В 2022 году российский рынок покинули десятки западных компаний — их места быстро начали занимать бренды из совсем других стран. Одним из главных поставщиков новых ритейлеров в Россию стала Турция. Рассказываем, какие турецкие компании пришли на российский рынок за последние полгода и что о них стоит знать.

FLO Retailing

Стала владельцем сети Reebok в России, наладила прямые поставки своих брендов через российские маркетплейсы

Flo Retailing — крупнейший обувной ритейлер Турции, под этой маркой в стране работают свыше 400 магазинов. Сеть принадлежит холдингу Ziylan Group крупного предпринимателя Мехмета Зийлана. Кроме Турции, холдинг работает ещё в 20 странах, в совокупности под управлением Ziylan Group по состоянию на весну 2022 года действовали более 650 обувных магазинов под несколькими брендами, и ещё 154 планировали открыть до конца года.

Мехмет Зийлан — продолжатель семейного бизнеса, который основал его отец Ахмет. Зийлан-старший был обвуным мастером в родном Газиантепе, пытался открывать там собственные обувные магазины, но дела шли плохо. В итоге в 1971 году Ахмет вместе с пятилетним сыном переехал в Стамбул, где открыл обувную лавку. Со временем бизнес вырос: Ахмет Зийлан уже не шил обувь самостоятельно, а лишь договаривался о поставках с магазинами, а производством занимались наёмные рабочие и сторонние сапожные мастерские.

В 1986 году отец и сын Зийланы создали свой первый бренд обуви — Halley, названный в честь кометы Галлея, которая в тот год была на слуху у всего мира. Продажи оказались неплохими, и вскоре Зийланы основали ещё один бренд — Kinetix, под ним выпускали спортивную обувь. В 1988-м начались первые поставки за рубеж, в Грецию, ещё через год — в Германию и Финляндию, причём в эти страны Ziylan Group отгрузила партию в 100 тысяч пар на $3 млн — это десятая часть всего обувного экспорта Турции в тот год. Вскоре компания купила обувное производство в Германии и продолжила европейскую экспансию.

В России Ziylan Group официально работает с 1994 года, когда в страну начали поставлять обувь марки Polaris. При этом собственная розница у холдинга появилась только в 2001-м: к тому моменту компания уже оказалась лидером по производству тапочек в Турции, хотя изначально специализировалась на кроссовках. Все 2000-е годы ритейлер занимался развитием розничной сети в Турции, особо не обращая внимания на другие рынки — но уже в 2012-м Ziylan Group приобрела известный итальянский обувной бренд Lumberjack, а в 2016-м стала владельцем крупной немецкой обувной сети Reno. Сейчас доля зарубежных продаж составляет от 25 до 50%, и в компании планируют наращивать её и далее.

Обвуь от Ziylan Group активно продаётся на российских маркетплейсах — так, в 2018-м группа стала первым стратегическим партнёром совместного предприятия «Яндекса» и Сбербанка по трансграничной торговле, а до того её продукция успешно присутствовала на Wildberries и Lamoda. Весной 2022 года Ziylan Group стала владельцем более 100 российских магазинов Reebok и уже летом наладила прямые поставки товаров как этого, так и собственных брендов в Россию.

Eroglu Holding

Планирует открыть 17 магазинов джинсовой одежды под брендом Loft

Eroglu Holding хорошо знают в России: компания присутствует в стране с 1994 года и в числе прочих развивает бренд Colin’s. Первый фирменный магазин бренда открылся в Москве в 1995-м, одновременно с офисом. Россия стала первой страной присутствия марки за пределами Турции и главным зарубежным рынком: уже в 2003-м компания запустила в стране собственное производство, а с 2007-го Eroglu Holding занялась также строительством жилья и торговых центров в Москве и Казани.

Сейчас в России работают 182 магазина Colin’s — при этом вторая флагманская марка компании, Loft Jeans, собственной розницы в стране до сих пор не имела. Первая попытка запустить магазины в России случилась в 2013 году: тогда Eroglu Holding запустила несколько точек по франчайзингу, а годом спустя сделала попытку открыть уже собственную розницу — но вскоре проект свернули. Следующий заход случился в 2021 году, когда компания объявила о планах открыть около сотни магазинов Loft в Восточной Европе, в том числе в России, а также на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Судя по всему, нынешние заявления о намерении открыть в России 17 собственных магазинов — продолжение именно этих планов.

Loft работает в том же ценовом сегменте, что Bershka, Pull & Bear и Uniqlo, её продукция чуть дешевле, чем Levi’s и Gap. При этом компания присутствует в России уже почти 30 лет, имеет здесь налаженный бизнес и всю необходимую инфраструктуру — всё это даёт возможность рассчитывать на успешный запуск сети, утверждают участники рынка.

Fiba Retail Group

Планирует вывести в Россию бренды Beymen Club и W Collection

Холдинг, основанный одним из богатейших людей Турции — Хюсню Озйегином — работает в России с начала девяностых годов. Компания начинала с банковского бизнеса, а с 1999 года Fiba Group развивает в стране розничные магазины Marks & Spencer, Gap и Banana Republic. Кроме торговых сетей, Fiba Group владеет в России местным подразделением «Кредит Европа банка», автолизинговой компанией Autopartners и франшизой языковой школы Wall Street English.

Вплоть до середины девяностых бизнес Озйегина был исключительно банковским: диверсификация началась лишь в 1996-м, когда компания купила торговые сети Endi, Spar, Greens и Gima. В 1999-м Fiba Group приобрела франшизу Marks & Spencer, с которой тут же вышла в приходящую в себя после кризиса Россию. В 2004-м к этой сети в стране добавлись магазины Gap, а ещё семь лет спустя — второй бренд Gap, Banana Republic.

К февралю 2022-го в России работали 48 магазинов Marks & Spencer, 23 магазина Gap и два магазина Banana Republic. После объявления об уходе этих брендов из России и отзыве франшизы Fiba Group сообщила, что планирует заменить часть магазинов на торговые точки новых для РФ брендов Beymen Club и W Collection (принадлежат Beymen Group). Они позиционируются как премиальные и работают в том же ценовом диапазоне, что Gap и Marks & Spencer.

Vestel

Планирует возобновить производство бытовой техники в России

Турецкий производитель бытовой техники Vestel разместил производство в Александрове Владимирской области в 2003 году. Завод стал первым за пределами Турции, его появление было связано в том числе с российским таможенным законодательством: локализовать производство телевизоров и холодильников в РФ оказалось выгоднее, чем ввозить готовое через границу. При этом на тот момент Vestel был крупнейшим поставщиком телевизоров в Евросоюз, но всю продукцию для этого рынка производили только на двух турецких фабриках — производство в Александрове было рассчитано исключительно на Россию и соседние страны.

Vestel специализируется как на производстве собственной продукции, так и на контрактной сборке для крупных брендов, в том числе Whirlpool, Electrolux, Zanussi, Toshiba и других. Несмотря на крупный пожар в 2005-м, уничтоживший цеха завода в Александрове, уже в 2011 году компания сообщала о серьёзных планах по развитию площадки: например, за год Vestel рассчитывал удвоить производство ЖК-телевизоров. Но уже в 2014-м производство на заводе прекратилось — фабрику использовали как логистическую площадку. А в 2016-м, после обострения отношений между Россией и Турцией из-за сбитого в Сирии военного самолёта, фабрику окончательно закрыли, и оборудование вывезли.

Осенью 2022 года сборка бытовой техники в России снова стала актуальной: компания Vestel объявила о «расконсервировании» производственной площадки в Александрове. Несмотря на прекращение производства, юридическое лицо Vestel в России продолжало действовать — в 2021 году выручка ООО «Вестел-СНГ» составила 1,4 млрд руб. при чистом убытке в 82 млн руб. Компания рассчитывает как самостоятельно выпускать бытовую технику, так и сдавать мощности российским производителям.

Arcelik

Выкупила российский завод Whirpool

Arcelik — лидер турецкого рынка бытовой техники и четвёртая по величине компания в своём сегменте на европейском рынке. В России компания известна в первую очередь брендами Beko и Grundig. Фирма появилась в 1955 году в Стамбуле и начинала с производства стиральных машин — очень актуальной тогда домашней техники. В семидесятые в линейке товаров появились холодильники и пылесосы, ещё чуть позже — посудомоечные машины.

В Россию Arcelik пришла в 1997 с флагманским брендом Beko. В 2006-м в Киржаче Владимирской области открылся завод бренда — там выпускают холодильники и стиральные машины; до февраля минимум треть продукции завода экспортировали в Европу. Также в 2021 году Arcelik объявила о планах вернуть в Россию бренд Grundig, эксклюзивным партнёром должна была стать сеть «М.Видео — Эльдорадо».

Летом 2022 года стало известно, что Arcelik выкупит за 220 млн евро липецкий завод своего главного конкурента, американской Whirpool — причём оплату сделки растянут на десять лет. Мощность производства позволяет выпускать примерно 2,8 млн стиральных машин и холодильников ежегодно; Whirpool выпускала там технику под брендами Indesit и Hotpoint.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

мп-спец-в-контенте