Рынок электронной коммерции, который рос опережающими темпами последние несколько лет, вышел на плато, но все еще имеет положительную динамику. Это отражается на рынке курьерских пакетов, спрос на которые в сегменте упаковки для онлайн-торговли растет быстрее всего.

Активная экспансия китайских импортеров вынуждает российских производителей искать новые пути для эффективности ведения бизнеса. Одной из свежих инициатив, направленных на решение ключевых вопросов, стоящих перед участниками рынка e-com и смежных отраслей, стал круглый стол в СИБУР ПолиЛабе — исследовательском центре по разработке и тестированию полимерной продукции.

— Появление круглого стола обусловлено несколькими факторами, отражающими потребности и вызовы современного рынка e-com, — рассказывает директор дивизиона «Гибкая упаковка» компании «СИБУР» Андрей Петров. — Рост популярности маркетплейсов и их адаптация к стремительно меняющимся условиям определяют запрос на упаковочные решения. Производители, стремятся отвечать на этот запрос, повышая качество продукта и услуг. Обмен опытом между участниками рынка позволяет выработать единые стандарты и подходы к производству, что повысит конкурентоспособность всей отечественной отрасли. Это крайне важно в свете активной экспансии компаний из Китая на фоне экономического противостояния с США. Возможное повышение налога на китайские товары на рынке США вынудит компании из КНР более агрессивно заходить на доступные рынки сбыта, к которым относится и российский рынок.

Рынок курьерских пакетов – самый быстрорастущий

По данным Data Insight, в 2024 году объем продаж на рынке электронной торговли вырос более чем на треть (+36%) и составил около 10,7 трлн рублей. При этом количество выполненных заказов в e-com в 2024-м увеличилось более чем на 40% и превысило 7 млрд. В 2024 году рынок достиг пика своего роста, и по прогнозам Data Insight, начиная с 2025-го будет снижаться из года в год.

Маркетплейсы остаются ключевым каналом продаж для онлайн-заказов. В 2024 году именно через электронные площадки оформлено 81% или около 6 млрд заказов. По мнению аналитиков, доля маркетплейсов в общем объеме онлайн-заказов может достигнуть 95%. Фактически это означает, что большинство розничных продавцов будут вынуждены перейти к реализации своей продукции через интернет.

Участники круглого стола из числа производителей курьерских пакетов высоко оценили результаты совместной работы за период после первого заседания и поделились своими насущными вопросами. Так, планирование мощностей далеко не всегда совпадает с планами заказчиков продукции. Кроме этого, возрастает конкуренция со стороны китайских производителей. Они активно выходят на российский рынок, предлагая конкурентные цены и широкий ассортимент продукции.

При этом производители дали высокие оценки отраслевым программам поддержки, реализуемых СИБУРом. Эти меры предполагают индивидуальное ценообразование на сырье, что позволяет быстрее заменить традиционную упаковку на более практичные и экологичные полимерные решения.

Такая поддержка помогает российским предприятиям быть конкурентноспособными на фоне китайских производителей и обеспечивать массовое производство курьерских сейф-пакетов с QR-кодами. Такой вид плотной и особо прочной полиэтиленовой упаковки востребован в сегменте e-com, в том числе для дополнительной защиты от злоупотреблений при возврате товаров в пунктах выдачи заказов (ПВЗ). QR-код позволяет не только идентифицировать товар при возврате, но и отслеживать его движение на всех этапах доставки. Для масштабирования решения, СИБУР совместно с ведущими маркетплейсами и производителями других переделов разработали проект по упаковке в курьерские пакеты разнообразного ассортимента товаров, массово доставляемых из распределительных центов до ПВЗ. В итоге доли российских курьерских пакетов и китайского импорта примерно сейчас равны – по 50%.

Курс на улучшение курьерских пакетов

Рынок электронной коммерции стремительно развивается. Адаптируясь к новым реалиям, крупные игроки на рынке e-com выдвигают к производителям упаковки определенные требования. Ими с участниками круглого стола поделилась представитель Wildberries Ирина Кузьменко. Она предоставила партнерам и поставщикам важную обратную связь, которую они впоследствии могут использовать для улучшения продуктов и услуг.

Участники круглого стола обсудили планы по улучшению качества курьерских пакетов, решению проблем со статикой и выравниванием их толщины. В этом готовы помочь исследовательские команды СИБУР ПолиЛаба. Они предложили несколько решений. Например, отказаться от добавки мела. Как показала экспертиза, пакеты, произведенные с добавлением мела, сильнее заминаются, что затрудняет считывание QR-кода. Увеличение матовости и оптической плотности полиэтилена также повысит качество пакетов. Директор дивизиона предложил стремиться к общей цели – полноцветной печати пакетов со считываемым QR-кодом, без самоклеющейся дополнительной этикетки с кодом. Такое решение является необходимым в свете реализации планов расширенной ответственности производителей (РОП), которая предусматривает постепенный отказ от многокомпонентной упаковки.

Подводя итоги дискуссии, Андрей Петров призвал отечественных переработчиков выработать консолидированную позицию на случай изменения крупнейшими игроками рынка требований к упаковке и опережать иностранных конкурентов за счет расширения ассортимента. К примеру, аналитика показывает неуклонный рост процента возвратов в e-commerce. Пакеты с перфорацией и двумя клеевыми полосами позволят маркетплейсам экономить на упаковке: оператор ПВЗ может отправить обратно не принятый покупателем товар в том же пакете, воспользовавшись второй клеевой линией. По всем прогнозам, спрос на такую упаковку будет расти.

Несмотря на сложности и усиление конкуренции с восточным соседом, российский рынок курьерских пакетов сохраняет потенциал для дальнейшего роста. Круглый стол может стать инициативой, способствующей развитию отрасли и повышению конкурентоспособности отечественных производителей.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

Телега.-Контент