К 2022 году продажи умных колонок вырастут в 6 раз – прогнозируют аналитики. Скоро интеллектуальные динамики из квартир перейдут в магазины и торговые центры в качестве продавцов. Изучаем, как подобные устройства меняют ритейл, и что ожидать с появлением русскоязычной колонки от «Яндекса».

Умная колонка (smart speaker) — динамик со встроенным микрофоном, подключенным к интернету компьютером и виртуальным голосовым ассистентом на базе искусственного интеллекта. Устройство управляется голосовыми командами владельца и может давать информацию о погоде, пробках, событиях и мероприятиях, а также делать заказы в магазинах, ресторанах и кафе.

Еще одна функция интеллектуальных динамиков – управление другими устройствами умного дома: начиная от холодильников и телевизоров и заканчивая дверными замками.

Первый подобный девайс представил американский онлайн-гигант Amazon. Продажи устройства под названием Amazon Echo с голосовым ассистентом Alexa начались летом 2015 года. Сначала приобрести его могли лишь члены программы Amazon Prime, но вскоре покупка стала доступна всем желающим на территории США, а затем и Европы.

Менее чем спустя год свой смарт-динамик Google Home презентовала корпорация Google. Сейчас, помимо Google Home, покупатели могут приобрести миниатюрную версию Google Home Mini, размером с шайбу.

В настоящий момент Google Home и Amazon Echo являются лидерами продаж. По данным аналитического агентства Canalys, в первом квартале 2018 года Google поставил ритейлерам 3,2 миллиона своих устройств, Amazon – 2,5 миллиона.

Всего за год продажи колонок Google выросли на 483%, а доля рынка – до 36,2%. Доля рынка у Amazon по итогам первых трех месяцев 2018 года составила 27,7%.

С 2017 года на рынок стали активно выводить свои гаджеты и другие компании. Apple представила устройство HomePod, Lenovo – Smart Assistant. К гонке технологий присоединились и китайцы: JD.com со своей умной колонкой DingDong, Alibaba – с Tmall Genie, Xiaomi – с девайсом Mi AI Speaker.

Первая русскоязычная колонка

Первой российской разработкой стала «Яндекс.Станция». Устройство со встроенным голосовым помощником «Алиса» «Яндекс» анонсировал в конце мая на московской конференции Yet Another, а 10 июля «Яндекс.Станция» поступила в продажу.

Стоимость девайса – 9990 рублей. Приобрести его можно в собственном магазине «Яндекса» или заказать на маркетплейсе «Беру». В первый день продаж очередь у московского магазина выстроилась с 5 утра.

Дмитрий Коробицын, генеральный директор компании-дистрибьютора товаров для взрослых «Поставщик счастья», приобрел «Яндекс.Станцию» в числе первых. «Я купил устройство из личного интереса и из профессионального, – рассказывает он. – Протестировал и могу сказать, что это очень удобно: одним вопросом узнавать погоду, короткой голосовой командой вызывать такси. Подобные голосовые помощники – эффективный инструмент развития e-commerce. С ними легко искать, что вам нужно, и совершать покупку. Например: «Алиса, найди, пожалуйста, как открыть магазин по дропшиппингу?». И Алиса предлагает выбрать «Поставщика счастья».

Рынок e-commerce нуждается в новых инструментах развития, – считает Дмитрий Коробицын. Где быстрее и проще сделать заказ, там и больше продаж: «Предполагаю, что через 2-3 года люди 20% времени будут проводить в общении с голосовым помощником, многие квартиры будут оборудованы такого типа устройствами».

Основной недостаток интернет-торговли в том, что товары нельзя подержать в руках и понять, как они будут работать «вживую», – говорит Юлия Сяглова, преподаватель кафедры маркетинга Института отраслевого менеджмента РАНХиГС. Умные колонки и подобные устройства основаны на технологии интернета вещей и способствуют наиболее сильному вовлечению потребителя в процесс покупки. В первую очередь, они рассчитаны на наиболее активных интернет-потребителей: представителей поколений Y и Z, которым крайне важны визуализация и эмоции. Им недостаточно просто прочесть описание товара, им важно понять и почувствовать, как он будет использоваться.

Рынок ждет стремительный рост

В конце 2017 года умные колонки были у каждого шестого американца старше 18 лет – такие результаты исследования NPR и Edison Research. Почти 40% владельцев планируют приобрести еще одну. По другим данным, В США они есть уже в каждом пятом доме, где проведен Wi-Fi.

«Рост продаж устройств в прошлом году составил более 300%. Это десятки миллионов умных колонок в год, – отмечает Руслан Шагалиев, руководитель проекта KMS Lighthouse компании DIS Group. Все основные игроки стремительно движутся на новые рынки – в Китай, Индию. Например, Google специально дорабатывает своего голосового помощника для работы с индийским акцентом».

По данным Canalys, в 2018 году будет продано свыше 50 млн умных колонок – вдвое больше, чем годом ранее. Данная категория гаджетов станет самой быстрорастущей на рынке. Большая часть устройств будет продана в США и Китае. А к 2022 году продажи вырастут в 6 раз.

«Основным фактором роста является способность пользователей обращать внимание на новые технологии, –считает Наталья Ворзова, руководитель группы инновационных продуктов «Ситилинк». – Например, в США и Великобритании рост значителен, а в Германии наоборот, продажи идут медленно. Это связано, в первую очередь, с консервативностью местного потребителя».

В РФ активный рост продаж устройства пока не начался. «Можно сказать, что в Россию умные колонки официально пришли только с появлением «Яндекс.Станции», – комментирует Алексей Банников, генеральный директор магазина «Фотосклад.ру». – Остальные либо не представлены на отечественном рынке, либо имеют ограниченный круг возможностей».

«Яндекс.Станция» – пока первый девайс, поддерживающий русский язык. HomePod от Apple понимает лишь английский, лидеры продаж – Google Home и Amazon Echo – также не ориентированы на русскоязычных пользователей. Хотя в начале этого года Google сообщил о тестировании распознавания русской речи своим голосовым помощником Assistant.

Без поддержки русского языка отечественные продавцы не торопятся разрабатывать диалоговые приложения для домашних помощников. Это значит, что с помощью устройства невозможно сделать заказ в российском магазине или кафе.

Конкурент смартфона

Скорость, с которой умные колонки набирают популярность у пользователей, заставляет экспертов сравнивать их со смартфонами, рынок которых рос так же стремительно.

Суть умных колонок – это новый интерфейс общения пользователя с облачными сервисами, – говорит Наталья Ворзова. – Если раньше эту функцию реализовывал смартфон, который пользователь должен был постоянно держать в руках и нажимать на кнопки вызовов голосового ассистента, то сейчас достаточно просто голоса. В будущем такой «колонкой» станут как минимум гарнитуры, автомобили и телевизоры.

Устройство сочетает в себе функции «всевидящего ока» в доме и возможности простого взаимодействия с внешним миром, – считает Алексей Банников. Поэтому можно предположить, что будут расширены функции безопасности. Например, уведомления о незакрытой двери или о том, что кто-то пришел. Будет отшлифован и процесс покупки товаров, не выходя из дома.

Ритейл будет меняться в зависимости от взаимодействия умных колонок с поисковиками, – продолжает эксперт. Сможет ли колонка выбрать город, цену, опции доставки. При популяризации умных колонок именно это станет ключевыми моментами, на которые придется делать упор ритейлерам.

Уже сейчас появляются анонсы абсолютно новых интересных функций, – комментирует Руслан Шагалиев. Например, в мае Google анонсировал функцию своего виртуального помощника – Duplex – искусственный интеллект, который способен сам позвонить за владельца в магазин и сделать заказ.

Умные колонки уверенно осваивают домашние пространства. Людям нравится получать ответы на свои вопросы или делать заказы в интернете, занимаясь своими делами по дому. Для решения бизнес-задач голосовые помощники только начинают использоваться. Формат умной колонки позволяет голосовому помощнику стать ближе к клиенту.

«Например, после интеграции с системой управления знаниями KMS Lighthouse, голосовой помощник Amazon Alexa может выступать консультантом в отделениях банка или сотового оператора, работать в торговом зале традиционной розницы, – говорит Руслан Шагалиев. – Умная колонка Amazon Echo может отвечать на вопросы клиентов даже лучше рядовых продавцов. Она предоставит информацию по специфическим продуктам и устройствам, регламентам работы и текущем статусе обращений».

Скоро во всех супермаркетах будут установлены умные колонки, которые не только смогут отвечать на вопросы об ассортименте и наличии товара, – прогнозирует он. Девайсы смогут давать персонализированные рекомендации. Чтобы ответить на вопрос, умный помощник будет использовать данные о предпочтениях клиента, поисковой истории и даже доходе.

Однако пока смарт-динамики еще не до конца избавились от «детских» болезней, – добавляет Руслан Шагалиев. Точность распознавания речи у них не всегда достаточна, есть помехи от фоновых шумов и ошибки в работе. В ближайшее время на первом плане у производителей будет устранение недочетов, без которого невозможно полноценное использование всех функций устройств.

Алёна Яркова | RETAILER.ru

Подписывайтесь на наш каналы в Telegram и «Яндекс.Дзен», чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar