По прогнозам аналитиков, по итогам 2019 года российский рынок одежды, обуви и аксессуаров сократится впервые с кризисного 2015 года — на 3–4% примерно до 2,29 трлн рублей. Причины, как обычно, комплексные — от снижения доходов россиян до необычной погоды. Мы поговорили с экспертами и участниками рынка, чтобы понять, что происходит и чего ждать fashion-ритейлу в 2020 году.

Что случилось

По оценке аналитиков Fashion Consulting Group, 2019 год окажется худшим за четыре года для российского рынка одежды и обуви. В исследовании говорится, что оборот сократится на 3–4% до 2,26–2,29 трлн рублей. По оценке главы агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, с учётом трансграничной онлайн-торговли продажи одежды, обуви и аксессуаров в 2019 году упали на 4% до 2,5 трлн рублей.

Предыдущее падение рынка случилось по итогам 2015 года — тогда российский fashion-ритейл сократился сразу на 9% до 2,27 трлн рублей. В следующие два года рынок только рос, а в 2018-м — оставался на уровне 2017-го. При этом именно одежда стала основной статьёй экономии россиян в 2019-м: по данным исследования Nielsen и Conference Board, в 3 квартале на одежде экономили 52% россиян.

В чём причины

Снижение доходов и рост долгов населения

Все опрошенные RETAILER.ru эксперты назвали первой ключевой проблемой fashion-ритейла сложности с реальными доходами россиян. По данным Росстата, с января по сентябрь 2019 года уровень доходов жителей РФ упал на 0,8%. Показатель снижается минимум пять лет — и за это время (с 2014 по 2019 годы) доля расходов на покупку одежды и обуви сократилась с 10,4% в 4 квартале 2014 года до 6,9% во 2 квартале 2019 года (также данные Росстата).

«Ключевыми факторами, влияющими на fashion-рынок, по-прежнему остаются макроэкономические факторы (снижение реальных располагаемых доходов населения, инфляция), которые продолжают сдерживать рост потребительского рынка, что отражается на слабом росте товарооборота ритейлеров. Динамичный рост интернет-торговли, который бы трансформировался в конкуренцию для традиционной торговли, характерен на сегодняшний день только для Московского региона, Санкт-Петербурга и некоторых городов-миллионников», — рассказали RETAILER.ru в консалтинговой компании CBRE. 

Похожие аргументы приводит и руководитель практики Retail компании AIC Александр Яковлев. «С падением доходов люди стараются тратить меньше на одежду, электронику и путешествия, но больше тратят на продукты питания и “быстрые и дешевые удовольствия”. В крупных городах покупка продуктов питания стала простой и быстрой. Готовая еда стоит не то чтобы запредельных денег, дарксторы и дарк китчены постепенно завоевывают рынок. Можно предположить ,что потребители могут сделать выбор в пользу “вкусно и быстро поесть”, нежели в пользу “одеться в новое”», — утверждает Яковлев.

Именно об этом — а ещё о повышении долговой нагрузки на россиян — говорила ранее «Коммерсанту» гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. «Средства, которые люди могут потратить на категории «одежда» и «обувь», продолжают сокращаться. А одежда и обувь продолжают оставаться главной статьей экономии в российских семьях, опережая даже развлечения вне дома», — цитирует её слова издание. С долгами всё обстоит ещё хуже: по данным Национального бюро кредитных историй, к 1 октября 2019 года средний показатель долговой нагрузки россиян достиг 24,6%.

При этом проблемы спроса традиционно не касаются сегмента «люкс». «Люкс, как и в предыдущие годы, достаточно стабилен, и такие бренды как Chanel, Dior, Tiffany&Co и Bulgari продемонстрировали рост продаж — объясняемый в том числе тем, что их целевая аудитория потратила больше на локальном российском рынке, а прирост туристов из Китая, как еще один фактор, только в первой половине 2019 года составил 25% like for like к предыдущему году», — прокомментировали RETAILER.ru состояние сегмента в CBRE.

Погода

В России второй год стоит аномально тёплая зима (почти везде средняя температура воздуха держится на несколько градусов выше климатической нормы) — и это стало существенным фактором, влияющим на продажи одежды. О возможных проблемах из-за погоды ритейлеры предупреждали ещё в середине декабря: так, производители и продавцы меховых изделий прогнозировали падение продаж своей продукции на 20–25% в 4 квартале 2019 года из-за высоких зимних температур. В Российском пушно-меховом союзе оценили фактическое снижение продаж в декабре 2019 года в 30–35% по сравнению с декабрём 2018 года.

При этом участники рынка склонны рассматривать погодные аномалии больше как дополнительный — хотя и важный — фактор, влияющий на fashion-ритейл. Погода только усилила системные проблемы отрасли, уверены они, и основное влияние на рынок оказывают всё же падение покупательской способности россиян и связанные с этим эффекты — снижение трафика в торговых центрах, уменьшение среднего чека в онлайн-магазинах и прочие. Так, глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров в беседе с «Коммерсантом» предположил, что ритейлеры столкнутся с проблемами при продаже зимних коллекций одежды, и придётся «либо распродавать существующие зимние коллекции в следующем сезоне, либо радикально снижать цены, чтобы избавиться от товара в этом».

Потребительские тренды

Поведение покупателей меняется не только по экономическим причинам: заметную роль сейчас играют и актуальные тренды, главный из которых — осознанное потребление. «Хочется верить, что одной из причин падения продаж может стать осознанное потребление, когда люди уделяют внимание разумному потреблению товаров, услуг и ресурсов в повседневной жизни. Экономия воды, эко-тренды, отказ от захламления гардероба — все это может также быть хоть и малой частью, но все же причиной падения», — говорит Яковлев. Кроме того, он предположил, что ещё одним фактором влияния на рынок может быть рост качества одежды в магазинах. «Почему-то мне кажется, что качество производимой и продаваемой одежды выросло. Соответственно и потребность в замене одежды вышедшей из строя может снижаться», — отметил он.

В значимости тренда на осознанное потребление убеждена и сооснователь сервиса аренды вещей Next2U Екатерина Крайванова. «Во-первых, меньше бездумных покупок. Во-вторых, удовлетворение потребностей за счет аренды. Благодаря большому количеству предложений в этом сегменте взять вечернее платье на Новый год дешевле, удобнее и экологичнее. Взять наряд для ребенка на утренник также проще и целесообразнее в аренду. Вместе с трендом и осознанным потреблением растет количество предложений и уровень сервиса», — на примере собственного сегмента рассуждает Крайванова.

Разумное потребление в числе факторов влияния на рынок называет и Лебсак-Клейманс. В беседе с «Коммерсантом» она отметила, что «в 2019 году покупатели впервые стали массово стремиться к разумному потреблению, в том числе к длительному использованию товаров» — и этим ещё раз подчеркнула тренд на «осознанность» покупок.

Что дальше

Эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что в 2020 году fashion-ритейл в России ждёт стагнация на фоне роста онлайн-продаж. Об этом, в частности, заявил в комментарии «Коммерсанту» президент сети Baon Илья Ярошенко. Александр Яковлев также уверен, что ждать драматических изменений не стоит, а рынок «продолжит немного, но сокращаться».

Роста сегмента ждут только в регионах, причём точечно — в зависимости от уровня конкуренции. О сохраняющемся развитии рынка за пределами Москвы и Петербурга говорят и Крайванова, и Яковлев: последний убеждён, что в регионы пойдёт масс-маркет, который «уверенно стал чувствовать себя в больших городах». Также в числе факторов роста — развитие локальных брендов и собственных торговых марок, уверен он.

Алексей Максимук | RETAILER.ru

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла. 

мп-спец-в-контенте