Как стало известно "БИЗНЕС Online", в Казани в ближайшей перспективе появится симбиоз газетных киосков и пунктов продажи различных товаров, в том числе фастфуда и сигарет. Таким неоднозначным способом крупнейший игрок на рынке печатной розницы — ЗАО "Горпечать" — намерен переформатировать свой бизнес. В течение ближайшего года все устаревшие газетные киоски будут заменены на павильоны нового образца — их будет более сотни. Проект потребует инвестиций в размере 100 млн. рублей, которые планируется окупить в течение двух лет. Эксперты "БИЗНЕС Online" говорят, что такой проект позволит несколько увеличить рентабельность сети, но отмечают, что окупиться он сможет нескоро.

Как стало известно "БИЗНЕС Online", ЗАО "Горпечать" намерено в течение календарного года (до конца мая 2015 года) провести масштабные изменения в своей работе. Так, все существующие ныне киоски, продающие печатную продукцию, будут заменены на павильоны нового формата. Проект потребует инвестиций в размере 100 млн. рублей, которые предприятие намерено привлечь в виде кредита.

"В течение года мы поменяем все свои киоски под европейский формат. Существующие киоски заменят павильоны европейского формата. Мы объездили ряд стран, в том числе европейских, и хотим создать в Казани нечто похожее — украсить облик города, уйти от устаревшего формата", — рассказал "БИЗНЕС Online" Зуфар Хакимзянов, директор сети "Горпечать". По его словам, сегодня в городе у "Горпечати" — 70 работающих киосков, а всего договоров аренды земли — 112. Соответственно, по его словам, новых павильонов в столице РТ также будет 112.

Отметим, что такой шаг делается не от легкой жизни. Как сообщил Хакимзянов, в последние годы ситуация на рынке продажи печатной продукции стала очень тяжелой, и после лишения киосков "вмененки" и перехода на классическую систему уплаты налогов, с НДС и резким увеличением социальных налогов, приходится работать в минус.

В интервью нашему изданию руководитель "Горпечати" еще в конце 2012 года рассказывал, что ассортимент предприятия активно диверсифицируется. "Мы начали реализовывать сигареты, жвачки, которые обеспечили к нам ежедневный поток покупателей. В свое время не все это восприняли позитивно, кому-то казалось, что "Горпечать" ушла от своего основного направления, что ей легче заниматься сигаретами. Но на самом деле это было сделано для того, чтобы мотивировать человека минимум один раз подойти к нашему киоску с утра", — рассказывал он. По словам Хакимзянова, на тот период в общем товарообороте 50% составляла печатная продукция, другие 50% — сопутствующие товары. Продавались косметические средства, а в круглосуточных киосках — даже хлеб. Тогда же в киосках появились кофемашины.

"Мое личное мнение таково, что в Казани останутся только киоски, потому что только они способны диверсифицироваться в ассортименте и быть более гибкими во времени", — говорил он тогда. И очевидно, такое время постепенно наступает.

Напомним, что попытка диверсифицировать ассортимент сети в 2013 году обернулась для "Горпечати" скандальной ситуацией. Инициативой предпринимателей предоставлять покупателям не только пищу для ума, но и продукты питания заинтересовался Роспотребнадзор. Его сотрудники даже опечатали киоск "Горпечать" на площади Свободы и изъяли всю пищевую продукцию. Суд тогда согласился с требованиями Роспотребназдора: в подобном киоске, где продаются в том числе и продукты питания, должна быть канализация, водоснабжение. Тем не менее через некоторое время киоск снова заработал в прежнем режиме.

"Павильоны будут размещаться на площади в 10 — 12 квадратных метров (чуть больше, чем сейчас — ред.). У них будет отдельный вход. Кроме этого, за счет такого расширения мы разбавим ассортимент продажей сигарет и фастфуда. Может быть, в дальнейшем в этих павильонах договоримся о размещении банкоматов, будем принимать платежи", — говорит Хакимзянов. Он добавляет, что на прошлой неделе начали работу киоски нового формата — к печатной продукции, канцтоварам, сувенирам добавлена продажа кофе. Такой павильон можно увидеть, например, напротив "Корстона".

По словам гендиректора "Горпечати", внедрение павильонов нового формата и расширение ассортимента абсолютно точно увеличат поток покупателей. "Даже если человек покупает кофе или фастфуд, применив определенные технологии продаж, можно продать ему газету или журнал", — уверен он.

Хакимзянов ожидает, что оборот каждого павильона увеличится в три раза. Сколько оборот составляет сегодня, он назвать отказался. Окупить проект планируется уже через два года.

Отметим, что это не единственная в Казани идея по реформированию бизнеса в области розничного распространения печатных СМИ. В начале этого года руководитель республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" Ирек Миннахметов озвучил новую идею по развитию розничной продажи печатной продукции — строительство сети медиацентров в Казани и республике. Они должны были стать более продвинутым вариантом развития киосков по продаже печатной продукции.

Планировалось, что главными составляющими медиацентров станут бесплатный Wi-Fi, оплата услуг ЖКХ, штрафов, продажа газет, журналов, книг и иной печатной продукции, электронные услуги по подписке, продажа билетов и тому подобное. В январе президент Татарстана Рустам Минниханов не отверг, но и не одобрил идею, подчеркнув, что проект надо доработать.

Пока проект не получил развития. "Вся ситуация в том, что чтобы строить медиацентры, нужно, чтобы муниципалитеты инициировали проведение конкурса на размещение киосков. Это не означает, что новые киоски должно ставить "Татмедиа". Все должно проходить на конкурсной основе, — объяснил нашему изданию Фарит Шагиахметов, генеральный директор ОАО "Татмедиа". — Муниципалитет определяет количество мест, условия подключения к сетям, аренды, детали по архитектуре, затем объявляет конкурс, на который заявляются операторы. Исходя из результатов конкурса, кто-то уже начинает строить медиацентры".

