Подготовка

Дмитрий Алексеев, руководитель розничного отдела группы компаний «МТ» считает, что перед началом проектирования прикассовой зоны (ПЗ), необходимо оценить площадь торговых помещений и понять процесс организации торговли: «Далее, просчитать возможную проходимость данного магазина и спрогнозировать движение потоков покупателей. Также, необходимо оценить специфику учета товаров и организовать систему навигации на всей территории магазина».  Татьяна Москалева, руководитель службы по связям с общественностью ГК DIXIS: «В первую очередь, необходимо определиться с такими важнейшими вещами как:

зонирование помещения;
направление потока покупателей и его объем;
безопасность;
определить товарные группы, которые будут располагаться в ПЗ».

Наталья Романова, ведущий мерчандайзер сети магазинов бытовой техники «DOMO», дополняет: «Местоположение ПЗ зависит от расположения входа-выхода в магазин и распределения потока покупателей. Проектирование, оформление и оснащение ПЗ формируется в зависимости от функций, которые отводятся данной зоне. А именно:

обеспечение удобства для покупателей и кассиров;
привлекательное представление так называемых предметов импульсного спроса (оборудование, выкладка, правильный подбор);
дополнительное информирование покупателей о проводимых акциях и конкурентных преимуществах компании;
необходимость освободить покупателя от дополнительных методов «досмотра» и т. д.».

Акцент на удобстве ставит Максим Захир, директор по маркетингу торговой сети «Белый Ветер – ЦИФРОВОЙ»: «От того, какая функциональная нагрузка возложена на прикассовую зону, зависит её организация.  В любом случае она должна быть максимально удобной и эргономичной как для покупателей, так и кассиров».

 

Когда начинать?

Дмитрий Шлянчак, руководитель учебного центра сети универсамов «ПАТЭРСОН»: «При проектировании  магазина определяется метраж и конфигурация торгового  зала, пространство для административных и служебных помещений, наличие основных и служебного входов. Прикассовая зона проектируется сразу же после определения границ торгового зала и расположения входа в магазин. На этом же этапе определяется место расположения ПЗ, занимаемая  кассовыми боксами площадь и привязка к зоне входа  непосредственно в торговый зал». Соглашается с коллегой Дмитрий Парфенов, директор по закупкам направления продовольственных товаров ГК «Виктория»: «Сразу, когда проектируется магазин. Когда есть предварительный набросок торгового зала, мы определяем, где будут стоять кассовые узлы, какие и каких размеров, их количество. В этот же момент уже имеет смысл закладывать размер прикассового оборудования. Чтобы потом не обидеть торговый зал из-за того, что нет достаточного прохода между стеллажом и прикассовой зоной».

Важный момент: все участники обзора считают верным, что проектирование ПЗ следует осуществлять до момента приобретения новой торговой площади. «Площади для магазинов «Мир Техники» в основном приобретались в собственность. Именно поэтому планирование и разработка всех ПЗ осуществлялась еще до совершения сделки по приобретению помещений. Это являлось неотъемлемым и важным аспектом, т.к. неправильно  спланированная ПЗ в будущем вызвала бы дополнительные сложности», — рассказывает Дмитрий Алексеев. «Если строим, то с самого начала. Если арендуем, то после первого просмотра помещения», — говорит Татьяна Москалева. Торговые площади в сети «Лента» получают исключительно путем строения. «Поэтому прикассовая зона проектируется в момент, когда создается проект комплекса. Это может быть за год до открытия комплекса!», — рассказали Retailer.RU в отделе оборудования компании.

 

Типовой проект

Большинство сетевых операторов используют в работе один или несколько типовых проектов ПЗ. В отделе оборудования компании «Лента» говорят, что если случается вариант совсем непохожий на типовой проект, тогда начинается разработка ПЗ с нуля. По данным на ноябрь 2005 года в «Ленте» таких комплексов было два. Похожая практика сложилась и в сети универсамов «ПАТЭРСОН».  «Затраты на проектирование  ПЗ минимальны, т.к. имеется типовой порядок их размещения, универсальные планограммы и унифицированное оборудование. Сложности возникают лишь тогда, когда размещение оборудования производится не в одной, а двух ПЗ, или конфигурация и расположение торгового зала отличаются от  типовых, что имело место не более чем в 6% случаях от всего числа  введенных в строй универсамов «ПАТЭРСОН». Но даже и в этом случае расходы минимальны, требуется лишь чуть больше времени наших специалистов», — рассказывает Дмитрий Шлянчак.

 

Специфика проектирования ПЗ в зависимости от формата торговли

«В принципе, ПЗ для всех одинакова, и отличается, главным образом, размерами. А размер ПЗ зависит от размера торгового зала», — утверждает Дмитрий Парфенов. Елена Мусатова, представляя новый формат торговли – каскет, отмечает следующие особенности: «Наша прикассовая зона является ярким отражением современного имиджа всей сети. Она выполнена в темно-шоколадном тоне, который входит в число наших корпоративных цветов. Но главное ее отличие – уникальная форма, копирующая букву «Э». Смотрится очень стильно и оригинально».

Весьма специфичны ПЗ в магазинах формата cash&carry. Например, в «Ленте» говорят о двух разных категориях покупателей: оптовые и розничные. «Мы  используем достаточно большие покупательские тележки на колесиках, а на крупных комплексах используются еще и оптовые тележки с повышенной грузоподъемностью. Поэтому, нужно учитывать, как совместить большее количество касс и кассовых столов при этом, сохранив достаточно широкие проходы между ними. У нас политика заключается в том, что покупатель может подойти к любой кассе. Есть кассы с зауженными проходами, предназначенные не для оптовых покупателей. И было мнение, что стоит повесить таблички, что это экспресс-кассы, но потом решили этого не делать», — рассказывают в отделе оборудования компании «Лента». Другой пример, «Metro Cash&Carry». Во всех магазинах немецкой сети имеют место два вида ПЗ: для оптовых и мелко-оптовых покупателей. При этом в большинстве случаев сотрудники магазина не разрешают обычным покупателям оплачивать товар через оптовые кассы. 

 

Как правильно выбрать поставщика оборудования?

В «Ленте» считают, что становиться клиентом нового поставщика оборудования всегда рискованно. «У поставщика обязательно должен быть хороший референс–лист, со значимыми контактами. Если поставщик поставляет на окраины, и у него нет ни одного крупного объекта, то с таким работать опасно. Это конечно не основной критерий. Еще есть цены, качество, опыт работы поставщика». Согласен с подобным мнением и Дмитрий Алексеев: «Если говорить о первоначальном выборе подрядчика, то в первую очередь нужно проанализировать успешные ПЗ в магазинах подобного формата и оценить уровень профессионализма поставщиков со стороны». Дополняет ответы коллег Дмитрий Шлянчак: «В основе выбора, как правило, имеется несколько составляющих: предоставление поставщиком оборудования и услуг  предложения с оптимальным соотношением цена-качество, обеспечение гарантийного обслуживания и технического сопровождения, устойчивая репутация поставщика,  положительный опыт работы с компанией.  Как правило, вопросы эти решаются объявлением тендера».

Показателем цена-качество интересуются и в сети аптек «Первая Помощь», рассказывает Петр Грек: «Комплексное исследование всех ведущих поставщиков, маркетинговый анализ с точки зрения соотношения цена-качество». Интересный ответ удалось получить от Дмитрия Парфенова: «На самом деле оборудование для ПЗ делается на максимум 3 заводах в России и поэтому оно практически одинаковое. Бывают специальные заказы от производителей ТНП, чтобы им удобнее было размещать свои мастер-блоки, например, полочки, на которых шоколадки не скатываются. Поэтому поставщика оборудования можно выбрать исходя их экономических показателей: какова стоимость контракта, за чей счет установка и т.д.». 

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar