В 2022 году практически все отрасли экономики переживают этап значительных перемен, и мебельный рынок – не исключение. Сегодня на рынке происходит активная трансформация, вызванная экономическими сдвигами и уходом части крупных игроков.  При этом несмотря на то, что российский мебельный бизнес активно приспосабливается к новым условиям, он все же находится под пристальным вниманием потребителей, многие из которых с сожалением наблюдают за уходом иностранных ритейлеров. Как обстоят дела на отечественном мебельном рынке сегодня, и какие возможности появились у локальных компаний, расскажет Семенов Александр Львович, генеральный директор фабрики «Кухонный Двор».

Рынок замер: бегство зарубежных компаний и новые реалии

В начале весны рынок замер в связи с появлением целого ряда новых вызовов. Настал период неопределенности, в котором находились абсолютно все – как зарубежные, так и российские компании. Бизнес не знал, какие меры стоит предпринять, на что сделать упор. Сложности были как очевидные, связанные с поставками материалов, логистикой и тд., так и менее явные – ограничительные меры против банков, рост цен в связи со скачками валют.

Следующим этапом стала приостановка деятельности зарубежных компаний с последующим их уходом с российского рынка – на такую ситуацию особенно остро отреагировали потребители. Уход крупных игроков (например, IKEA), за многие годы ставших привычными для потребителя, на какое-то время спровоцировал волну паники и желания у покупателей поскорее вернуться к отложенным покупкам и приобрести что-либо впрок до ожидаемого подъема цен. Подобная ситуация, когда уже сформированный рынок покидают крупные компании, чревата резким падением предложения – при этом, спрос как минимум остается на прежнем уровне, а иногда и взлетает: так, в феврале 2022 года объем расходов потребителей на нашу продукцию вырос на 13%, а в марте на 78% (относительно февраля и марта 2021 г., соответственно). Подобное положение дел может привести не только к увеличению нагрузки на локальных игроков, которые и так переживают трудности, но и поставить под удар малый бизнес, у которого меньше возможностей для удовлетворения спроса.

Время перемен: логистика, поставщики и ценообразование

Кризис и все его вытекающие сделали свое дело, и март-апрель 2022 года стали временем новых структурных изменений: нестабильность импорта, поиск новых поставщиков и рост цен на материалы в связи со скачкообразными изменениями курсов валют – все это стало причиной повышения цен на конечную продукцию. Изменения в том числе коснулись и нашей компании: несмотря на то, что уже через два месяца мы вернулись к ценам 2021 года, на тот период стоимость продукции была повышена в среднем на 15%.

Особое место в списке вызовов для мебельной индустрии заняли сдвиги в логистике и поставках: санкционная политика, бойкотирование работы с российским бизнесом многих иностранных компаний и другие последствия кризиса сделали необходимым быстрый пересмотр логистических каналов и пула партнеров. Для нас основной задачей стал выход на новых поставщиков материалов и комплектующих, чтобы минимизировать риски, сохраняя при этом прежний уровень поставок и цен. В силу ситуации на рынке задача была не из легких: прежние логистические цепочки были полностью или частично приостановлены, в то время как сроки и цены на доставку выросли немыслимо – выбирать поставщиков приходилось с особой осторожностью. Каждый из них проходил трехэтапную проверку на качество продукции, а также должен был соответствовать всем параметрам специально-разработанного чек-листа – такой подход стабилизировал поставки и логистику. Таким образом, бизнес продолжил работать без простоя, приспосабливаясь к новым реалиям.

 «До» и «после»: что же стало с российским рынком мебели?

После начала кризиса рынок мебели в России разделился на «до» и «после», и в таких обстоятельствах не у всех игроков хватило сил на системные изменения. Так, по данным АМДПР, в феврале 2022 года производство мебели в России выросло на 15% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году, и составило 4,6 млн. условных единиц продукции, а уже в марте объем производства снизился до 4,3 млн. условных единиц – на 3% по сравнению с мартом 2021 года. Важно отметить, что ситуация разнилась в зависимости от мебельного сегмента: к примеру, в первом квартале 2022 года кухонная мебель показала наибольший прирост в натуральном выражении – объем производства вырос на 39% и составил 1,9 млн. условных единиц (относительно первого квартала 2021). Также увеличился выпуск диванов и раскладных кроватей – рост составил 14% — до 0,06 млн. условных единиц. В то же время, производство деревянной мебели значительно сократилось – произошло падение на 10%, и объем выпуска составил 1,27 млн. условных единиц. Данные цифры подчеркивают неоднородность мебельного рынка: если в случае с кухонной мебелью наблюдался скачок интереса потребителя, то такого нельзя сказать о мебельном рынке в целом. Так, на фоне взрывного спроса кухонная мебель также стала одним из лидеров по росту производства с точки зрения себестоимости прибавив в первом квартале 26% к показателям прошлого года. Однако, уже в мае и июне отмечалось сокращение выпуска мебели на 23% и 35%, соответственно. Относительно результатов прошлого года – спрос резко упал, а вслед за ним и предложение. Такая ситуация на рынке связана с тем, что сегодня потребитель предпочитает более бюджетные товары, либо зачастую вовсе откладывает покупку мебели в пользу чего-то более срочного.

Крупные игроки с мощной производственной базой и стратегией устойчивого развития смогли преодолеть переломный этап и выйти на новый уровень. Такие компании дорожат своей репутацией на рынке гораздо больше, чем крупные зарубежные бренды, и благодаря этому им удалось удовлетворить спрос и потребности покупателя даже в столь непростое время.  В нашем случае, несмотря на экономический кризис и турбулентность на рынке, объем продаж в первом полугодии упал лишь незначительно – на 2,1%, что является очень приемлемым результатом для локального производителя в сегодняшних условиях. При этом с учетом индексации и прочих изменений финансового характера, в рублях мы и вовсе наблюдаем прирост порядка 22% по отношению к прошлому году.

Что может сделать российский производитель?

Ситуация, в которой крупные иностранные мебельные бренды покидают рынок, стала отправной точкой для российских компаний. Основным девизом последних месяцев стало «импортозамещение» – и это касается не только покупателей, но и самого бизнеса. Так, например, у «Кухонного Двора» доля импортных комплектующих значительно снизилась – с 50% до 30%, следуя общему тренду. При этом нам удалось сохранить качественные показатели, наработанные временем. В таком контексте производство, персонал и помещения также ищут своего «хозяина»: крупные российские компании осваивают активы покинувших рынок зарубежных коллег, и зачастую преуспевают в этом.

Для потребителя 2022 год стал временем более тесного знакомства с локальными брендами – и это подтверждается взрывным спросом весной этого года, в том числе и на нашу продукцию. Однако, принятие новых «правил игры» — это нелегкий процесс: покупатель был поставлен в такие рамки, что ему пришлось пройти стадию отрицания и стать более гибким. В таких же рамках оказался и бизнес: в сегодняшних условиях у российских производителей появилась прекрасная возможность доказать покупателю свою способность делать доступную и качественную мебель, при этом не пренебрегая дизайном. Важно помнить, что связь с миром осталась: производители продолжают следить за общемировыми трендами, и новые линейки отражают актуальные тенденции – как и прежде.

Новые возможности

Новым сегментом, рост которого мы наблюдаем у заметных игроков на рынке, стало развитие недорогих мебельных коллекций. Такой тренд связан с рядом факторов: по данным Росстата за март 2022 года, денежные доходы россиян в 1 квартале упали на 1,2% (относительно февраля 2021 г.), а в совокупности с ростом инфляции и цен произошло падение покупательной способности. Уход с рынка зарубежных компаний, занимавших средний и бюджетный сегменты мебельной отрасли, также стал важнейшим толчком – открылась целая ниша, под которую локальные компании стали адаптировать свое производство, одновременно подстраиваясь под нужды потребителя. Мы не стали исключением: 4 месяца назад, используя свои навыки и ресурсы, мы оперативно переосмыслили свою промо-коллекцию. Команда пересмотрела ценообразование, были добавлены новые цвета, что дало возможность покупателю приобретать не только красивую мебель, но и делать это по приемлемой цене. По нашим данным, за последнее время спрос на промо-линейку вырос с 4,5% до 12%, и такие цифры лишь подтверждают важность быстрой адаптации под нужды рынка.

О чем нельзя забывать

Компании ушли, а привычки потребителя остались – и это важно понимать. При оборудовании своей квартиры или дома клиенту важно получить то, к чему он успел привыкнуть за годы активного развития рынка и конкуренции на нем: к широкому ассортименту, качеству (как мебели, так и обслуживания), дизайну и долговечности покупаемой мебели. На данный момент мы с уверенностью можем сказать, что потребитель готов перейти на отечественные аналоги, но для этого ему нужны гарантии того самого качества, которое знакомые бренды предоставляли на протяжении многих лет. Если в это непростое время российский производитель сможет завоевать доверие покупателя, то следующей задачей станет его удержание – и, в связи с этим необходимо продолжать развиваться и становиться еще лучше.

Основные точки роста

Несмотря на потрясения весны 2022 года, с июля мебельный рынок начинает возвращаться к привычному вектору: основной переломный момент пройден, и возвращается ясность в поведении потребителя и понимание новых логистических условий. Сильные локальные игроки смогли выстоять, но теперь им предстоит показать себя. Сейчас главной задачей станет наращивание доли на рынке, следуя двум основным направлениям:

  • Быстрое и качественное «заполнение» освободившихся ниш;
  • Адаптация производства под бюджетную продукцию, которая не сможет быть обеспечена иностранными брендами в связи с высокой стоимостью энергоресурсов, а также проблемами с поставками и логистикой.

Отечественному производителю предстоит научиться извлекать выгоду из тех рамок, в которых он теперь существует, что является вполне выполнимой задачей в ближайшей перспективе.

*материал опубликован на правах рекламы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

мп-спец-в-контенте