Как известно, ради улучшения города муниципалитет, наоборот, сокращает количество киосков, не только продающих газетно-журнальную продукцию. "Поэтому сейчас проект не имеет развития только потому, что нет внятной политики муниципалитетов по этому вопросу — ни в Казани, ни в Челнах, ни в Нижнекамске понимания нет. Даже республиканские власти никак не могут повлиять, дело только за муниципалитетами. Пока наше предложение осталось без решения", — сказал собеседник "БИЗНЕС Online".

Эксперты "БИЗНЕС Online" прокомментировали идею тотальной замены киосков "Горпечати" новыми павильонами.

Юрий Алаев — экс-гендиректор ЗАО "Время и деньги", член Общественной палаты РТ:

— Пять лет назад я встречался с владельцами сетей киосков. Тогда шла речь о том, чтобы ближе к Универсиаде поставить новые киоски европейского формата с большой выкладкой. Мы посчитали, что примерно на 30 киосков понадобится 30 миллионов рублей. В результате москвичи дали обратный ход, ничего тогда не получилось. Но проект, на мой взгляд, был вполне живой. Если сейчас он реализуется в "Горпечати", то сигареты выкладывать нельзя, только разместить прайс, а фастфуд — пусть это все будет. Потому что рентабельность киосков близка к нулевой по реализации печатной продукции. Такое расширение ассортимента поддержит существование "Горпечати", немного поднимет рентабельность. Учитывая, что сеть с годами сжимается, возможно, это поддержит ее на плаву. Лучше делать хоть что-то, чем ничего.

Инвестиции в 100 миллионов рублей выглядят реалистично, сумма не завышена. Если проект окупится в течение 8 лет, это будет для них счастье. Два года — это слишком оптимистичный прогноз.

Фарит Шагиахметов — генеральный директор ОАО "Татмедиа":

— Институт розницы в Казани заканчивается. Те, у кого завершается срок аренды киосковой сети, например "Экспресс Печать", не продлевают аренду и сносят киоски. Вид киосков "Горпечати" в основном плачевный. А чтобы ставить новые, то у них недостаточно земли — необходимо 18 квадратных метров, а у них в среднем 9 квадратных метров.

Не думаю, что новый проект "Горпечати" удастся реализовать по всем киоскам. Если площади новых павильонов в среднем составляют 12 квадратных метров, муниципалитет Казани вряд ли увеличит площадь земли под них.

Мое личное мнение: неправильно продавать газетно-журнальную продукцию вместе с фастфудом и сигаретами. В России есть яркие примеры, которые показывают, что при нормальных преференциях муниципальных властей можно продавать только газетно-журнальную продукцию без сопутствующих товаров. Лично я, например, очень сильно сомневаюсь, что если человек пришел за пивом, то он купит газету, но у руководителя "Горпечати" другое мнение.

Геннадий Наумов — главный редактор газеты "Аргументы недели" в Татарстане:

— Для бумажных газет сегодня самая главная проблема — это дистрибьюция. Я как главный редактор других проблем не вижу. Читатель есть, тиражи растут, газета продается, но тормозится дистрибьюцией прежде всего в лице именно "Горпечати". "Горпечать" — это только оставшийся бренд, и когда сеть приобрела московская компания "Альянс-пресс", уже лет пять ведутся разговоры о смене киосков. Эта идея не нова. Сначала обещали перед Универсиадой, потом — после нее.

Нам компания "Альянс-пресс" должна уже несколько сотен тысяч рублей. И даже несмотря на решение суда, "Горпечать" нам деньги не выплачивает. Я даже намеревался обратиться к властям с предложением, что нужно что-то с этой сетью делать. Поэтому я не знаю, где "Горпечать" найдет средства на модернизацию киосков.

Если говорить о количестве киосков на душу населения, мы отстаем от Калининграда в пять раз. Есть потенциал роста киосковой сети в пять раз. Но при этом есть и такая суровая правда, о которой я сказал выше. Получается, что редакции фактически кредитуют эту сеть. А нам нужно расплачиваться с типографиями. Поэтому если погибнут газеты, причина будет не в том, что их никто не читает (нас, например, хорошо покупают даже по дорогой цене), а в гибели дистрибьюции. В Чебоксарах, Йошкар-Оле у нас проблем нет, а в Казани — есть.

Если продажа сигарет и фастфуда в павильонах нового формата поможет "Горпечати", то мы только за. Лишь бы они платили.

Справка

ЗАО "Горпечать" (ранее "Союзпечать")

Компания существует на рынке более 80 лет. В 90-х годах компания вышла из союза министерства связи, оттуда ушла в коммунальное городское предприятие, а 2003 году была приватизирована и превратилась в частное предприятие.

В 2007 году "Горпечать" приобрела московская группа компаний "Альянс", которая на сегодняшний день представляет собой федеральную сетевую компанию. Она работает в Омске, Тюмени, Перми, Братске, Новосибирске, Красноярске и других городах России, а также на Украине. У "Роспечати" по стране около 4,5 тыс. точек, у "АиФ" — около 3 тыс., а у "Альянса" — около 1,5 тыс. торговых точек.

ЗАО "Горпечать"
Дата образования: 20.06.2002.
Директор — Надежда Александровна Шубина.
Генеральный директор — Зуфар Закариевич Хакимзянов.
Уставный капитал — 20 тыс. рублей.

0 0 vote
Article Rating
Телега.-Контент
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments