В 2022 году на рынке люкса в России произошли принципиальные сдвиги: многие ключевые компании покинули рынок или серьёзно сократили активность — а их российские клиенты, в свою очередь, начали менять потребительское поведение. Поговорили с экспертом по люксовой недвижимости Анной Савенко о том, что происходит в сегменте и как всё изменится дальше.

— Расскажите немного о себе для тех из наших читателей, кто, возможно, не знает вас.

— Я родилась и выросла в Москве, закончила Государственный университет управления. Карьеру в сфере недвижимости начала 1997 году в компании Шалвы Чигиринского «СТ Групп», где занималась управлением и эксплуатацией всех объектов недвижимости, входящих в портфель компании. За шесть лет я выросла от секретаря отдела управления до генерального директора управляющей компании.

В 2003 году я сделала шаг в сторону консалтинга, начав с позиции консультанта в компании Noble Gibbons в ассоциации с CBRE. В 2005 году я присоединилась к команде отдела торговых помещений компании JLL, где проработала шесть с половиной лет, из них два года возглавляла офис компании в Казахстане. Мне посчастливилось работать с настоящими профессионалами рынка и реализовывать лучшие торговые проекты, такие как «Метрополис», «Мега», «Галерея». 

В 2011 году я приняла решение сменить консалтинг на девелопмент и до 2014 года реализовывала новые для России форматы торговых центров — ритейл-парки. В этот период времени мне удалось много поездить по Европе и посмотреть лучшие проекты-аналоги в Польше и Венгрии. Незабываемой была поездка в Шанхай, общение с китайскими девелоперами и ритейлерами, а также коллегами-европейцами, которые в 2011 году переехали из России в Китай покорять динамично развивающийся рынок.

С 2016 года я занимаюсь частной практикой, работаю в сегменте стрит-ритейла. Так получилось, что всё моё внимание сфокусировано на торговой недвижимости в районе Патриарших прудов. После пандемии я более года занималась построением деловых отношений с международными компаниями в сегменте премиум и люкс и сумела доказать головным офисам, что ИП в России может быть надежным деловым партнером.

— Что происходит на рынке люкса в России? В каком состоянии страна вошла в февральские события, чего мы достигли, и что изменилось за календарный год?

— Лучше всего на этот вопрос ответят закрытые двери бутиков в Столешниковом переулке, ЦУМе, «Временах Года», Барвиха Luxury Village и ДЛТ. Люксовые бренды испытывают колоссальное политическое давление, а санкционная политика практически уничтожила бизнес в России.

Всё это до сих пор сложно принять, зная о планах по открытию новых магазинов и выводу новых брендов, которые активно обсуждались в конце 2021 – начале 2022 года и которым не суждено было реализоваться. Пришло осознание того, как круто мы работали все эти годы, пройдя путь от вещевых рынков до лучших в мире люксовых универмагов. Как много мы сделали за какие-то 20 лет и как много могли бы сделать.

— Люкс и параллельный импорт — это хоть как-то сочетается?

— Нет. Ни один бренд не будет рисковать, ни один локальный партнер не поставит на карту репутацию и отношения, которые выстраивались с таким трудом.

— Китай, Турция, ОАЭ и прочие «новые друзья» страны — насколько это серьёзно в плане замены люксовых брендов и развития индустрии в целом?

— Чем можно заменить Chanel, Dior, Hermes, Louis Vuitton? Правильно, ничем.

Турция и ОАЭ — прекрасный пример шопинг-туризма россиян. Так что свою индустрию туризма эти страны развивают на пять с плюсом.

— Существуют ли российские люксовые бренды и есть ли у них реальные перспективы претендовать на освободившийся кусок рынка?

— Нет и нет.

— Для многих людей даже из отрасли люкс — это что-то избыточное, дескать, ну какая вам роскошь, когда гремят пушки. Какова роль люкса на российском рынке, влияние на отрасль? Это вообще важно или суровые скептики более-менее правы?

— Мы не обсуждаем с вами большую трагедию XXI века и пушки, а говорим на профессиональные темы.

Если в двух словах, то люкс, как точка на карте мира — это показатель политической и экономической стабильности страны, показатель платежеспособности населения, туристическая привлекательность, налоговые поступления в бюджет, высокие стандарты торговли и сервиса, высококвалифицированный персонал, ориентир и вдохновение для всех участников рынка ритейла от малого бизнеса до международных и федеральных сетей сегмента масс-маркет, а также интеграция страны в мировую индустрию торговли предметами роскоши, моды, рекламы. С таким же успехом в одну линейку с люксом можно поставить театры и рестораны.

Люкс — это материальная мечта, будь то сумочка, машина, солнечные очки или духи. Люди должны мечтать, ведь это так прекрасно.

— Немного про масс-маркет. Вы имели прямое отношение к развитию «Меги» в России. Как вы прокомментируете новости об очередной и, кажется, уже серьезной попытке шведов продать всю свою недвижку?

— «Мега» — это ориентир и пример для рынка торговой недвижимости в сегменте торговых центров. Шведы пришли и научили нас всему. Это надо помнить и ценить. Это девелопер, который не просто дал России доступный для всех слоев населения формат торговли и досуга, сумев сохранить высокий уровень обслуживания, но и смог создать комфортную социальную среду. Их детские площадки, полные детского смеха и жизни в российских городах — наглядное доказательство их вклада в развитие инфраструктуры в России.

Я не буду перечислять всё то, что команда Ingka придумали и реализовали первыми. Так что вместо комментария новостей я поблагодарю всех тех, кто на протяжении 20 лет делал наш шопинг комфортным.

— Вопрос слегка завиральный и ответ, наверное, не может не быть таким же, и всё же — вы верите в перспективу возврата зарубежных брендов на российский рынок в обозримой перспективе?

— Как говорится, каков вопрос, таков и ответ. А вы?

— Дайте прогноз: что будет происходить с люксом в России в 2023-м и, возможно, в более долгой перспективе? Куда мы движемся?

— Уйдя от прогнозов, предлагаю полагаться на факты, а они следующие: под санкции попала значительная часть товаров сегмента премиум и люкс. Пока действуют ограничения законного присутствия на российском рынке этих товаров быть не может. Сток из коллекций, которые скоро можно будет отнести к винтажу, не ограничен, а новых поступления ограничены. Открытие монобрендовых бутиков для западных брендов — репутационный подрыв. Многие люксовые бренды уже идут по пути сокращения персонала и его релокации в другие страны с очень скудным социальным пакетом. Кроме того, при непонятных временных границах горизонт планирования даже для очень богатых компаний становится размытым, а это неприемлемо для западного бизнеса.

Так что, скорее всего, бюджеты на содержание неработающего бизнеса в России не бесконечны, и в какой-то момент надо будет принять болезненное решение либо о полной ликвидации бизнеса, либо о сохранении представительского офиса бренда в минимальном составе.

В общем, 2023 год станет определяющим в сегменте дорогой, но очень красивой жизни.

— Вы ведете совершенно очаровательный канал в телеграме — экспертный, с яркой авторской позицией. Как возникла эта история? Зачем она вам? Как вы видите ее продолжение?

— Я начала вести канал в 2018 году. Это был сложный год в моей жизни, когда мне пришлось фактически возрождаться, как птице феникс. Идея создать канал пришла в голову моему школьному другу, Джамилю Гусейнову, который в свое время стоял у руля портала «Арендатор.ру» и приглашал меня в качестве эксперта для колонки «Субъективно». Поскольку во времена своей корпоративной жизни я периодически писала для «Арендатор.ру» и CRE статьи, Джамиль это вспомнил и фактически заставил меня сделать первый пост, мотивировав тем, что телеграм — это просто модно.

Мой канал на все 100% субъективный и отражает мое видение отрасли в моменте. Никакого четкого плана и стратегии нет, как и его продвижения или рекламных постов. Я просто пишу что думаю и чувствую. Я об этом не думаю. Пусть всё идет, как идет. Обо всем вы рано или поздно узнаете из SavA FM.

— За минувший год случилось много, мягко говоря, громких и шокирующих событий. Если говорить о рынке, что лично вас, на эмоциональном уровне, потрясло больше всего?

— Как хрупок мир. Как жесток и глуп человек.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

мп-спец-в-контенте