С февраля 2022 года российские предприниматели столкнулись с новыми для них проблемами: разрыв логистических цепочек, поиск новых поставщиков, сначала покупательский ажиотаж, а затем падение спроса на некоторые группы товаров. Новые проблемы усугубили те, с которыми розница жила всегда: нет лишних денег на автоматизацию и развитие, законодатели выпускают всё новые требования к торговле. Что помогает адаптироваться к новой реальности, рассказали эксперты Контур.Маркета — системы сервисов для автоматизации малого и среднего бизнеса.
Фокус на российских поставщиков и импорт из дружественных стран
Во втором квартале 2022 года стоимостный объем импорта товаров и услуг в Россию снизился на 22%. Для сравнения: в первом квартале, напротив, отмечался рост на 12% по отношению к аналогичному периоду 2021 года (Центробанк). Импорт из стран ЕС в апреле-июне 2022 года сжался более чем наполовину, усугубили процент снижения США, Канада, Великобритания, Япония, Южная Корея, Тайвань, Новая Зеландия.
В справке Центробанка говорится, что смягчил падение импорта ввоз товаров через дружественные страны. Например в апреле через Белоруссию в РФ поступило на 100% больше товаров в стоимостном выражении (Bloomberg). А в июне поток товаров из Турции вырос на 46% по сравнению с июнем прошлого года и на 52% по сравнению с маем 2022 года (РБК со ссылкой на Турецкий институт статистики).
Чтобы сохранить продажи и широту ассортимента, российские магазины ищут поставщиков в дружественных странах или в родном отечестве.
Опытные ретейлеры используют деловые связи, наработанные за годы работы в розничных продажах. Возобновляют отношения с партнерами из-за рубежа, чтобы через их счета оплачивать поставки иностранным компаниям и ввозить груз по параллельному импорту. Напомним, что ряд товаров можно ввозить и продавать на территории РФ без согласия правообладателя (Постановление Правительства от 29.03.2022 № 506).
Менее опытным ретейлерам государство помогает найти поставщиков в России на платформе «Биржа импортозамещения». Этой поддержкой пользуются и компании, которые не готовы к рискам, связанным с параллельным импортом или сложными схемами международных платежей. На бирже есть фильтр по регионам, а еще поставщика можно найти по ключевому слову, ИНН или КПП и сразу увидеть, сколько товаров он предлагает.
Рекламный рынок уравнял возможности продвижения в онлайне и осложнился маркировкой
После отключения рекламы в Google и некоторых соцсетей компании начали искать другие каналы продвижения — это коснулось как малого, так и крупного бизнеса.
«Старички» в бизнесе, которые раньше делали ставку на продвижение в ныне запрещенных соцсетях, теперь оказались в равных условиях с «новичками», которые только запускают свое дело — например, многие предприятия разных размеров в одно время начали продвигаться во «ВКонтакте» или «Дзене».
Российские компании переводят бюджет на отечественные рекламные платформы — например, рекламу из YouTube чаще всего переводят в «VK Рекламу», на втором месте — платформы для автоматизированной закупки рекламы в интернете, на третьем — видеореклама «Яндекс.Директа», на четвертом — онлайн-кинотеатры («Коммерсантъ» со ссылкой на аналитиков Genius Group и Sostav).
Розница столкнулась не только с сокращением каналов продвижения. С 1 сентября 2022 года ввели маркировку, которая касается интернет-рекламы (Федеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»).
Если розничный магазин раньше мог просто прийти в агентство и заказать баннеры для онлайн-продвижения, то сейчас обе стороны сделки обязаны сообщать о своих действиях оператору рекламных данных (ОРД). Оператор выдает токен баннеру, и информация о токене поступает на хранение в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
Розница перераспределяет затраты и следит за мерами господдержки
Владельцы магазинов ищут способы экономить время и деньги, в том числе за счет государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса.
Например магазины, которые предлагают покупателям электронные чеки вместо бумажных, теперь тратят меньше денег на закупку чековой ленты.
Экономят и на банковской комиссии: за эквайринг она составляет от 1,5 до 6%, а за расчеты через систему быстрых платежей (СБП) всего 0,4–0,7%. Более того, выплаченные за СПБ проценты государство возвращает компаниям, которые входят в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
Оплата через СБП удобна клиентам, которые привыкли платить через Apple Pay и Google Pay, недоступные в России с марта. Льготой можно воспользоваться до 31 декабря 2022 года (Постановление Правительства РФ от 20.07.2022 № 1306), пока неизвестно, продлят ли меру в 2023 году.
Если говорить об экономии времени, то в рознице это напрямую связано с внедрением автоматизированных систем учета товаров, остатков, сроков годности и прочего. Раньше финансовые затраты на такие программы лежали полностью на владельце магазина. Теперь это бремя можно «поделить» с государством благодаря субсидии.
Минцифры субсидирует переход малого бизнеса на отечественные системы автоматизации, размещенные на сайте Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ). Субсидию может получить МСП в размере 50% от стоимости программного решения.
Благодаря автоматизации даже самый скромный магазин сможет упростить себе работу с документами и аналитикой: внедрить электронный документооборот (ЭДО), иметь всегда свежие данные о товарных остатках, выручке и прибыли, вовремя заказывать поставки.
А магазины покрупнее смотрят дальше и постепенно внедряют средства автоматизации, которые раньше были доступны только торговым гигантам. Например, кассы самообслуживания становятся всё доступнее. Они помогают сократить расходы на зарплату и избегать очередей.
Статью подготовили эксперты Контур.Маркета, системы сервисов автоматизации малого и среднего бизнеса.
АО «ПФ «СКБ Контур»(16+), kontur.ru
*материал опубликован на правах рекламы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.