Тема госрегулирования поднималась в том числе из-за многочисленных скандалов вокруг Wildberries и запроса селлеров на регулирование отношений между участниками онлайн-торговли. В ноябре глава департамента внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов высказался о том, что “не может быть такой ситуации, когда сегмент в несколько триллионов рублей оборота практически нерегулируемый. Такого не бывает. Это нонсенс».

В декабре стало известно, что крупнейшие онлайн-маркетплейсы РФ создадут собственную ассоциацию. Ее основная цель — развитие цифровых платформ, их экономики, занятости и налогообложения.

Дефицит персонала

Российские компании сетовали на нехватку сотрудников – слабый рубль снизил интерес мигрантов, последствия СВО и демографическая яма 90-х сократили число трудоспособного населения. Дефицит повсеместный, торговле и ресторанному бизнесу тоже тяжело. Компании старались не устраивать зарплатную гонку, а делать ставку на околофинансовые плюшки и корпоративную культуру. Ритейлеры рассказывали про телемедицину, ДМС, реферальные программы, привлечение студентов и парт-таймеров.

Популярность формата дискаунтеров

“Чижик” от X5 шагает по стране и осенью открыл уже тысячный магазин. “Магнит” запустил вторую сеть дискаунтеров. Корпорация «Гринн» будет развивать сеть дискаунтеров «Долькин», а «Галамарт» «жесткие» дискаунтеры «Пыжикофф». “Детский мир” тоже решил попробовать силы в этом сегменте и открыл магазины “Еще”. По данным NielsenIQ, в структуре розничных продаж на офлайн-рынке в 2023 году на дискаунтеры приходится почти две трети, или 64%, товарооборота. 

Наладили параллельный импорт

Дистрибуторы и ритейлеры привыкли к механизму параллельного импорта и заполнили полки нужным товаром ушедших брендов. Минпромторг периодически вносит изменения в список товаров. Правительство думает продлить параллельный импорт и на 2024 год.

Наталья Модель

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

мп-спец-в-контенте