В августе 2021-го деливери-сервис «Самокат» стал крупнейшей доставкой мира по числу дарксторов за пределами Азии, а второй проект основателей — сервис Buyk — стартовал в Нью-Йорке. Рассказываем историю стартапа, который четыре года назад начинал с доставки спичек и стирального порошка жителям нескольких ЖК на окраине Петербурга.

От «Магазинчика» до федеральной сети

Основатели «Самоката» Вячеслав Бочаров и Родион Шишков — не случайные люди в ритейле и логистике. Бывший кадровый военный Бочаров 15 лет работал в «Магните»: начал в 2002-м директором магазина в Ярославле, а ушёл одним из топ-менеджеров сети. Шишков с 2008-го работал в Yota, а затем занимался диджитализацией «Почты России» — там будущие партнёры даже немного успели поработать бок о бок.

В 2017-м Шишков принялся разрабатывать приложение для управления коммерческой недвижимостью Smart.Space: по задумке, с его помощью можно было в один клик решать бытовые вопросы в бизнес-центрах — от замены лампочек до заказа счетов на обслуживание. Но в бизнес-сегменте проект не полетел, и предприниматель взялся протестировать приложение в многоквартирных жилых домах. В партнёры он позвал Бочарова, и стартаперы начали внедрять пилотные приложения в нескольких ЖК Петербурга. Здесь спрос на диджитализацию отношений с управляющей компанией оказался гораздо выше, чем в бизнес-центрах: по словам Бочарова, к осени 2017-го приложением пользовались уже 70% жителей пилотных ЖК.

Чтобы монетизировать разработку, партнёры решили внедрять дополнительные услуги. Одной из них стал «Магазинчик» — доставка товаров первой необходимости в квартиры за 15 минут. К организации сервиса партнёры подошли просто: закупили в ближайшем Metro очень ограниченный ассортимент — соль, спички, стиральный порошок, туалетную бумагу и прочее подобное — и продавали жителям ЖК без наценки. Товары хранили в подсобке одного из домов в Кудрово, их доставляли два курьера.

Когда «Магазинчик» получил сороковой заказ за месяц, партнёры поняли, что нащупали потенциально гигантский рынок, ушли с постоянной работы в «Магните» и «Почте России» и принялись искать инвестиции. Первый же возможный инвестор, деловой партнёр брата Шишкова Игорь Водопьянов, отнёсся к затее скептически — и, узнав, что сорок заказов сервис наскребал целый месяц, вкладывать деньги отказался. Зато вложились другие: брат Шишкова Кирилл, совладелец ресторанной группы «Пробка» Сергей Никонов и медиаменеджер Илья Осколов-Ценципер. К середине 2018-го «Магазинчик» стал отдельным приложением, расширил ассортимент до «всего, что есть в “Пятёрочке” и “Магните”, кроме сигарет и алкоголя» и получал по 25 заказов в день. При этом существенный кусок работы всё ещё делали по сути вручную: продукты так же закупали в Metro, а Бочарову приходилось самостоятельно раздавать листовки у жилых комплексов в Кудрово и объяснять людям, как работает сервис. 

Через некоторое время стартап привлёк ещё денег, а число инвесторов выросло примерно до десятка. К концу 2018-го у компании появились четыре новых склада в Петербурге (вдобавок к первому в «родном» Кудрово), поставки обеспечивали несколько дистрибьюторов, а число заказов достигло 8000 в месяц — но компания всё ещё работала в убыток из-за дорогой логистики. Тогда же подросший «Магазинчик» переименовали в «Самокат».

Как вырасти в 40 раз за год

В 2019-м стало ясно, что у «Самоката» появляются мощные конкуренты. В Москве запустилась «Яндекс.Лавка» — причём Бочаров рассказывает, что люди из «Яндекса» несколько раз приезжали в Петербург, внимательно изучали, как устроен «Самокат» и намекали на покупку их бизнеса. «Они, надо сказать, очень честно поступили. Они сразу сказали: если мы с вами не договоримся, мы все равно это будем делать, поэтому вы можете нам сейчас ничего не показывать», — говорил Бочаров в интервью проекту «Русские норм». Продавать компанию партнёры не стали — наоборот, привлекли очередные инвестиции от группы ПИК и вышли в Москву.

В феврале 2020-го у «Самоката» было 120 складов — почти поровну в Москве и Петербурге, у «Яндекс.Лавки» — 80, практически все в столице. А потом началась пандемия, и «Самокат» вырос в 40 раз за год.

«В момент пандемии вдруг все поняли, зачем это нужно. Просто чтобы не умереть с голоду. Мы начали расти неделя к неделе в пять раз, в десять раз, в пятнадцать раз», — рассказывал Бочаров. К концу года оборот сервиса достиг космических 10 миллиардов рублей, тогда «Самокат» доставлял по 4 миллиона заказов в месяц в четырёх городах — Москве, Петербурге, Казани и Нижнем Новгороде. Для сохранения заявленного времени доставки в 15 минут число дарксторов выросло до четырёх сотен. Всё это оказалось серьёзным вызовом для бизнеса. «Это стресс, но страшно интересно. Все делалось на ходу. Мы работали круглосуточно и горды тем, что не сломались, как другие интернет-магазины, которые принимали заказы на две недели вперед», — описывал происходящее Бочаров в интервью The Village.

Конечно, для такого роста компании были нужны деньги. В самый разгар ограничительных мер, в апреле 2020-го, три четверти «Самоката» купило совместное предприятие «Сбербанка» и Mail.ru Group — благодаря этому сервис смог всерьёз конкурировать по темпам роста с «Яндекс.Лавкой».

Из Кудрово — в США

В августе 2021-го в Нью-Йорке начал работать сервис Buyk, его запустили Бочаров и Шишков вместе с основателем Arrival Сергеем Сульгиным. Сервис устроен так же, как «Самокат»: продукты привезут по Манхэттену за 15 минут, цены — как в магазинах, доставка бесплатная, а минимального заказа нет. В июне того же года Buyk привлёк $46 млн от нескольких фондов и планирует привлечь ещё в несколько раз больше. «Мы понимаем, что сегодня огромное количество сервисов, похожих на нас, смотрят на Нью-Йорк. Я знаю, что идет поиск площадок и поиск помещений со стороны и Getir и Gorillas. Посмотрим, кто будет первый», — амбициозно заявлял в начале лета Бочаров.

Параллельно бывший локальный сервис для нескольких ЖК окраины Питера захватывает Россию. К началу осени 2021-го «Самокат» работал уже в 22 городах страны, от столиц и миллионников до Тольятти и Барнаула. Ассортимент тоже растёт — например, недавно сервис начал доставлять косметику.

По собственным подсчётам компании, сейчас «Самокат» — крупнейшая за пределами Азии доставка по числу дарксторов: в августе их было уже 722 против 600 у ближайшего преследователя, немецкой Delivery Hero. У главного российского конкурента — «Яндекс.Лавки» — складов вдвое меньше, около 360. При этом «Самокат» всё ещё обслуживает меньше заказов в месяц, чем у зарубежных конкурентов — около 7 миллионов против 9 миллионов у турецкой Getir. И, конечно, на фоне 40 заказов в кудровском «Магазинчике» осенью 2017-го любая из этих цифр выглядит фантастически.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

мп-спец-в-контенте