За последние несколько лет покупательские запросы возрастают день ото дня. Потребитель стремиться получить высокий сервис, совершить комплексную покупку, затратив минимум времени и сил. Современный рынок ритейла предлагает все новые и новые форматы торговли. Одним из прогрессивных направлений торговли стало внедрение на российском рынке нового формата организации розничных продаж прессы, пришедшего из Европы. Этот концепт получил воплощение в мини-маркетах печатной продукции.
В настоящее время в розничной торговле все большее распространение находят мини-маркеты. Торговый павильон (мини-маркет) – отдельно стоящая конструкция, которую можно установить в наиболее выгодном для торговли месте. Именно это важным образом отличает мини-маркеты от стационарных магазинов. Чаще всего мини-маркет представляет собой небольшой магазин с ограниченным ассортиментом наиболее ходовых товаров.
Формат мини-маркетов и павильонов, торгующих печатной продукцией обеспечивает свободный доступ к прессе, а также позволяет обеспечивать широкий ассортимент изданий. Традиционно кроме книжных и медийных новинок (20-30%), периодической печатной продукции (порядка 30-40%), в магазинах представлены популярные подарки и сувениры, а также прохладительные напитки, снеки, молочные продукты, кондитерские изделия, совокупная доля которых составляет от 30% до 50% от общего ассортимента.
По сравнению с другими формами торговли печатной продукцией, мини-маркеты прессы обладают высокой рентабельностью. Это достигается в связи с возможностью расширения ассортимента различными товарными группами с высокой доходностью, улучшенной выкладкой и свободным доступом к товару. При этом, не смотря на свою перспективность, данный тип магазинов до сих пор не получил широкого распространения на российском рынке, что дает для решивших заняться данным видом торговли дополнительные преимущества.
Одним из крупнейших российских игроков на рынке мини-маркетов печатной продукции является сеть магазинов, объединенная под общим брендом «Хорошие новости», которая принадлежит компании «ПрессХаус». В 2000 году специалистами компании был разработан прогрессивный формат торговли прессой, который является одним из лучших на сегодняшний день.
Менеджментом компании были развернуты полномасштабные исследования с целью оптимизации формата мини-маркетов прессы «Хорошие Новости». В результате этого исследования был создан уникальный концепт магазинов. Он включил в себя требования и способы определения ассортимента продукции, принципы организации и управления бизнес-процессами, а также технологические инструкции и требования к персоналу.
«Хорошие новости» шаг за шагом
Сеть «Хорошие новости» включает в себя около двухсот мини-маркетов прессы, различных по метражу и формату, в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Краснодаре. Площадь магазинов колеблется в пределах от 10 до 35 кв.м.
Основное внимание компания уделяет оформлению торговых павильонов, при котором, с одной стороны, магазин бы гармонично вписывался в концепцию аэропорта, торгового центра, а с другой – сохранял привязку к бренду, свой фирменный стиль и, что немаловажно, удобство для покупателей.
Сеть мини-маркетов «Хорошие новости» из года в год активно растет и расширяется. Доказательством восстребованности данного формата магазинов является неуклонный рост количества покупателей в сети. По сравнению с 2008 годом прирост составил порядка 20%. Высокое качество обслуживания и профессионализм персонала способствует продвижению печатной продукции и сопутствующих товаров среди самых различных категорий клиентов.
Для упрощения работы с большим ассортиментом в магазинах сети применяется система штрихкодировния. Это существенно ускоряет обслуживание клиентов и процесс учета товаров. Соответственно, все кассовые узлы мини-маркетов оснащены необходимым оборудованием. Выкладка товаров в торговых залах осуществляется согласно ассортиментной матрице. Очевидно, что при размещении продукции в мини-маркетах принимается во внимание сезонность спроса на продукцию, акценты на новинках и т.д. В компании действует жесткая система ценообразования. При этом допускаются исключения по объективным причинам: высокий уровень конкуренции, сезонные колебания цен, проведение акций стимулирования сбыта и др.
Внешнее оформление мини-маркетов выполнено в едином корпоративном стиле и включает в себя информативные вывески, панелькронштейны и оформление фасадной части или витрин магазина. Интерьер магазинов спроектирован таким образом, чтобы обеспечить удобную навигацию — жанровые и информационные таблички.
В мини-маркетах «Хорошие новости» используется разработанное специалистами оборудование для каждой группы товара. Кроме привлекательного внешнего вида, оно позволяет удобно и наглядно расположить товар и при этом в соответствии с требованиями безопасности и экологическими нормами. На основе анализа работы, оборудование постоянно совершенствуется, для введения новых товарных групп разрабатывается новое. Также применяется сложное технологическое холодильное, морозильное оборудование и оборудование для разогрева.
