Эксперты называют продукты питания главным драйвером развития интернет-торговли в РФ. Мы узнали, что думают об этом продавцы, и что ждет продуктовый онлайн-ритейл в ближайшие годы.

В середине января Инвестбанк UBS опубликовал прогноз развития онлайн-торговли в России на ближайшие годы, где назвал продукты питания основным драйвером отрасли. По мнению аналитиков банка, в 2018-2022 годах совокупный среднегодовой прирост продаж продовольственных товаров ускорится до 26,1%, в то время как непродовольственных — замедлится до 14,7%. Доля продовольствия в интернет-торговле за этот период увеличится в 1,5 раза.

Парой месяцев ранее Fitch отметил глобальную тенденцию падения интереса потребителей к продуктовым гипермаркетам и рост – к магазинам «у дома» и онлайн-покупкам. Такой тренд наблюдается в Европе в последние годы. Крупные ритейлеры, такие как Carrefour или Tesco, сталкиваются с избытком мощностей, что заставляет их закрывать магазины и развивать интернет-продажи.

По данным за 2016 год, порядка 15% выручки Tesco в Великобритании приходилось на продажи онлайн. Весной 2017 года крупнейший британский ритейлер запустил новую услугу – ускоренную доставку продуктов. Пока она доступна только жителям Лондона. Клиенты могут заказать до 20 единиц продовольственных товаров и получить их на дом в течение часа.

Уже не первый год доставку из супермаркетов предлагает крупная испанская сеть Mercadona. Французский Carrefour и вовсе рассчитывает стать лидером в сфере онлайн-продаж продуктами питания. Руководство компании планирует к 2022 году получить 5 млрд евро от торговли продовольственными товарами через интернет в тех странах, где представлена сеть.

Walmart объявил онлайн-торговлю одним из ключевых направлений своего стратегического развития и активно занимается скупкой онлайн-игроков. Недавняя покупка Amazon сети супермаркетов Whole Foods также говорит о том, что американский интернет-гигант делает ставку на развитие продуктового направления.

«По данным Deloitte, в 2017 году 90% продаж продуктов питания в мире приходилось на традиционную розницу, – отмечает Елена Пономарева, управляющий партнер консалтинговой компании «Форсайт 24», эксперт по рыночным трендам и моделям потребительского поведения. – В Японии уже 7,2% продаж FMCG приходится на онлайн, в США – 1,4% (2016). Основные стимулы роста онлайн-торговли – постоянная занятость населения и транспортные сложности (пробки). Прогнозируется, что 2018 году в США произойдет бум онлайн-торговли продуктами питания, в следствие чего крупноформатная традиционная торговля (brick-and-mortar) будет вынуждена перейти на смешанный форматы click-and-brick (интегрированная модель offline + online)».

Равнение на Запад

«Российский рынок онлайн-торговли показывает те же тренды, что и зарубежные рынки, на которых также наблюдается медленный рост онлайн-канала в продуктовой рознице», – продолжает Елена Пономарева.

Успешный пример торговли продуктами через интернет демонстрирует гипермаркет «Утконос», названный Forbes крупнейшим магазином в своей нише в РФ. Созданная в начале двухтысячных в Подмосковье, компания начинала как сеть розничных магазинов, а в 2006 году запустила интернет-сайт Utkonos.ru. В 2013 году компания полностью закрыла все офлайн-точки, сосредоточившись на продажах онлайн.

Крупные торговые сети начали осваивать интернет значительно позднее. X5 Retail Group запустила свой онлайн-гипермаркет E5.ru в 2012 году. Проект просуществовал 3 года, а после был закрыт. В начале 2017 года X5 Retail предприняла еще одну попытку выйти в сеть, на этот раз представив интернет-магазин «Перекресток».

3 года назад начали продавать продукты с доставкой сети «О’Кей» и «Азбука Вкуса». Не остались в стороне и крупные онлайн-игроки. Ozon.ru запустил продажу продуктов длительного хранения 2 года назад, а прошедшей осенью добавил в ассортимент свежие продукты.

«Сегодня в онлайне появляется все больше компаний, которые пытаются доставлять продукты питания, – комментирует президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров. – Это связано с тем, что у большого количества предпринимателей возникает ощущение завышенных ожиданий – они надеются, что очень скоро рынок продуктов перейдет в онлайн. Рынок находится в ожидании, что скоро для россиян станет нормальным заказывать свежее мясо, рыбу, овощи. Пока этого не произошло по причине того, что поставщики не могут гарантировать унификацию фреша, который и создает маржинальность бизнеса».

«Сегодня для жителей России покупка онлайн продуктов питания скорее развлечение, нежели ежедневный привычный процесс», – считает Алексей Федоров. Это подтверждают и цифры: по данным АКИТ за первое полугодие 2017 года, В России на долю продуктов питания приходился лишь 1% онлайн-продаж.

Главная проблема – логистика

«В нашем случае выбор ниши был обусловлен несколькими факторами, – рассказывает Оксана Сальникова, операционный директор продуктового онлайн-ритейлера «Салатница». – В Петербурге сформировалась у нескольких сегментов аудитории потребность в этой услуге, но рынок пока недостаточно насыщен качественными предложениями. У покупателя сформировалось представление об онлайн-ритейле как о более дешевом способе купить необходимые товары».

В «Салатнице» сделали ставку на бизнес-модель дискаунтера, предлагая пользователям не только экономить время (по такому пути идет большинство конкурентов), но и деньги. Это стало возможным за счет того, что компания не имеет офлайн-точек продаж, и это позволяет оптимизировать значительную часть расходов, не снижая качество товара.

По словам Оксаны Сальниковой, основная проблема продуктовых интернет-магазинов в России – в логистике, особенно в доставке «последней мили». Компания справляться с ней развитием собственного штата и более тщательного отбора подрядчиков.

Основной способ доставки, который используют сейчас продуктовые ритейлеры – курьерская. Например, в сети «О’Кей» курьеры доставляют порядка 90% заказов, остальные 10% клиенты самостоятельно забирают из магазинов. В «Перекрестке» самовывоз практически отсутствует.

«Утконос» осенью 2017 года запустил совместный проект с компаний PickPoint и начал доставлять заказы в постаматы. В отличие от доставки на дом, услуга для покупателей бесплатна, а минимальная сумма заказа – всего 200 рублей. Для сравнения: на дом можно заказать продукты от 1500 рублей, и при сумме до 7000 рублей доставка будет платной.

Пока в постаматы нельзя заказать охлажденные и замороженные продукты, табак и алкоголь. Однако уже в 2018 году «Утконос» и PickPoint планируют установить постаматы с морозильными камерами и так называемые продуктоматы – терминалы, которые предназначены специально для продовольственных товаров.

«Некоторые западные тренды в России пока не представлены, – комментирует эксперт Елена Пономарева. – Во-первых, за рубежом растет популярность формата «заказать продукты онлайн и забрать по пути домой» (click-and-collect»). Розничные сети все чаще объединяются с транспортными и курьерскими компаниями, а также реализуют формат доставки до киосков, в которых покупатели могут забрать свой заказ по дороге домой. Во-вторых, усиливается конкуренция между онлайн-ритейлерами за покупателей. Она переходит на уровень скорости доставки, которая сегодня составляет в среднем 2 часа и около 15 минут в случае экспресс-доставки ограниченного набора продуктов. Наконец, на Западе уже используется определение с помощью мобильных приложений местонахождения покупателя и доставка заказа в нужную точку».

По мнению Елены Пономаревой, российским продавцам важно использовать свои преимущества. Сетевые ритейлеры могут делать упор на доверие потребителей к бренду сети; предложить выбор различных продуктов питания, включая продукцию собственного производства, и разные способы доставки – в том числе, самовывоз из магазина. Также у них есть возможность привлекать покупателей за счет регулярных маркетинговых акций.

Нишевые интернет-магазины могут конкурировать за счет специализации, предлагая широкий ассортимент определенных продуктов (например, для здорового питания), а также наличия редких продовольственных товаров и напитков.

«Будущее весьма светлое»

Какие перспективы у продуктового онлайн-ритейла в России? «Единственным драйвером развития онлайн-торговли продуктами питания мог бы быть алкоголь, но пока его продажа в сети не легализована, ни один магазин, торгующий едой, успешным не будет», – считает президент АКИТ Алексей Федоров.

Другие эксперты настроены более оптимистично. «Российский рынок онлайн-торговли продуктами будет расти, – полагает Елена Пономарева. – Как показывают исследования, которые я провожу уже более 5 лет, зарубежные тренды появляются на российском рынке с задержкой 1-3 года в силу существенной консервативности российского рынка. Рост рынка будут стимулировать поколения Х и Y, более «продвинутые» в точки зрения цифровых технологий, занятость которых растет с каждым годом. Эта категория потребителей ценит свое время дороже, чем возможность сэкономить, что дает шанс развитию специализированных магазинов, предлагающих «редкие» продукты питания, которые могут продаваться с одном месте, но с большей наценкой, чем в традиционных магазинах. Возможность гибко «вписать» доставку продуктов в свой жизненный график – это основной двигатель роста онлайн-торговли для населения в возрасте 25-50 лет».

Развитие получат и продуктовые агрегаторы, которые предоставляют покупателям возможность заказать продукты в конкретном магазине или нескольких сразу, – считает Елена Пономарева. Их популярность растет опять же по причине того, что время для людей становится дороже, чем некоторая переплата.

«Будущее продуктового онлайн-ритейла я бы оценила как весьма светлое: доля рынка растет, наш сегмент показывает стабильную динамику на повышение. Потребители стремятся к максимальному удобству и минимальной потери времени, и при этом в нынешней экономической ситуации все больше считают деньги», – прокомментировала операционный директор «Салатницы» Оксана Сальникова. «Очень верим, что это будет большой драйвер для рынка», — сообщила PR-директор компании Ozon Мария Ерунова.

Пока готовился этот материал, стало известно, что fashion-ритейлер Wildberries решил добавить в свой ассортимент детское питание, а в дальнейшем и другие продукты. Оперативно получить комментарии у представителей магазина на этот счет не удалось.

Подготовила Алёна Яркова

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ретейла.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar
Ксения
Гость

Как же про igooods.ru забыли?

Александр
Гость

Ну что за бред???

«По данным за 2016 год, порядка 15% выручки Tesco в Великобритании приходилось на продажи онлайн.»

Куда редактор то смотрит???