В России сложно представить частный бизнес, который вообще не имеет отношений с властью. Но если большинство предпринимателей решают вопросы тихо, то некоторые из них наоборот, осознанно делают ставку на интеграцию с государственными структурами. Такие отношения принимают разную форму — от должностей в провластных организациях до публичных заявлений с адресатами на самом верху. Мы выбрали восемь топ-менеджеров русского ритейла, которые не стесняются публично работать с властью, и рассказываем, что из этого выходит.
Анастасия Татулова, «Андерсон»
Основательница сети кафе «Андерсон» — кажется, неожиданно даже для самой себя — стала главным голосом отрасли в разгар весенних ковидных ограничений. Во время общей растерянности Татулова (похоже, вполне искренне) принялась громко высказываться по поводу происходящего в своём «Фейсбуке» — активно заламывая руки и шаг за шагом повышая эмоциональный градус. Звёздным часом Татуловой стала мартовская встреча предпринимателей с Путиным, где предпринимательница взяла слово и несколько минут давила на эмоции президенту. Закончилось выступление слезами (её) — и Татулова моментально стала звездой всей отрасли.
Дальше хайп вокруг неё только рос: каждым новым высказыванием Татулова повышала свой общественный вес, и в середине лета её назначили общественным омбудсменом в сфере малого и среднего бизнеса. Впрочем, Анастасия шла к этой должности долго и вполне последовательно — ещё в 2017 году она возглавила комитет по женскому предпринимательству московского отделения «Опоры России», а в 2018-м стала доверенным лицом мэра Москвы Сергея Собянина.
В последнее время «Фейсбук» Татуловой-омбудсмена всё заметнее дрейфует в сторону личной трибуны со спорными тезисами. Тем, впрочем, интереснее наблюдать за максимально полярными комментариями со стороны профессионального сообщества (например, в нашем телеграме).
Дмитрий Алексеев, DNS
Глава DNS давно известен своей общественной позицией — он, как правило, имеет её как по локальным темам Владивостока, так и по общероссийским и отраслевым вопросам. Любимое занятие бизнесмена — остро высказаться по актуальному поводу на собственной странице в «Фейсбуке» или, с недавних пор, и в телеграме. Причём в высказываниях он обычно занимает умеренно критическую позицию по отношению к действующей власти.
Конечно, с таким подходом Алексеев рано или поздно должен был оказаться в политике. Так и случилось: в 2019 году бизнесмен вступил в «Партию роста» Бориса Титова, а летом 2020-го стал членом политсовета партии. Впрочем, прямого влияния должности на бизнес пока не заметно — возможно, потому что DNS бизнес старый, отлаженный и прекрасно работает без дополнительного лоббирования. Впрочем, Алексееву и без прямой связи со своим розничным бизнесом хватает инфоповодов: только в этом году он предложил переименовать День труда в День предпринимателя (за что тут же получил отповедь от Зюганова), устроил вместе с однопартийцами несколько онлайн-митингов и заодно рассказал, как тратит на общественно-политическую деятельность дивиденды от DNS.
Алексей Фёдоров, «220 вольт»
Алексей Фёдоров — один из самых титулованных со стороны государства ритейлеров. Он (перечисляем по «Википедии»): председатель Совета по развитию электронной торговли Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, глава Комитета по торговле общероссийской общественной организации «Деловая Россия», экс-президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), а также руководитель подгруппы «Интернет+торговля» в Администрации Президента РФ. Сложно найти представителя отрасли, настолько интегрированного в государственные процессы — и имеющего настолько же спорную репутацию среди коллег по розничному бизнесу.
Так, на посту президента АКИТ Фёдоров продвигал такие вещи, как 30-процентный сбор с клиентов иностранных интернет-магазинов, введение НДС для зарубежных продавцов или проверка таможней всех зарубежных посылок на предмет наличия в них несертифицированных детских товаров. Впрочем, сложно было ожидать другого поведения от владельца российской торговой сети в условиях серьёзной конкуренции со стороны онлайн-ритейла. Ещё одна история, которой запомнился Фёдоров-президент АКИТ — конфликт вокруг бренда «Чёрная пятница», чтобы проводить акцию под тем же названием. В общем, времени на ответственном посту бизнесмен не терял.
С 2019 года Фёдоров стал главой комитета по торговле «Деловой России»: кажется, на новой должности у него уменьшились возможности для громких выступлений на публику — зато наверняка выросли варианты лоббирования на всех уровнях. Сменил он на этой должности, кстати, другого известного розничного топа — Александра Тынкована из «М.Видео».
Алексей Нечаев и Александр Даванков, Faberlic
Самую, пожалуй, оригинальную история интеграции бизнеса и власти придумали основатели бренда Faberlic Алексей Нечаев и Александр Даванков: 1 марта 2020 года они зарегистрировали праволиберальную партию «Новые люди». Её председателем стал Нечаев, Даванкова выбрали руководителем партийного исполкома. Новое политическое образование в прессе активно называли «партией-спойлером», её целевой аудиторией стала городская молодёжь, которую создатели рассчитывали «перехватить в том числе у протестной улицы». Тем не менее, «Новые люди» в некоторых регионах даже оказались успешны: на осенних выборах их представители прошли барьер в Новосибирской, Калужской, Рязанской и Костромской областях, а также набрали немало голосов на выборах в гордумы Томска и Краснодара.
Впрочем, оба бизнесмена не первый год тесно работают с государством. Ещё в 2004 году Алексей Нечаев вошёл в Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ; потом была благотворительность под госкрылом и вхождение в руководство Общероссийским народным фронтом. Александр Даванков же — старший брат Владислава Даванкова, замгендиректора созданного по инициативе Путина и курируемого администрацией президента образовательного проекта «Россия — страна возможностей».
Андрей Павлов, Zenden
Ещё один активист «Деловой России» и человек с неоднозначной, но последовательной репутацией — глава обувного ритейлера Zenden Андрей Павлов — много лет глубоко интегрируется в государственные структуры. Сейчас он занимает несколько ключевых постов в «Деловой России» (в том числе сопредседателя московского отделения организации) и несколько должностей помельче — среди них есть даже «член правления Ассоциации военно-патриотических клубов ДОСААФ России». Сверху ему за это периодически прилетают государственные награды.
Павлов — открытый патриот: он одним из первых среди ритейлеров попытался запустить производство в Крыму (ничего, конечно, нормально не вышло) и не раз и не два предлагал запретить и ограничить что-нибудь иностранное. Очевидно, что удерживаться в государственной струе — в первую очередь вопрос благополучия его обувного бизнеса.
Татьяна Бакальчук, Wildberries
Владелица крупнейшего онлайн-ритейлера страны пришла к публичным отношениям с властью, на первый взгляд, случайно — как и её коллега Анастасия Татулова, Татьяна Бакальчук оказалась голосом индустрии в пандемию. Впрочем, почти сразу она начала говорить неоднозначные вещи: например, предложила продуктовым магазинам закрыться (за что её моментально четвертовали все, кто мог), и, пару раз обжегшись, публичные диалоги с властью и гражданами свела к минимуму. Теперь Бакальчук не разменивается и если обращается, то сразу к Путину.
Но, если верить большому расследованию коллег о бизнесе Wildberries, ритейлер (в первую очередь в лице Бакальчук) давным-давно имеет плотные отношения с государством — в компании даже существует GR-отдел. По словам собеседников издания, именно через чиновников компания продавила ряд выгодных для себя решений — например, заставила перейти отрасль на предоплату по банковским картам. На встречи с чиновниками Татьяна обычно ходит сама, говорится в расследовании, а публично поддерживать её высшие чиновники страны начали ещё в 2018 году.
Дмитрий Шишкин, Shishkin Uniform Atelier
Уральский дизайнер Дмитрий Шишкин к сотрудничеству с государством подошёл красивее всех: он задумал выпускать одежду под брендом Putin Team — и под это получил 35 млн рублей казённых денег, а также покровительство Минпромторга. Звучит фантастически — но не для Шишкина, который представляет собой типичный типаж талантливого русского дельца. Так, за десять недель пандемии предприниматель умудрился заработать на защитных масках и костюмах для врачей 200 миллионов (!) рублей. Здесь тоже не обошлось без Минпромторга — в марте ателье Шишкина вместе с жирнейшим стратегическим заказом получило государственную гарантию выкупа всей произведённой продукции.
К такому модельер шёл долго: первый корпоративный заказ он получил ещё семь лет назад от «Уралвагонзавода», которому приспичило выпустить брендированную коллекцию одежды. Деньги от этой истории Шишкин вложил в фуршеты и закрытые вечеринки, где знакомился с топ-менеджерами и собственниками крупных компаний, утверждает Forbes. Вскоре его заказчиками стали крупнейшие госкопорации — в том числе «Газпром», РЖД, «Роснефть» и «Росатом». «Когда ты хочешь получить то, на что имеешь право по закону, а тебе 1000 формальных барьеров строят, опускаются руки. Я понял, пока с властью не сдружусь и не установлю хороший контакт, тяжело будет лоббировать дальнейшее развитие», — объяснил Шишкин изданию свой подход к вопросу. В итоге два года назад он получил должность в Союзлегпроме (это оказалось несложно) и сильно сблизился с Минпромторгом: сейчас Шишкина называют самым влиятельным человеком по GR во всей отрасли.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.