Сегодня «Хорошие новости» развивают несколько форматов магазинов, отличающихся друг от друга размерами торговых площадей, ассортиментом, месторасположением и другими характеристиками. В соответствии с этими признаками мини-маркеты условно можно разделить на несколько подсетей: мини-маркеты, расположенные на территории аэровокзальных комплексов и железнодорожных вокзалов, офисных и торговых центров, высших учебных заведений. Все они ориентированы в массе своей на людей с острой нехваткой времени, которым необходимо совершить быструю, комплексную покупку. Пусть причина этой нехватки, например, в аэропортах и бизнес-центрах разная, но принцип организации торговли основан на единых правилах, но с учетом дислокации торговых объектов.
Механизмы продвижения – выбрать с умом
Установленное в мини-маркетах торговое оборудование позволяет не только обслуживать покупателей, но и предлагать поставщикам разнообразные формы продвижения. Таким образом, решаются сразу две задачи – продается товар, и одновременно работают рекламные механизмы его продвижения. Основные рекламные инструменты здесь – световые панели, лайтбоксы (световые короба), карманы, афисажи и выкладка в прикассовых зонах. Но есть и новинки. Наряду с традиционными рекламными механизмами мини-маркеты снабжены LCD-панелями. Привлекательность этого рекламного инструмента, в первую очередь – в подробном анонсировании продукции путем ее визуального и аудио-представления. Каждый из LCD-мониторов, установленных в точках продаж, расположен в максимально обозреваемой части магазина, что, безусловно, привлекает внимание покупателей, и позволяет сделать выбор в пользу рекламируемого товара.
К визуальному промоушену также можно отнести эксклюзивный механизм продвижения – стойку Next. Стойки Next, традиционно используемые в выставочной практике, служат уникальными инструментами и являются отличительной особенностью сети данного формата. Сочетание нескольких рекламных инструментов, таких как выкладка изданий и дополнительный информационный носитель, усиливает восприятие товара, установленного на стойке. Стойка Next может заменять промоутера при проведении рекламных акций. К примеру, информация об условиях размещается на плакате в верхней части стойки, а в навесных карманах – подарки для победителей.
Еще одна разработка – «именной карман», который представляет собой вставку из плотного картона или пластика в обычный навесной «карман». На этой вставке издатель может разместить рекламные слоганы издания, изображения внешнего вида обложки, анонсировать новый номер и пр.
Трехуровневый контроль рекламных выкладок и обслуживания клиентов в целом позволяет говорить о наилучшем качестве предоставляемых услуг. Проверки ведутся на местах сотрудниками минимаркетов прессы, контрольно-ревизионным департаментом компании и менеджерами отдела рекламы, которые регулярно ездят по магазинам сети «Хорошие новости».
О перспективах
По данным ряда аналитических отчетов в последние годы запросы потребителей и постоянный посетителей крупных торговых центров претерпели ряд изменений. Покупателям нравится комфорт и экономия времени в супермаркетах, однако их все больше раздражает то, что крупные торговые центры находятся далеко от места их нахождения – будь то дом или офис. Именно поэтому магазины формата мини-маркет имеют достаточно шансов на успех благодаря своей концепции «максимум ассортимента на минимальной площади и рядом».
«Рынок от года к году сильно менялся – комментирует директор по развитию компании “ПрессХаус” Владимир Пригодин – Сейчас кризисная ситуация во всех областях и отраслях жестко сказывается на перспективах развития мини-маркетов. В нашей компании всегда особое внимание уделялось эффективности бизнеса. Но с тем бурным развитием, которое мы имели в 2008 году, реализацию многих идей в этой области приходилось откладывать. Теперь наступает хорошее время, чтобы оптимизировать технологии, разработать новые бизнес-процессы. Хотелось бы отметить, что правильная организация бизнеса и четкое планирование позволяют иметь запас прочности, что в свою очередь позволяет сохранять конкурентоспособность на рынке и развивать новые форматы торговли»
Визитная карточка компании
ООО «ПрессХаус», сеть «Хорошие новости»
• Формат торговли – минимаркеты печатной продукции.
• Ассортимент – видео-аудио-мультимедиа продукция и сопутствующие товары, галантерея, косметика и парфюмерия, средства гигиены, печатная продукция, детские товары (игрушки), товары в дорогу, сувениры, канцтовары, фототовары, батарейки, карточки оплаты услуг операторов связи, аксессуары к мобильным телефонам, табачные изделия и аксессуары, соки и воды, продукты питания, молочная продукция, кондитерские изделия
• Дислокация – аэропорты, офисные центры, торговые центры.
• География – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодарский край