Одной из главных целей пилотного проекта по внедрению RFID-технологии в сети Media Markt помимо сокращения издержек и защиты от краж стало увеличение customer value – ценности в глазах покупателя

Кейс: внедрение RFID-технологии в сети Media Markt
Сроки: январь 2012 г. – май 2013 г.
Инвестиции: 164 000 евро в пилотный магазин, 100 000 евро в последующие (прогноз)
Спикер: Бьёрн Грайфф, директор по информационным технологиям и организации бизнес-процессов Media-Saturn Russia

Все ради покупателя

Одна из основных сложностей в работе с товарными категориями Entertainment и «Аксессуары» в магазинах Media Markt заключается в том, что в процессе выбора товара покупатель периодически не возвращает его на свое место.

В результате появляются out of stock – неучтенные товары, которые формально числятся в системе, но продать которые практически невозможно до тех пор, пока они не будут положены на место. Полная инвентаризация в магазине проходит два раза в год, и еще раз в квартал проходит инвентаризация в отделах Entertainment и «Аксессуары». Хотя сотрудники отдела по мере возможности поддерживают порядок на полках, но приоритет для них – консультирование покупателей, поэтому в случае очень большого траффика (например, в предновогодний период) у них просто не остается времени на сортировку товара. «Таким образом, при самом худшем раскладе товар может лежать не на своем месте до 90 дней, в течение которых продать его невозможно», — говорит Бьёрн Грайфф, директор по информационным технологиям и организации бизнес-процессов Media-Saturn Russia.

У этой ситуации есть и вторая сторона – разочарованный покупатель: уточнив в интернет-магазине или call-центре, что какой-то товар есть в наличии, он приезжает в магазин, но не находит его на полке.

Третья «пострадавшая» сторона – это сотрудники отдела, которым еженедельно приходилось посвящать приемке товара в общей сложности целый день, сканируя каждый диск или аксессуар по отдельности. «Надо сказать, это совсем не весело – говорит Бьёрн Грайфф. – Почему бы не автоматизировать прием товара с помощью RFID-меток, а освободившееся время посвятить консультированию покупателей? Тем более, что сейчас эта технология вышла на тот уровень, когда ее можно использовать в «живых магазинах».

По словам топ-менеджера, именно увеличение customer value – ценности в глазах покупателя – являлось первоочередной целью внедрения RFID-технологии.

Инновационная эстафета

В проекте по внедрению RFID-технологии у Media Markt было с кого брать пример. Немецкая Metro Group, в состав которой входит ритейлер, является одним из пионеров в этой области. В 2005 г. в Германии компания начала использовать радиочастоные метки в логистике и управлении складом, маркируя ими паллеты и коробки. Также у ритейлера был опыт применения данной технологии в торговом зале: в real,- Future Store под Дюссельдорфом работают так называемые умные полки в мясном отделе, которые посылают сигнал в разделочный цех, когда какой-то из товаров заканчивается. Кроме того, радиочастотные метки тестируются в сети универмагов Galeria Kaufhoff для маркирования одежды в сочетании с умными зеркалами, показывающими доступные цвета и размеры примеряемой вещи.

«В нашем проекте мы, разумеется, пользовались экспертизой Metro Group, у которой за семь лет работы с RFID накопился огромный опыт – какая должна быть частота сигнала и радиус действия у метки для того или иного товара, и какой сканер нужен для этого», — отмечает Бьёрн Грайфф.

На подготовку к запуску пилотного проекта ушел почти год. Наконец, в ноябре 2012 г. Media Markt первым среди российских сетей начал тестирование технологии радиочастотной идентификации в действующем магазине в ТЦ «Золотой Вавилон Ростокино».

RFID в действии

Оборудование для сканирования (ворота для склада и ручные сканеры для торгового зала) было закуплено у компании Checkpoint, поставщиком RFID-меток выступила компания Smartrack. Стоимость меток составляет 7-10 евроцентов за штуку, однако, по мнению Бьёрна Грайффа, по мере развития технологии она будет снижаться.

Радиочастотные метки для CD и DVD-дисков ритейлер наклеивает самостоятельно на своем РЦ в Подмосковье с помощью того же оборудования, которое сортирует диски и автоматически клеит антикражные метки. Встроенный RFID-сканер тут же проверяет, все ли метки считываются. Товары категории «Аксессуары» для Media Markt в «Золотом Вавилоне» обеспечивает радиочастотными метками поставщик – компания «Бюрократ».

В самом магазине в ТЦ «Золотой Вавилон» ворота с RFID-сканером установлены на складе, где происходит приемка товара, ручные сканеры есть в торговом зале, а на выходе метки сканируются антикражными рамками со специальным оснащением.

Проходя через первые ворота, каждая единица товара попадает в учетную систему, при сканировании в зале уже разложенного по полкам товара она привязывается к определенному месту. Сотрудник, вооруженный ручным сканером, каждое утро делает обход отдела. Если какой-то товар лежит не на своем месте, система сообщает об этом, отображая образ «заблудившегося» диска, и дает информацию о том, куда его нужно переложить. Пятиминутная процедура не просто оптимизирует работу отдела (сотрудники могут не тратить время на наведение порядка вручную в течение дня), но и гарантировать, что покупатель сможет найти нужный товар именно там, где ищет. При попытке кражи товара с RFID-меткой оснащенные сканерами рамки на выходе из магазина запищат и точно укажут, какой именно товар покинул магазин незаконно.

Расходы пополам

Инвестиции в пилотный проект составят, по оценке ритейлера, 164 000 евро. «Для тестирования мы закупили больше оборудования, чем требуется одному магазину, чтобы иметь возможность попробовать максимум вариантов и иметь полное представление о возможностях технологии, – рассказывает Бьёрн Грайфф. – Инвестиции в последующие магазины, по нашим расчетам, составят не более 100 000 евро».

Самый животрепещущий вопрос – кто платит за RFID-метки – Media Markt решает так: метки для дисков оплачивает ритейлер, расходы на метки для аксессуаров берет на себя «Бюрократ». Взамен поставщик ожидает, что сеть поделится опытом в использовании меток. «Метки тем быстрее окупаются, чем длиннее цепочка поставок, – комментирует Бьёрн Грайфф. – Для вендоров и дистрибьюторов внедрение этой технологии еще выгоднее, чем для магазина. Сегодня консультанты по RFID стоят очень дорого, мы даем возможность нашим партнерам одними из первых в России получить экспертизу в технологии, на которой завтра можно будет экономить миллионы».

Большие ожидания

Задача пилотного внедрения – оценка потенциала новой технологии. По расчетам Media Markt, на первом этапе использование RFID сократит трудозатраты одного сотрудника и увеличит продажи за счет того, что товар всегда будет на своем месте. «Самое ценное для нас – практический опыт, который можно получить только через обратную связь от сотрудников магазина, которые будут в реальных условиях работать с RFID», – комментирует цели проекта Бьёрн Грайфф.

В компании не исключают, что в случае успешного тестирования в отделах Entertainment и «Аксессуары», RFID-метками могут быть оснащены и другие товары. «Мы взяли самые проблемные категории с точки зрения учета, краж и относительной стоимости меток. Если пойдёт здесь – пойдет везде. И потом нанесение 10-центовой метки на дорогой телевизор экономически целесообразней, чем на CD-диск», – отмечает Бьёрн Грайфф. Однако, по словам топ-менеджера, для этого придется заинтересовать поставщиков в использования данной технологии, что сейчас может быть непросто.

«Мы уверены, что сегодня выгоды, которые получит поставщик от внедрения RFID по всей своей логистической цепочке, серьезно недооценены, – комментирует Бьёрн Грайфф. – Если продуктовому гиганту WalMart достаточно заявить, что без RFID-меток он не примет товар на полки, и все поставщики будут вынуждены их клеить, то мы не в том положении на российском рынке, чтобы диктовать свои условия». Однако топ-менеджер уверен, что в ближайшем будущем RFID-технология будет востребована, поскольку она позволит и поставщикам, и ритейлерам добиться существенного сокращения издержек. В случае успешного тестирования ритейлер готов полностью перестроить свои бизнес-процессы под новую технологию.

Перейти к оглавлению обзора

* Кейс из книги "Инновации в ритейле", которая выйдет в феврале 2013 г.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar