Дмитрий Шлянчак, руководитель учебного центра сети универсамов «Патэрсон»

 

 

 

— Дмитрий, что есть прикассовая зона универсама?

— Для нас – это, прежде всего, кассовые боксы и соответствующий программно-аппаратный комплекс средств для работы кассира-контролера.  В зависимости  от площади торгового зала, наши  универсамы комплектуется 6-12 кассовыми боксами. Несколько магазинов  для удобства  покупателей имеют 2 прикассовые зоны.

Наиболее адекватно отвечает бизнес-процессам наших  современных супермаркетов оборудование прикассовой зоны POS-терминалами с периферией и сканерами штрих-кода.

К прикассовой зоне относится также и устанавливаемое  там  специализированное торговое оборудование: напольные стойки, стеллажи, диспенсеры, мониторы и т.д.

— Мы тем или иным способом получаем новую торговую площадь (арендуем, покупаем, строим и т.д.). В какой момент уже надо начать мысленно проектировать прикассовую зону (ПЗ)?

— При проектировании  магазина определяется метраж и конфигурация торгового  зала, пространство для административных и служебных помещений, наличие основных и служебного входов. Прикассовая зона проектируется сразу же после определения границ торгового зала и расположения входа в магазин.

На этом же этапе определяется место расположения ПЗ, занимаемая  кассовыми боксами площадь и привязка к зоне входа  непосредственно в торговый зал. Учитываются возможные направления потока покупателей, визуальная доступность (видимость) покупателю кассовых боксов с различных точек наблюдения в торговом зале,  предусматривается четырехметровый коридор для размещения дополнительного оборудования.

— Как правильно начать проект по проектированию ПЗ?

— Надо учитывать торговую площадь, конфигурацию торгового зала, возможное расположение различного оборудования. Также, формат магазина,  его  территориальное расположение, количественные нормы размещения кассовых  мест (прибегая к помощи разработанного  нами типового проекта размещения кассовых боксов и POS-материалов). Надо использовать единые планограммы и маркетинговые подходы, обеспечивая сохранение фирменного стиля и узнаваемость нашего брэнда.

— В чем специфика проектирования ПЗ для формата торговли супермаркет?

— Учитывая, что прикассовая зона является в супермаркете местом покупок товаров импульсного спроса и в ряде случаев расположена рядом с зоной входа в торговый зал, а, следовательно, продолжает визуальный ряд торгового зала; для формирования позитивного первого  (очень значимого и важного) впечатления — оформлению прикассовой зоны уделяется особое внимание. Это достигается размещением информационных рекламных носителей , LCD  и плазменных экранов, визуальных элементов фирменного стиля компании, установкой удобных кассовых боксов, обеспечивающих широкие проходы и позволяющих  одновременно нескольким покупателям разместить покупки  на транспортере, произвести денежный расчет за покупку, её упаковать.

Кроме того, во всех универсамах « ПАТЭРСОН» установлено современное оборудование, позволяющее работать со всеми видами банковских  электронных платежных карт, дисконтных карт нашей сети, карт BEEBONUS. Использование POS-терминалов  и дополнительного оборудования позволяет также осуществлять практически моментальное зачисление денежных средств на оплату телефонных платежей всех ведущих российских операторов мобильной телефонной связи.

— Дмитрий, кто отвечает за оборудование ПЗ в Вашей компании?

— На разных этапах проектирования и ввода в строй универсама ответственные функции  по оборудованию и оснащению прикассовой зоны исполняют разные лица, начиная от представителей подрядчика и управления капитального строительства, до руководства и ответственных лиц магазина. Функции контроля и ответственность определены и сотрудникам управляющей компании,  за каждым из которых  закреплена конкретная функция (разработка и поддержание концепции выкладки, размещение рекламных и информационных материалов и т.д.).

В течение всей рабочей смены ответственность за состояние прикассовой зоны несет главный  кассир.

Кроме этого кассир-контролер, работающий на конкретной кассе, несет в соответствии с должностными обязанностями, ответственность за поддержание концепции выкладки в прикассовой зоне и актуальностью ценников, соблюдение стандартов обслуживания, техническую  готовность кассового оборудования, сопровождение  маркетинговых акций.

— Какова структура затрат на проектирование одной ПЗ? Каков бюджет всего проекта на один магазин?

— Затраты на проектирование  ПЗ минимальны, т.к. имеется типовой порядок их размещения, универсальные планограммы и унифицированное оборудование.

Сложности возникают лишь тогда, когда размещение оборудования производится не в одной, а двух ПЗ, или конфигурация и расположение торгового зала отличаются от  типовых, что имело место не более чем в 6% случаях от всего числа  введенных в строй универсамов «ПАТЭРСОН». Но даже и в этом случае расходы минимальны, требуется лишь чуть больше времени наших специалистов.

В структуре расходов на оснащение ПЗ более 90% приходится на приобретение и установку кассовых боксов, POS-терминалов, технических и программных средств.

— Как формулируется постановка задачи на проектирование прикассовой зоны? Какие требования к ней предъявляются? Какие характерные задачи/проблемы  решает прикассовая зона?

— Повторю, что прикассовая зона в супермаркете призвана служить местом импульсных покупок, поэтому размещенное в ней оборудование и информационные материалы должны  максимально способствовать удобству и  комфорту покупателей, увеличивая число лояльных клиентов.

Если зона входа формирует первичное визуальное представление о магазине и его особенностях, то зона касс в восприятии оплачивающего покупку клиента оставляет самый значимый  (яркий) финальный  след,  формируя  у него либо позитивное представление и желание (часто неосознаваемое) посетить супермаркет еще раз, либо не возвращаться сюда никогда. 

— Привлекаете ли Вы к проекту консультантов? Как правильно выбрать консалтинговую компанию?

— Нет, компания вышла на тот уровень, когда проработана унифицированная концепция, поддержание и развитие которой  находится в зоне ответственности менеджеров компании.

— Как правильно выбрать поставщика оборудования?

— В основе выбора, как правило, имеется несколько составляющих: предоставление поставщиком оборудования и услуг  предложения с оптимальным соотношением цена-качество, обеспечение гарантийного обслуживания и технического сопровождения, устойчивая репутация поставщика,  положительный опыт работы с компанией.  Как правило, вопросы эти решаются объявлением тендера.

— Из чего состоит рабочее место кассира в Ваших магазинах? Какие характерные особенности можно выделить в оборудовании рабочего места кассира?

— Рабочее место кассира включает в себя контрольно-кассовую машину (ККМ) для ведения детальных товарно-расчетных  операций. Наши терминалы приспособлены для работы с чековыми принтерами, сканерами, программируемыми  клавиатурами с ключами контроля доступа. Имеется кассовый ящик  кассира, программно управляемый POS-терминалом.

Нa мониторе кассира, который также является составной частью его рабочего места, отображается информация о текущей продаже. Особенностью кассовых боксов, применяемых в наших универсамах,  является кресло кассира, обеспечивающее фронтальную встречу (front facing)  покупателя  и круговой доступ к  модульным элементам оборудования.

— На основе каких данных оборудуется рабочее место кассира? Что нужно учитывать, перед тем как начать оборудовать рабочее место кассира?

Приоритеты для оборудования рабочего места кассира:

  • Соответствие требованиям законодательства  и действующим нормативным документам; поддержка фискальной платы и ЭКЛЗ («электронной контрольной ленты защищённой»); печать фискальных чеков и Z-отчетов;
  • Программная функциональность, обеспечивающая высокую скорость работы кассира: продажу; возврат; сторнирование; безналичную оплату; технологию штрихового кодирования; применение дисконтных программ и  иных маркетинговых проектов; сохранение полной информации о каждой покупке; проверку правильности передачи данных во внешнюю торговую систему; формирование отчетов и.т.д.
  • Обеспечение максимального  удобства покупателю при покупке, визуальная  доступность  для контроля  им действий кассира при совершении денежных операций, видимость сканирующего устройства, кассового дисплея, удобный проход, место для упаковывания;
  • Кассир — контролер тоже должен чувствовать себя комфортно на рабочем месте в ходе продолжительной рабочей  смены, иметь широкий обзор,  хорошо видеть покупателей и информацию с мониторов, иметь свободный доступ к  используемому оборудованию и покупкам для  их сканирования и помощи  клиентам.

— Сколько стоит рабочее место кассира?

— Сумма, выделяемая на оборудование одного рабочего места кассира, зависит от разных факторов, например от особенностей кассового бокса, который в свою очередь выбирается  с учетом метража торгового зала.  В любом случае порядок затрат определяется суммой с шестью знаками в  рублях.

— Бывают ли в Ваших магазинах очереди?

— Бывают, как и во всех сетевых магазинах, работающих в сегменте продуктовой розничной торговли.

— Нужно ли бороться с этим явлением?

— Обязательно. Для решения этой проблемы используются и корректировка регламента работы смены кассиров в зависимости от «часов пик», и визуальные схемы — подсказки в ПЗ, и отработка  технических скоростных навыков для ускорения платежного оформления покупки.

— Вы зарабатываете на очередях? Каким образом?

— На очереди зарабатывает конкурент, у которого очередей меньше.

Минимальное время в кассовой зоне при совершении  процесса оплаты покупки является конкурентным преимуществом супермаркета.

Наши стандарты обслуживания предусматривают временные нормативы обслуживания, достижению  и улучшению которых способствуют моторные тренинги, проводимые в  учебном центре в ХОДЕ ПЕРВИЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

— Какое оборудование в ПЗ способствует уменьшению очередей?

— Способствует современный программно-аппаратный комплекс, позволяющий кассиру  оперативно осуществить сканирование товара по штрих-коду на упаковке; считывающее устройство  для работы с различными электронными платежными средствами, позволяющее произвести безналичную оплату с  использованием банковских электронных карт.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments