Долгое время продовольственный ритейл на Дальнем Востоке развивался по своему особому пути – там были свои законы рынка и не было федеральных игроков. В этом году туда пришли «Пятерочка» и «Магнит». Разбирались, как это изменит рынок Дальнего Востока и что ждет локальные сети.

Как федералы покоряют Дальний Восток

В марте этого года на Дальнем Востоке появились первые «Пятерочки». Они открылись во Владивостоке, там же заработал сервис доставки. X5 Group анонсировала планы открыть более 100 магазинов на Дальнем Востоке до конца 2023 года, а еще занять 25% рынка региона. Компания двигалась на восток в последние пять–семь лет и теперь сможет начать поставки в регион, потому что для этого появились необходимые логистические пути, говорили в X5 Group. 

Самыми интересными для развития регионами в «Пятерочке» считают Приморский и Хабаровский края – там проживает более 3 млн человек, а это почти 51% всего населения Дальнего Востока. В следующем году X5 Group намерена пойти в Еврейскую автономную область, открыв там 30 магазинов, в Амурскую область (50 магазинов), а потом и выйти на Сахалин. В ноябре стало известно, что X5 Group откроет 71 магазин в Хабаровском крае на площадях торговой сети «Амба». «Пятерочка» договорилась о покупке прав на долгосрочную аренду помещений. 

Этой осенью своими планами покорения Дальнего Востока поделилась вторая федеральная сеть страны. «Магнит» в октябре заявил, что купит долю 33% в крупнейшей дальневосточной сети «Самбери», а еще получит опцион на выкуп оставшейся части в течение 5 лет. В группу «Самбери» входит 291 магазин разных форматов – гипермаркеты, супермаркеты, минимаркеты и дискаунтеры.

Эти два гиганта рынка составят компанию другим федералам, которые уже освоились на Дальнем Востоке. В городах региона работают дискаунтеры «Светофор» и «Маяк», а также сеть «Красное и Белое».

Почему Дальний Восток – дело тонкое

У рынка Дальнего Востока есть важные особенности. Регион находится далеко от центра страны, а значит от основных производств, поэтому ассортимент локальных магазинов сильно отличается от матрицы в федеральной рознице. В этой части России наблюдается недостаток местных производителей и поставщиков.

Логистика становится больным вопросом – возить из центральных регионов товар получается долго и дорого, большие расстояния между городами усложняют работу, поэтому в регионе много товаров из соседнего Китая. Местные игроки даже говорили про зависимость от китайского импорта свежих овощей и фруктов. 

Как считают эксперты, главное для федеральных игроков сейчас – развить собственную логистическую инфраструктуру, а именно построить в регионе распределительные центры.

По мнению Дмитрия Токарева, управляющего партнера Retaility, ритейл Дальнего Востока отличает еще несколько важных характеристик. Во-первых, без жесткой конкуренции локальные игроки меньше работали над снижением издержек, а это влияло на размер средней наценки в магазинах – продукты в магазинах Приморского и Хабаровского края дорогие. Во-вторых, покупатели уже привыкли к ассортименту азиатских товаров – широкий выбор соевых соусов и дайкона для магазинов Приморья норма. В-третьих, города Дальнего Востока уже освоены локальной розницей, а значит, хорошие места для магазинов уже заняты. Именно поэтому эксперты считают стратегию «Магнита» и «Пятерочки» верной – покупать магазины локальных сетей гораздо проще и быстрее, чем развивать бизнес органическим путем.

Как будет меняться рынок

Опрошенные нами эксперты уверены, что «Пятерочки» и «Магниты» оживят рынок региона и кардинально изменят расклад сил – будут давить четкостью бизнес-процессов и числом точек. Закупочная сила федералов будет давить на местные сети, преимущество в виде лучших локаций у местных игроков постепенно перестанет иметь столь важное значение, ведь федералы занимают помещения местных магазинов. Так, после прихода «Красного и Белого» локальные сети уже почувствовали изменения в товарообороте – алкомаркеты «порвали рынок» и продажи спиртных напитков упали в магазинах продуктовых сетей в среднем в 3–4 раза.

А еще локальным сетям будет сложнее вести переговоры с местными поставщиками, у которых появляется альтернатива продавать товары в европейскую часть России через обратную логистику сетей. «На Дальнем Востоке много интересных и привлекательных товаров, от мидий и устриц до красной рыбы и крабов. И если это делать умеючи, то дальневосточные товары могут стать лидмагнитом. Пример – не первый год «Светофор» гонит горбушу неразделанную, часто и икрой, под Новый год и продает в районе 200 руб за кг. Круто! Сильно! Трафикообразующе!», — объясняет Сергей Лищук, управляющий партнер Retail4You. 

Он также убежден, что покупатель от прихода Х5 и «Магнита» только выиграет. «Если раньше в разговорах с местными игроками слышался полный пофигизм и нежелание что-то менять, то сейчас они стали резко заинтересованы изучать практики Х5 и «Магнита», — говорит Сергей Лищук.

Елена Кучихина, генеральный директор IdeaSupermarket считает, что местным игрокам лучше избегать лобовой конкуренции с федералами и стоит рассмотреть варианты перехода в узкие ниши, развивать свою специализацию в категориях фреш. По ее наблюдениям, узкопрофильные магазины-специалисты сейчас успешно растут и привлекают покупателей. «Также будет и на Дальнем Востоке, который долго и счастливо жил в рамках конкуренции только локальных игроков», — полагает эксперт.

«Я сильно сомневаюсь, что через 5-8 лет бренд «Самбери» будет еще существовать. Выживут только те локальные игроки, кто по серьезному начнет заниматься своим форматом, его стандартизацией и работой с ассортиментом и сервисами. Если местные хотят продолжить работу, придется шевелиться и инвестировать», — прогнозирует Дмитрий Токарев.

Местным игрокам, кто не хочет или не сможет продать свою сеть федеральному игроку, надо будет приспосабливаться к новому уровню конкуренции. Это возможно и достаточно успешно за счет перехода в узкие ниши и развития специализации в рамках фреш категорий. Магазины-специалисты привлекают покупателя сейчас на всех рынках и растут. Также будет и на Дальнем Востоке, который долго и счастливо жил в рамках только конкуренции локальных игроков.

А кто следующий?

Что касается других федеральных игроков, эксперты считают, что остальные ритейлеры недостаточно крупные, чтобы извлечь из этого региона выгоду и вряд ли они последуют примеру «Пятерочки» и «Магнита». 

«Регион маленький, логистически сложный, осилить его может лишь компания, которой важно сказать инвесторам: «Я ПЕРВАЯ ПОЛНОЦЕННО ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЬ» и привлечь под это инвестиции. “Магнит” и Х5 это сделали, а остальные смотрят на экономику и понимают, что экономически выгоднее открыть 100 магазинов на Юге России, чем в Хабаровске», — считает Сергей Лищук.

Наталья Модель

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

мп-спец-в-контенте