На протяжении недели — с 12 марта — российский авторынок следит за падением одного из крупнейших автодилеров страны — Genser. Компания теряет контракты с автопроизводителями, в её адрес подано несколько исков о банкротстве, а конкуренты уже публично делят активы соперника. Мы собрали всё, что нужно знать об этой истории, в один короткий текст.

— О фактическом уходе Genser с рынка стало известно 12 марта, после публикации в «Ъ». За полгода до этого — в сентябре 2017 года — СМИ сообщали о финансовых проблемах автодилера: тогда кредиторы договорились о реструктуризации долга, а основной заёмщик — Сбербанк — получил 10% компании. Однако, по данным собеседников «Ъ», условия реструктуризации только усугубили долговую яму дилера.

— Сейчас Genser должен банкам 12 млрд руб., на операционную деятельность компании нужны ещё 1,5-1,7 млрд руб. Деньги взять неоткуда — банки больше не дают дилеру кредитов.

— Иски о банкротстве дилера подали минимум 3 банка: ВТБ, «Российский капитал», Московский кредитный банк. В число кредиторов Genser также входят Сбербанк (ключевой кредитор), Связь-банк и банк «Союз».

— От сотрудничества с Genser уже отказались 5 брендов: Audi, Datsun, Volvo, Renault, Ford. Также, по данным «Ъ», закроется один из двух автоцентров Infiniti. Всего компания сотрудничала с 19 автопроизводителями, большая часть из них не комментирует ситуацию.

генсер
Автосалон Nissan Genser / kommersant.ru

— Активами компании интересуются автодилеры «Рольф», «Фаворит Моторс» и «Авилон», а также основной кредитор — Сбербанк. «Рольф» хочет получить «самые интересные активы» Genser, Сбербанк интересует доля в объединённой компании. «Фаворит Моторс» заинтересован в дилерском центре Volkswagen, а «Авилон» присматривается к зданиям центров, не указывая конкретных локаций. При этом Сбербанк не готов продавать актив по частям, утверждают участники рынка. Кроме того, 15 марта в одном из принадлежащих Genser помещений на Варшавском шоссе состоялось техническое открытие автосалона Renault, дилером стал «Петровский автоцентр».

— Клиентов Genser перенаправят к другим дилерам. До конца марта компания намерена закрыть все текущие гарантийные обязательства, новые машины на сервис в Genser уже не берут. В свою очередь, автопроизводители утверждают, что расстаются с дилером «без проблем», компания «старается закрыть все обязательства».

— Проблемы у Genser начались в 2015 году — после ухода из России основного партнёра компании американской General Motors (из-за этого дилер закрыл 5 салонов). Сложностей добавили также сокращение рынка новых автомобилей в стране, падение доходности ещё одного основного бренда — Nissan — и крупные вложения (свыше 1 млрд руб.) в строительство центра Audi в Москве.

— В Genser до сих пор официально не комментируют происходящее.

Автодилер Genser работает в России с 1991 года, его основали аспиранты МГТУ имени Баумана Владимир Пронин и Игорь Пономарёв (скончался в 2010 году). Пронину и наследникам Пономарёва принадлежит 51% компании.

На начало марта 2018 года под управлением Genser находились 45 автосалонов. Компания продавала новые автомобили 19 автопроизводителей, в том числе марки BMW, Nissan, Datsun, Infiniti, Chevrolet, Renault, Opel, Cadillac, Mazda, Hyundai, Jeep, Toyota, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Volkswagen, Volvo и УАЗ.

В последние годы Genser последовательно снижает выручку — с 71,2 млрд руб. в 2015 до 45,3 млрд руб. в 2017 году. На сегодняшний день она занимает четвёртое место по выручке среди автодилеров России и 177-е — в списке крупнейших частных компаний Forbes.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar