Летом банки Китая начали возвращать платежи за уже поставленные в Россию товары из-за риска вторичных санкций. Но у российского бизнеса с китайскими фабриками уже слишком много связано. Разбирались, как розничные компании оплачивают товар и переводят деньги китайским партнерам.
С июня у российских компаний начались проблемы с платежами в Китай. Около 80% платежей в юанях перестали приниматься в КНР. В августе банки Китая начали возвращать платежи за уже поставленные в Россию товары. Региональные китайские банки, которые оставались последним бастионом возможностей, тоже стали отказываться от денег из РФ. Как пояснил нам источник в розничной отрасли, доля возвратов платежей в Китай у отдельных компаний превышает 50%, а сроки взаиморасчетов могут доходить до трех и более недель.
У российского бизнеса появилась проблема «чистого» юаня: крупнейшие финансовые учреждения Китая начали разделять поступающие юани на «чистые» и «связанные с Россией» — «грязные» юани. Причина в угрозе вторичных санкций со стороны США и ЕС. В конце 2023 года вступил в силу указ президента США, который угрожает лишить иностранные банки доступа к американской финансовой системе, если они участвуют в крупных сделках, связанных с Россией.
Но товарооборот России и Китая так просто не остановить. Поэтому российские розничные компании и производители нашли разные способы, как им оплачивать свои заказы из Китая.
Тайные тропы и серые схемы
Тема для наших ритейлеров оказалась довольно щепетильной — свои схемы и тайные тропы мало кто захотел предавать огласке. По нашей информации, к обходным маневрам приходится прибегать даже крупнейшим российским розничным компаниям, которые везут товар из Китая в свои магазины.
Как говорят в АКОРТ, ритейлеры, как и другие участники рынка, стали чаще сталкиваться с проблемой оплаты импорта товаров. Для сохранения стабильности поставок торговые сети задействуют все возможные альтернативные инструменты. Они расширяют сотрудничество с дружественными странами-посредниками, договариваются с поставщиками о гибких системах взаиморасчетов, рассказывает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. Одно из последних ноу-хау: китайские поставщики и платежные агенты начали создавать в Китае отдельные юридические лица специально для работы с российскими партнёрами.
Некоторые участники рынка начали активнее использовать «серые» схемы импорта с рублевыми переводами. По такой схеме деньги переводятся на некое российское юрлицо, которое посредством криптовалюты и других вариантов с цепочками транзакций осуществляет платежи за рубеж. «Это, безусловно, увеличивает платежную нагрузку и снижает маржу», — говорит один из игроков рынка. По его словам, компании, которые раньше работали исключительно «в белую», вынуждены в отдельных случаях прибегать к «серым» поставкам. Они везут в Россию все тот же товар, но обходным путем. «Легальные каналы при этом так же работают, но логистика в них заметно ухудшилась, если сравнивать с полутора-двухлетней давностью», — поясняет наш собеседник.
Найти своего агента
По словам другого нашего источника на рынке ритейла, компании активно пользуются услугами агентов. Это давно живущие в Китае или других странах Юго-Восточной Азии люди, у которых зарегистрированы там фирмы. Российская компания переводит им свои рубли, а агенты за это переводят их китайским заказчикам свои «чистые» юани. Китайские банки воспринимают такие платежи как благонадежные и не разворачивают. Российский бизнес платит агентам комиссию 3-4%. Оплаченные по такой схеме грузы из Китая спокойно отправляются в Россию на имя российского заказчика.
«Агенты помогают огромному пласту малого и среднего российского бизнеса, их становится больше. Из-за того, что все теперь вынуждены платить сверху комиссию, правила игры становятся одинаковыми и новая статья расходов не мешает конкуренции», — поясняет наш собеседник. Филиалы российских банков в Китае ситуацию тоже не спасают, потому что юань после них не становится «чище». По словам Игоря Караваева, использование платежных агентов не лишено трудностей из-за высокой стоимости их услуг, достигающих 10%.
Помогут филиалы
Проще работать компаниям, у которых есть свои юрлица в других странах. Так, у производителя одежды Bona Fide открыты компании в иностранных юрисдикциях, дружественных с банками Китая. Это позволяет бизнесу оплачивать платежи без комиссий агентам, сокращает время на оформление договоров с агентами и оплат в третьи страны, рассказывает совладелец Bona Fide Вадим Иванов.
Так, у производителя с 2019 года работает компания в США. Из России Bona Fide поставляет товар в США для продажи на Amazon. Из этой юрисдикции сейчас нет возможности оплачивать товар и переводить платежи обратно в РФ и там на счетах копится выручка. Bona Fide заключила трехстороннее соглашение между поставщиком в Китае, компанией в США и компанией в РФ, по нему юрлицо в США оплачивает поставку одежды из Китая в РФ в счет погашения долга за товар, который продается на Amazon. «Валютный контроль РФ принимает эти зачеты, на таможне вопросов тоже нет. Налоги все уплачены, абсолютно легальная быстрая схема без каких-либо издержек», — поясняет Вадим Иванов.
По второй схеме компания работает через свою производственную компанию в Казахстане, на ее открытие использовались средства из РФ, оформленные займами. По этой схеме компания из Казахстана должна деньги компании в РФ. В счет погашения займов юрлицо в Казахстане оплачивает поставщику в Китае деньги за товар, который идет в Россию. «Но казахстанские банки очень боятся санкций, и тщательно все проверяют. Трехсторонние соглашения часто меняются по указу валютного контроля, поэтому этот вариант занимает чуть дольше времени, чем первый, но тоже абсолютно легален и не несет дополнительных издержек», — добавляет Вадим Иванов.
Сейчас в Bona Fide прорабатывают варианты работы с агентами. «Хотим оценить их надежность и скорость, потому что их услугами пользуются почти все импортеры в РФ», — говорят в компании.
А что цены
Пока товарного дефицита на рынке нет. Но если ситуация с платежными ограничениями будет развиваться также стремительно, в категориях с преобладающей долей импорта из Китая он рискует сформироваться, говорят на рынке. Увеличивается время доставки, стоимость логистики, соответственно, растет срок оборачиваемости денег. Все это провоцирует рост цены на товары для покупателя. «С середины лета мы наблюдаем тенденцию увеличения в 2-3 раза сроков поставки товаров, и с каждой новой партией стоимость закупки увеличивается на 3-5%, а в некоторых случаях на 10%», — делится Дмитрий Коробицын, основатель и СЕО b2b-маркетплейса «Поставщик счастья».
В DNS уже ожидают, что к концу года электроника в России подорожает на 10-15% из-за более сложных путей, которыми компания теперь переводит деньги поставщикам из Китая. Пути обходятся DNS на 4-8% дороже.
Наталья Модель
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.