В 2019 году в Петербурге закрылось больше тысячи магазинов. Сразу несколько крупных игроков продуктового ритейла, среди которых «ТД Интерторг» и холдинг «Продовольственная биржа», покинули рынок. Эксперты говорят о том, что сети недооценивают угрозу мелких магазинов и пекарен, а также делают прогнозы, чья стратегия окажется успешнее.

В конце декабря СМИ всколыхнула новость об уходе с рынка ТД Интерторг. Один из крупнейших продуктовых ритейлеров Северо-Запада объявил себя банкротом буквально за один день.

Еще пару лет назад компания входила в пятерку ключевых игроков питерского продовольственного рынка. В 2018 году ее доля в Северной столице составляла 10,36% – больше было только у X5 Retail Group, «Ленты» и «О’Кея». Торговый дом владел 436 магазинами SPAR и «НароднаЯ семьЯ», которые работали не только в Петербурге и Ленинградской области, но также в Мурманске, Петрозаводске, Череповце и Великом Новгороде.

С точки зрения финансовых показателей наиболее успешным для Интерторга был 2016 год: выручка превысила 77 млрд рублей, чистая прибыль составила 1,7 млрд рублей, а количество магазинов выросло почти до 500. Затем финансовые показатели стали ухудшаться. Несмотря на это, владелец компании Михаил Абдуллаев продолжал озвучивать амбициозные планы: увеличить сеть до 1000 магазинов.

Читайте также: Как рухнул Интерторг. История взлёта и банкротства ритейлера

С конца 2017 года поставщики стали жаловаться, что торговый дом задерживает оплаты, а затем требовать платежи в судебном порядке. Осенью 2019 года сумма требований кредиторов в судах превысила 4 млрд рублей, общая задолженность перед поставщиками достигла 15 млрд.

18 декабря прошлого года Абдуллаев направил субарендаторам письмо о «последнем дне торговли». Непроданные остатки товара «Интерторг» предложил поставщикам забрать обратно в счёт долга, а оставшиеся на улице сотрудники начали пикетировать главный офис компании в надежде получить зарплату.

По схожему сценарию

Интерторг – не первый продовольственный ритейлер, покинувший петербургский рынок в последние годы. В начале 2019 года стало известно о закрытии сетей «Полушка» и «Лайм», которыми владел холдинг «Продовольственная биржа».

Первый универсам «Полушка» в Петербурге был открыт в 2003 году. В 2011 году компания начала развивать еще одну продовольственную сеть – «Лайм». В отличие от «Полушки», работающей в формате «магазин у дома», «Лайм» позиционировались как фрешмаркеты сегмента «средний» и «средний плюс».

Однако на фоне стремительного сокращения доходов населения формат оказался не слишком успешным. С 2014 года «Продовольственная биржа» теряла долю на петербургском рынке, уступая федеральным сетям. Если в 2014 году ее доля составляла 4,1 %, то в 2017 сократилась до 2,79 %. Последний магазин «Полушка» был открыт в 2017 году и просуществовал чуть больше года.

В 2018 холдинг начал регулярно задерживать выплаты поставщикам, что обернулось десятками судебных исков общей суммой более 34 млн рублей. В 2019 году компания заявила о намерении продать бизнес целиком, однако спроса со стороны более сильных игроков не было. Тогда она начала распродавать права на аренду объектов по частям.  

Интересен факт, что часть помещений, которыми владел холдинг «Продовольственная биржа», планировал выкупить как раз ТД Интерторг. Остальные — поделить между собой X5 Retail Group, «Магнит» и «Реалъ». Последний магазин, принадлежащий холдингу, был закрыт летом 2019 года.  

Выживает сильнейший

По данным Knight Frank, за 2019 год в Санкт-Петербурге закрылось больше тысячи магазинов. Причина – в уходе нескольких крупных игроков продовольственного ритейла. Помимо проектов «Продовольственной биржи» и Интерторга, прекратили свое существование магазины «Диета-18».

В последние годы испытывают сложности многие представленные в городе продуктовые сети. Финская «Призма» с 2014 по 2019 год сократила число магазинов на Северо-Западе с 19 до 13, а другой ритейлер из Финляндии, KESKO, был вынужден продать «Ленте» свои магазины «К-руока». 

Продолжает сокращаться на рынке Петербурга доля сети «Ашан»: с 2,19% в 2017 году до 1,83% в 2018 году. По мнению экспертов, и на «Призму», и на «Ашан» сильно повлияло продовольственное эмбарго. Ритейлеры были вынуждены сильно урезать ассортимент, а по ценам им стало сложно конкурировать с местными сетями.

Не слишком уверенно чувствует себя ритейлер «О’Кей». Сеть стремительно теряет долю рынка который год подряд. В 2015 году она составляла 15,75% , а к 2018-му упала до 10,96%. В последние годы компания сокращает площади магазинов, а также избавляется от части своих объектов.

И даже «Лента», которая входит в число крупнейших продовольственных сетей России, закончила 2019 год с убытком в 2,1 млрд рублей. Причинами снижения рентабельности бизнеса представители ритейлера называют слабые макроэкономические показатели, агрессивную конкуренцию и растущую промо-активность, а также собственные упущения в работе с non-food ассортиментом.

Доли основных продовольственных ритейлеров Санкт-Петербурга, 2015-2018 гг., % по объему всех реализованных продовольственных товаров (данные Санкт-Петербургского УФАС России)

Губительные просчеты в стратегии

Тимур Нигматуллин, инвестиционный менеджер «Открытие Брокер», считает, что проблемы FMCG ритейла в Петербурге обусловлены несколькими факторами. Первый – самый высокий уровень конкуренции среди всех регионов России. Второй – несколько худшая по сравнению с общероссийской динамика реальных доходов населения. За январь-март 2019 года реальные денежные доходы уменьшились на 2,0% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, в то время как по РФ падение составило 1,1%. Третий фактор – изменение потребительских предпочтений: отток покупателей преимущественно коснулся гипермаркетов, малоформатных магазинов. 

«Как правило, проблемы испытывают небольшие сети, которые не способны реализовать в полной мере эффект экономии на издержках за счет масштаба деятельности. Гораздо более разрушительными являются операционные ошибки менеджмента, просчеты в стратегии», –утверждает эксперт.

С ним во многом согласна аналитик Елена Пономарева, генеральный директор компании «Лаборатория трендов»: «Петербургский продуктовый ритейл является уникальным – концентрация сетей на нем максимальная из всех регионов страны и достигает 80%. Прежде всего, это связано с тем, что именно отсюда начали свое развитие сети «Окей», «Лента» и Х5 Retail group,  На этих операторов и сейчас приходится почти 50% рынка».

Несмотря на то, что на российском рынке, как и за рубежом, начинается закат формата гипермаркетов, позиции «Окея» и «Ленты» в Петербурге ещё достаточно сильны, а Х5 Retail group продолжает укреплять позиции, инвестируя в обновление и репозиционирование форматов, – отмечает г-жа Пономарева. Кроме того, практически все игроки начали развитие доставки продуктов на дом, что соответствует запросам жителей большого города. Работать на таком рынке непросто, поэтому логично, что участились ситуации ухода с рынка более мелких сетей.

Одновременно с этим на пятки крупным сетям наступают несетевые игроки или микро-сети, состоящие из небольшого количества магазинов, имеющие четкое позиционирование и работающие в не занятых крупными сетями нишах. Это премиальные сети, магазины с ориентацией на натуральную продукцию и ЗОЖ, сети алкогольной продукции и так называемые фермерские магазины. И даже активно развивающиеся мини-пекарни оттягивают часть потребителей.

Читайте также: Хлебное место: в Петербург пришла мода на пекарни

«Закрывшиеся сети, несмотря на их былой успех, были «как все» с точки зрения ассортимента и цен, что на насыщенном высококонкурентном рынке равносильно провалу при отсутствии охвата и маркетинговых бюджетов, имеющихся у крупнейших игроков. Сегодня, чтобы быть успешными, сетям нужно перестраивать свои подходы к работе и с потребителями, и с поставщиками».

В качестве примера успешной стратегии спикер называет кейс «Пятерочки». Проект X5 Retail  демонстрирует, как можно переходить от позиционирования как сети с низкими ценами к иному: находящейся рядом с домом и предлагающей выгодные (уже не низкие, что меняет восприятие) цены.

«От позиционирования по цене сеть переходит к позиционированию по критерию удобства. А это соответствует ожиданиям современных потребителей и расширяет целевую аудиторию в сторону людей с более высокими доходами, чем у дискаунтеров. На фоне ценовой конкуренции между сетями именно удобство при хорошем ассортименте для разных групп целевой аудитории становится залогом успеха», – уверена эксперт.

Пока готовился этот материал, стало известно, то на месте магазинов SPAR откроется новая продовольственная сеть. Бывшая гражданская жена владельца Интерторга Инна Ким планирует занять площади 20 магазинов.

Алёна Яркова | RETAILER.ru

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

Спец-2021.-В-контенте