В 2019 году государство нанесет производителям и продавцам контрафакта сокрушительный удар. В этом ему поможет маркировка различных товаров: от табачных изделий, обуви, духов и туалетной воды до фотокамер, шин и одежды. Список продукции для обязательной маркировки большой, но не окончательный. В 2020 году планируется маркировка лекарств. Елена Рябова, руководитель дирекции автоматизации розничной торговли компании «Первый БИТ», о том, что нас ждет.

Все началось в 2016 году с маркировки меховых изделий. Тогда у предпринимателей возникла масса вопросов о том, что нужно для маркировки товара, какие правила соблюдать, чтобы избежать штрафов и конфискации продукции.

В зависимости от административного нарушения компаниям грозит штраф от 50 000 до 300 000 рублей. Должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на 5000 — 10 000 рублей. При реализации не маркированных меховых изделий на общую сумму 2,25 млн. рублей продавцу грозит до трех лет лишения свободы.

Много вопросов по маркировке у производителей и продавцов будет и в этот раз. По крайней мере, у тех, кто стремится соответствовать букве закона. И один из этих вопросов будет звучать так: что делать нам, предпринимателям, с тотальной маркировкой? Ответ прост: заранее к ней подготовиться.

Кратко о маркировке

На каждую единицу товара наносится уникальный код в виде штрих-кода DataMatrix или RFID-метки. При их считывании сканирующими устройствами данные (описание товара, наименование производителя и страны-изготовителя, номер декларации о соответствии и т.д.) по продукции передаются в ГИС «Маркировка». Таким способом, можно контролировать движение товаров от производителя до прилавка. Информация о продажах, помимо ГИС «Маркировка», передается также онлайн-кассами в ФНС.

Что это принесет бизнесу

Радости и слезы. Производители получат возможность в режиме реального времени контролировать географию и объем продаж своих товаров. Это поможет планировать производство, ценообразование, стимулировать спрос при помощи сезонных акций и снизить издержки.

Однако за это придется заплатить. И затраты будут зависеть от размера бизнеса. Но процесс внедрения новой технологии для всех един: нужно приобрести оборудование для маркировки, внедрить его в производственную линию, внести доработки в системе автоматизации на производстве и на складах хранения.

Продавцам для эффективной работы с маркировкой нужно будет вводить партионный учет и адресное хранение. Эти операции можно выполнять с помощью WMS-систем. Они уже используются на многих складах, позволяя сократить количество неликвида до 2-3%, а точность отгрузок увеличить до 98%. Поэтому введение WMS-системы только подтолкнет бизнес к развитию.

Что делать?

Автоматизироваться и установить оборудование для маркировки, чтобы быть готовым к «встрече» с ней. Рекомендуем спланировать процесс так:

1. Назначить ответственного за внедрение маркировки. Это может быть начальник сбытовой службы или ИТ-директор.
2. Расписать все бизнес-процессы, которых коснется маркировка, и проанализировать, как они изменятся после ее внедрения.
3. Выделить бюджет на указанные работы.
4. Закупить оборудование и программное обеспечение, если они еще не используются на предприятии.
5. Составить план-график запуска процессов и назначить ответственных за каждый этап.

Весь процесс внедрения, как правило, занимает от 3 до 6 месяцев у средних и крупных предприятий. Малый бизнес справляется за 1 — 2 месяца. Все зависит от согласованности внутри компании и спроса на услуги специалистов по маркировке. Например, когда был пик внедрения ЕГАИСа, срок ожидания оборудования и свободных специалистов составлял около одного месяца.

Что будет, если все делать в последний момент

Уйма ошибок. Поэтому лучше заранее подготовиться. И главное в этом деле – не забыть про обучение сотрудников. Нужно протестировать систему как минимум за месяц до ее рабочего запуска, проверить, что все сотрудники выполняют операции правильно.

Например, в ЕГАИСе неправильные действия сотрудников зачастую приводили к расхождениям, на устранение которых наши специалисты тратили по 5-10 часов. После этого приходилось переучивать пользователей программы, а это тоже время и ресурсы.

Совет

Рекомендую производственным и оптовым компаниям готовиться к маркировке за полгода до официального запуска. Несетевой рознице без распределительных складов – минимум за месяц. Это процесс, который нужно запустить один раз и сделать все правильно, тогда маркировка принесет пользу вашему бизнесу, даст возможности для развития, и заодно поможет вам «нокаутировать» производителей и продавцов контрафакта.

Елена Рябова, руководитель дирекции автоматизации розничной торговли компании «Первый БИТ»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
1 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Геннадий
Геннадий
5 лет назад

Дело конечно хорошее для анализа движения и продажи товаров. С производителями понятно, маркировка на стадии производства или упаковки. А как быть рознице , которая работает на автономных ККТ, на которых не включен режим передачи данных в ОФД-НИ. Для нас это 80% территории. Соответственно в этих местах если интернет и есть , то не стабильный. Проводили семинары для пользователей ККТ, показывали ККТ в разных режимах — онлайн и автономном. отправки с онлайн касс в районах не было, хотя вроде сотовая и работает. Про работу ЕГАИС я вообще умолчу, когда отрывают марки с бутылок или переливают содержимое в тару покупателя, что бы… читать все