8 сентября 2017 года в Москве состоялся 10-й юбилейный «Центр переговоров по торговой недвижимости» – относительно новый, но уже доказавший свою эффективность формат деловых коммуникаций. В рамках этого мероприятия Дарья Савенкова, старший консультант департамента торговой недвижимости Collers International, рассказала о динамике развития торговых центров Москвы.

Дарья, поделитесь вашими впечатлениями от доклада, реакции аудитории и самого мероприятия?

Всегда приятно и полезно встретиться с коллегами по рынку, обменяться новостями и мнениями, тем более что уровень организации «Центра переговоров» всегда высокий – в одном месте собираются самые активные в развитии розничные и ресторанные сети.

Мы со своей стороны всегда рады участвовать в таких мероприятиях и рассказывать об основных трендах на рынке. В этот раз я с удовольствием проанализировала, что происходило последние 5 лет на рынке торговой недвижимости. В будущем я бы хотел предложить, в том числе, обсуждать и более актуальные на сегодня темы, в этом случае реакция аудитории будет «живая», будет возможность выстроить интересный диалог с аудиторией.

Из вашего доклада видно, что динамика новых предложений торговых площадей в Москве достигла своего пика в 2014 году, а затем неуклонно, наверное, можно употребить эпитет «обвально» снижалась. Как вы считаете, сохранится ли этот тренд на снижение предложений в будущем году и когда он будет переломлен?

Объем ввода торговых площадей падает с 2015 года. Из-за кризиса девелоперы снизили свою активность, многие проекты были приостановлены — как результат 2017 год стал минимальным по объему вводу за последние 4 года. Но в этом году уже были заявлены к открытию проекты, которые ранее замораживались (например, ТРЦ «Саларис», 105 тыс. кв. м), а также анонсированы совершенно новые проекты («Остров Мечты», 60 тыс. кв. м). Таким образом, восстановление девелоперской активности на фоне стабилизации экономики в стране дает возможность формированию положительной динамики ввода торговых площадей на 2018-2020 гг.

Один из главных посылов вашего выступления, слово, которое встречается довольно часто «реконцепция». Не могли бы вы подробнее рассказать об этом тренде, чем он обусловлен?

Торговые центры старше 5 лет составляют более 65% торговых площадей в Москве. Такая статистика связана с тем, что после ввода рекордного количества метров в 2014-2015 годах и значительного снижения темпов заполнения новых объектов (средняя заполняемость объектов при открытии упала с 70% до 35-40%, то есть проекты открывались «якорями») с учетом макроэкономического кризиса, больше половины проектов, заявлявшихся к вводу в 2015-2016 годы, были заморожены, либо срок их открытия был перенесен.

При этом более 30% ТЦ Москвы остро нуждаются в реконцепции.

Этот факт сформировал новый тренд в девелопменте торговых центров — реконцепция относится к числу основных инструментов, которые выбирали девелоперы для удержания покупателей и конкурентных позиций в условиях падения посещаемости.

Это может быть:

• обновление пула арендаторов без закрытия торгового центра и привлечение новых функций в проект (это, например, социальные объекты, как МФЦ и почтовые отделения, «нестандартные» операторы развлечений и тд.).
• частичная реновация объекта, например, обновление зон фуд-корта, как в сети ТЦ «МЕГА».
• полный редевелопмент здания торгового центра, например, сеть ТЦ «Капитолий» в Москве (Каширская Плаза).
• Изменение концепции в условиях растущей конкуренции (классический ТЦ «Капитолий» в Санкт-Петербурге на ст.м. Пионерская переформатирован в дисконт-центр).

Открытие одного из примеров полной реконцепции – ТРЦ Каширская Плаза (70 тыс. кв. м), которое ожидается в 2018 году, что подтверждает продолжающийся тренд на качественное обновление устаревших торговых центров в условиях растущей конкуренции и борьбы за потребителя.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar