В 2019 году мы выпустили десятки текстов разных жанров — от интервью до аналитических обзоров, от исторических очерков до рекламы. Среди них встречались тексты, которыми мы реально гордимся — и в последнюю неделю года мы собрали некоторые из них, чтобы ещё раз вспомнить, что читала отрасль в эти 12 долгих месяцев.

«Серые» партнёры «Яндекса»: три истории, которые компания предпочла бы спрятать подальше

14 января

О чём: закрученное расследование в трёх частях о том, как «Яндекс» зарабатывает на серых схемах — в торговле, медиабизнесе и политических играх. Внутри — истории о гении заработка на фейковых новостях по фамилии Дормидошко, медиавойнах экс-главы Серпуховского района Подмосковья Шестуна, а также о грязных методах интернет-магазинов из выдачи «Яндекс.Маркета». 

Цитата: «К моменту блокировки совокупный трафик «Оки-инфо» и «Глазея» не превышал 200 000 пользователей в месяц. Сразу после решения Роскомнадзора был зарегистрирован домен oka.fm, на который переехало «зеркало» «Глазея» — и уже через год трафик небольшого подмосковного СМИ с контентом плохого качества, работающего в интересах местного чиновника, превысил 2 млн визитов в месяц (при населении Серпухова и Серпуховского района в 160 тыс. человек). В марте 2018 года он достиг рекордных 5,4 млн визитов.

Как такое возможно? В открытых данных сервиса Similarweb видно, что прямой трафик на домен oka.fm за последние 6 месяцев составил аномальные 88%. По словам опрошенных RETAILER.ru медиаменеджеров, такая картина характерна для трафика, приходящего с сервиса «Яндекс.Дзен» на сайт без протокола шифрования данных SSL (на oka.fm он отсутствует).

Это в разговоре с RETAILER.ru подтверждают и знакомые с ситуацией в серпуховских медиа специалисты: по словам бывшего главного редактора портала «Глазей» Татьяны Тольской, именно благодаря «Яндекс.Дзену» трафик фактически заблокированного за нарушение федерального законодательства издания вырос в десятки раз, а установленные на сайте блоки «Яндекс.Директа» позволяют редакции зарабатывать «не одну сотню тысяч».

Читать целиком

«У нас нет цели очернить конкретных персонажей». Top Retail Journal – самые острые комментарии о состоянии российской торговли

23 июля

О чём: интервью со скандальными инсайдерами русского ритейла — основателями издания Top Retail Journal. Поговорили о реальном состоянии дел в отрасли, громких новостях — и о том, куда всё на самом деле катится.

Цитата: «В российском ритейле, как и в целом по стране, есть несколько основополагающих трендов: слишком много силовиков, которые не производят никакой прибавочный продукт (и это, кажется, поняли на самом верху). Засушка экономики методом изъятия наличных денег, тотальный непрофессионализм, переходящий сейчас в элементарную бытовую безграмотность, и, пожалуй, хайповая цифровизация.

Далее при помощи этих четырех комбинаций вы можете построить любое следствие: отупение маркетинга, невозможность справиться с меняющимся восприятием покупателей, перехваты собственности и рычагов управления силовиками, неумение работать с ценовыми сегментами, неумение понять, как выглядит правильный бизнес-процесс, непонимание, что делать с промо.

Этот перечень можно продолжать бесконечно. Наша отрасль держится не благодаря, а вопреки. Любой грамотный топ-менеджер понимает, что если он на год уйдет в отпуск, то в компании станет только лучше, потому что в хаосе станет меньше суеты. Можно ли все это починить? Безусловно, можно, но, скорее всего, уже на новых образованиях. Старые монстры должны умереть и дать удобрение для новых ростков. Почему так? Потому что люди не меняются, они просто стареют и уходят в сторону. Вот такие, собственно, ключевые тренды».

Читать целиком

Российский «Ашан» лихорадит пятый год. Разбираемся, что происходит

27 сентября

О чём: большой анализ событий, которые уже несколько лет происходят вокруг российского «Ашана». Разобрались, в чём причины проблем компании и чего ждать дальше.

Цитата: «Дополнительная причина проблем гипермаркетов — в мощном росте онлайн-торговли и деливери. Особенно заметно он коснулся непродовольственного ассортимента — уход этих позиций в онлайн напрямую ударил по уникальной специализации гипермаркетов (когда всё необходимое можно было приобрести в одном месте). Когда туалетную бумагу и автомобильные шины стало выгоднее купить в интернете, ехать в гипермаркет только за продуктами оказалось лишённым смысла.

«Ашан» хуже всех крупных операторов гипермаркетов реагирует на эти тренды. Пока конкуренты ужимали площади и расходы и выстраивали онлайн-продажи и доставку, «Ашан» принялся неловко избавляться от сети супермаркетов «Атак» (запустил ребрендинг магазинов и пересмотрел ассортимент) — но, по мнению многих на рынке, проиграл из-за собственной медлительности: процесс начался в 2016 году и не завершился до сих пор. В самом «Ашане» RETAILER.ru заявили, что перепрофилирование «Атаков» «стало одним из этапов трансформации компании и было направлено на повышение эффективности и развитие многоканальности торговой сети»; при этом в компании не стали давать оценку результатам этого решения.

Похожая история случилась и с онлайн-продажами. «Ашан» откровенно прозевал тренд на омниканальность и, несмотря на вялые попытки наладить интернет-магазин, в реальности запустил доставку только в 2018 (!) году — на несколько лет позже конкурентов».

Читать целиком

«У нас есть ребята с зарплатой 140 тысяч в месяц»: курьер Ozon подробно рассказал о своей работе

7 октября

О чём: монолог курьера одного из региональных представительств Ozon — о реальных условиях работы, настроениях в коллективе, отношениях с начальством и (иногда) гигантских заработках простых курьеров.

Цитата: «Недавно к нам приезжала главная региональная управляющая. После работы нас всех согнали на собрание чёрти куда на окраине. Управляющая сказала дословно: компания переводит всех курьеров на ИП, а с теми, кто не откроет ИП, компания будет прощаться. На вопрос, будут ли отказавшихся открывать ИП работников официально сокращать, она ответила: «Ну вы же понимаете, что нет». То есть нас будут вынуждать увольняться. Думаю, если все курьеры уволятся, они просто наймут какой-нибудь ИП Хачатурян с парком машин и будут точно так же возить заказы.

На то, чтобы дать ответ и приступить к оформлению ИП, нам дали неделю. Пара человек уже это сделали и заключили новые договоры с компанией, остальные пока находятся в подвешенном состоянии. Повлияла и ситуация с зарплатой: когда компания тебе что-то обещает и тут же кидает на деньги — задумаешься, работать ли дальше в таком месте. Если компания сейчас кладёт на тебя, то как она будет себя вести, когда ты станешь ИП, вообще для неё ничего не значащим?

Очевидно, «Озон» это делает, чтобы тупо скинуть с себя все налоги, больничные, отпуска и прочее. Топливо, кстати, тоже перестанут оплачивать тем, кто работает на своих машинах. Если я перейду на такую схему, то по деньгам буду получать примерно то же самое, но лишусь всего, что мне положено от компании по трудовому кодексу, ещё и любые косяки всегда будут на мне».

Читать целиком

«Шикарно получится!». Как Николай Грешилов стал главным бизнесменом Черноземья

29 июля

О чём: подробный профайл одного из самых ярких бизнесменов провинциальной России — «короля Черноземья» Николая Грешилова. Внутри — объёмное изложение жизни предпринимателя и сути решений, которые сделали его тем, кто он есть.

Цитата: «Бизнес Грешилова всегда отличался серьёзным для региона масштабом: если торговая сеть — то в десятке областей сразу, если торговый центр — то размером с «Мегу». В небольших городах Черноземья, где крупнейший мегаполис — Воронеж — едва перевалил за миллион жителей, такие проекты, по мнению многих, смотрятся чересчур амбициозно для местного уклада жизни. Что, впрочем, Грешилова никогда не тревожило.

Выпускник инженерного вуза, Грешилов сам проектирует свои объекты. Строит их «Корпорация ГРИНН» тоже самостоятельно — существенно, по данным журналистов, на этом экономя. При этом местная пресса все годы активно критикует компанию за якобы махинации при получении участков и строительстве. Как минимум один из таких случаев дошёл до суда: в 2013 году по делу о взятке Советский районный суд Тулы приговорил экс-губернатора региона Вячеслава Дудку к 9,5 годам строгого режима. Взятку в 40 млн руб. Дудка получил именно от «Корпорации ГРИНН» — по версии следствия, за выделение участка под строительство гипермаркета.

Обвиняют Грешилова и в выстраивании отношений с городской властью Курска на основе денег: по данным местных журналистов, за 350 млн руб., которые бизнесмен вложил в реконструкцию улиц в районе своего торгового центра, он получил ряд привилегий в решении вопросов с бумагами и разрешениями. Кроме того, не так давно всплыла история с поддельными документами на незавершённые объекты строительства: по утверждению издания «Без формата», таким образом Грешилов пытался получить не обеспеченные залогом кредиты».

Читать целиком

«Для бизнеса это время экспериментов». Что происходит на российском рынке доставки еды и продуктов

14 октября

О чём: большой обзор самого актуального сейчас сегмента в ритейле — доставки еды и продуктов. По теме высказались как крупнейшие игроки, так и небольшие стартапы, а также аналитики и эксперты; без впечатляющих цифр тоже не обошлось.

Цитата: «Темпы захвата рынка агрегаторами хорошо видны на примере Delivery Club. По данным компании, только с начала 2019 года сервис начал работать в 20 новых городах, а всего доставка агрегатора доступна уже в 120 городах России. Удвоилось за год и число установок мобильного приложения сервиса, а количество заказов в месяц выросло с двух до трёх миллионов всего за полгода. 

Впрочем, по мнению Труфанова, за бурный рост агрегаторы платят нестабильностью экономики. «На рынке есть одна проблема: ни один из агрегаторов не может стабильно показывать прибыль. Это вызвано тем, что сейчас идет гонка по объемам заказов, которая приводит к тому, что эти бизнесы убыточны. Например, при среднем чеке в 800 рублей и комиссии 30% агрегатор зарабатывает с заказа 240 рублей, из них около 220 рублей — зарплата курьера с учетом налогов. На оставшиеся 20 рублей приходится делать маркетинг, поддерживать разработку и прочие процессы», — рассуждает предприниматель. Ещё одной проблемой он называет увлечение скидками для клиентов, а возможным решением проблем — введение повсеместно платной доставки.

С другой стороны, активные действия агрегаторов рождают критику на рынке. Так, рестораторы жалуются на условия сотрудничества, которые навязывают монопольные деливери-компании — в частности, общепит не устраивают высокие проценты с заказов, размытие ответственности перед клиентом (например, в ситуации, когда курьер агрегатора, на которого компания-партнёр не имеет влияния, доставляет заказ в неприемлемом для клиента виде) и сложности с налогами. Агрегаторы, в свою очередь, уверены, что дают ресторанам новые возможности».

Читать целиком

«Хватит коммуницировать, начинайте продавать»: что топы российского ритейла советовали техностартапам на «Торговле 2020»

16 декабря

О чём: один из самых свежих материалов — подборка советов стартапам от топ-менеджеров российского ритейла по итогам большой встречи «Торговля 2020». Прямая речь тех, кто реально влияет на отрасль — максимально ценный и полезный текст.

Цитата: «С руководителем или владельцем крупного ритейлера можно эффективно разговаривать только о том, что в данный момент находится в топ-3 его приоритетов. На любую другую тему беседовать с ним бессмысленно. То есть стартапу нужно либо искать того, у кого ваша тематика находится в числе его топовых приоритетов, либо с тем, кого вы поймали, разговаривать о чём-то из его топ-3 тем. При этом единственное маркетинговое предложение, которое стартап может сделать крупному ритейлеру — то, от которого невозможно отказаться, всё по «Крёстному отцу». И последнее — нужно прекращать коммуницировать и начинать продавать».

Читать целиком

Алексей Максимук | RETAILER.ru

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.  

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments