Ситуация в m-commerce вплотную приблизилась к тому моменту, когда даже самая смелая фантазия перестает казаться нереальной. Поэтому вряд ли кого-то удивит искусственный интеллект, программы распознавания эмоций и другие чудеса, которые ждут нас в следующем году.

Аудитория будет расти медленнее

Скорее всего, 2018 год станет последним в эпохе стремительного роста количества пользователей мобайла. И ничего страшного в этом нет. Просто резерв для расширения рано или поздно должен быть исчерпан. В 2016 году общая аудитория выросла только на 2%, при этом тех, кто еще и использовал смартфон, стало больше на 9%.

Всего в интернете на тот момент сидело 87 млн. россиян, 66 млн. из них применяли для этого и мобильные устройства. Неохваченных осталось немало, и, очевидно, что вторая цифра будет стремиться к первой. И чем ближе они будут, тем медленнее это будет происходить.

К тому же факторы, которые способствовали популярности смартфонов среди россиян (мода на гаджеты, быстрый мобильный интернет, появление дешевых и доступных моделей, выгодные тарифы) уже сыграли и теперь в меньшей степени будут подталкивать к росту аудитории. Конечно, если мобильные операторы вдруг не расщедрятся на существенное снижение стоимости мегабайта.

Победа нативных приложений над адаптивным дизайном

Собственно, большинству разработчиков и не надо доказывать преимущества нативных приложений. Однако зачастую даже крупные компании выбирали вариант с созданием адаптивного дизайна для своего сайта. Объяснялось это банальной экономией. Полноценная программа стоит существенно дороже, а разработка занимает больше времени, поэтому многие старались получить канал продаж через мобайл с минимальными издержками. Уже сейчас становится понятно, что такая практика порочна.

Нативные приложения предоставляют m-commerce функции, которые напрямую влияют на эффективность работы интернет-магазина и способствуют увеличению продаж. Речь идет не только о геолокации, другие функции (QR/BAR коды, мобильные платежи, push-уведомления) не менее востребованы.

Например, еще в 2016 году появилось небольшое исследование от фирмы Kuhana, согласно которому приложения с работающими push-уведомлениями через девяносто дней сохранили 27,6% пользователей, а те, в которых этой функции не было – всего 10,1%. Так что адаптивный дизайн останется только в тех проектах, которые не связаны с продажами напрямую.

Бум приложений с геолокацией

Честно говоря, непонятно, что раньше сдерживало это направление. Возможно, разработчики считали, что геолокация только грузит аккумулятор без значительной практической пользы, а заказчики опасались негативной реакции покупателей. Все же возможность программы в любой момент узнать, где находятся клиенты – будто из страшилок фантастов.

Однако восторги пользователей на игру Pokémon GO явно показали, что страхи бизнеса преувеличены. Сто миллионов человек, которые установили игру, не остановили ни теория заговора, ни Большой Брат, который следит за ними через интернет. Так что стоит ждать большого количества чисто коммерческих приложений с геолокацией.

Тот факт, что в России только у 20% владельцев смартфонов эта функция постоянно включена, не помешает. Скорее всего, это объясняется отсутствием достойных и раскрученных продуктов. И с этим ситуация уже начала улучшаться. На рынке появилось несколько интересных сервисов и приложений, которые активно используют возможности определения местоположения. Про одно из них мы уже писали.

Комментарий эксперта. Роман Бикбов, создатель мобильного приложения LaLaSale: «При общении со многими партнерами на ранней стадии создания продукта, мы действительно сталкивались с мнением, что большая часть пользователей отключают функцию геолокации и «прячут» свой мобильный телефон. Практика показала, что у 82% наших пользователей геолокация включена – наша система получает сигнал, когда пользователь заходит в зону охвата того или иного торгового центра, и мы направляем «мягкое» push-уведомление, на которое очень правильная реакция со стороны пользователя, потому что он получил в самое точное время нужную информацию и дополнительную выгоду».

Персонификация из онлайна в офлайн и наоборот

Для электронной коммерции во всем ее многообразии подготовка индивидуального предложения для клиента – это нормальная ситуация. Не секрет, что за действиями посетителей на сайте следят разнообразные трекеры. Это делается не только для того, чтобы понимать, чего на самом деле хотят потенциальные покупатели. Следующий шаг — индивидуальная скидка или автоматический подбор товара. Однако развитие мобильного интернета и m-commerce позволит вывести персонификацию на новый уровень.

Мобильное приложение с геолокацией может объединить продажи через обычные магазины и интернет. Ожидается просто массовое появление сервисов, которые связывают эти два направления. Уже сейчас проект «LaLaSale» предоставляет возможность магазину персонифицировать акции, исходя из месторасположения потребителя и его реакции на предыдущие предложения.

В будущем эти системы будут только совершенствоваться. Можно легко предположить создание сервиса, который состоит из системы распознавания эмоций (вроде российского «Видеоинтеллекта») и агрегатора скидок. Она могла бы запоминать модели, которые вызвали позитивные впечатления у покупателей в торговом зале, и впоследствии сообщать им о скидках на них.

Комментарий эксперта. Роман Бикбов, создатель мобильного приложения LaLaSale: «Помимо просто геолокации должна быть дополнительная фишка. На рынке присутствуют сервисы, которые информируют пользователей о наличии акций в торговом центре, мимо которого пользователь, допустим, проезжает. Здесь не хватает особого импульса, зацепки. Поэтому «выстрел» зачастую оказывается холостым. Даже персонализированное предложение далеко не всегда позволяет получить желаемый эффект. К примеру, покупатель интересуется футболом (и ритейлер каким-то образом об этом знает) и получает уведомление, что сейчас в магазине поблизости от него проходит акция на футбольные бутсы – он среагирует с низкой долей вероятности. Но если покупатель уже находится в торговом центре, настроен на покупки, в состоянии выбора или прохождения запланированного маршрута, и ему предлагают дополнительную скидку (и не обязательно на футбольные бутсы), которой воспользоваться он может только сегодня, то вероятность посещения им магазина (не исключено, что оно первое) и приобретения товара сильно увеличивается».

Может еще искусственный интеллект?

Честно говоря, пора. Автопилот тестируется на городских дорогах уже в нескольких странах. Чем ритейл хуже? Продажи тоже давно надо доверить искусственному интеллекту. И касается это в целом всего e-commerce, а не только мобайла. Вполне возможно, что 2018 год станет первым, в котором этот увлекательный процесс доверят роботу. По крайней мере, намеки на это есть.

Работу над CRM-системами, которые ведут переговоры с клиентами без участия человека, анонсировали практически все мировые лидеры: Siebel, SugarCRM, Salesforce и другие. Украинская компания WebProduction вообще обещает выпустить такую на рынок уже в этом году. В августе появились новости о том, что их «OneBox Next», в которой общение будет максимально автоматизировано, уже находится в закрытом тестировании.

Если такой робот-продажник заработает хотя бы на половину заявленных возможностей, то позволит оптимизировать всю систему общения с клиентами. Так почему бы будущему не наступить уже завтра?

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar