Крупнейший российский продавец продуктов в интернете "Утконос" (принадлежит Алексею Мордашову) договорился о партнерстве с оператором доставки PickPoint, сообщили "Ведомостям" представители обеих компаний.

С сентября, на первом этапе сотрудничества, "Утконос" доставляет заказы в 180 постаматов PickPoint – автоматические терминалы, откуда покупатель может его забрать. На этом этапе в терминал нельзя заказать охлажденные или замороженные продукты, табак, алкоголь, лекарства, предупреждает представитель "Утконоса". Доставляется заказ на следующий день, для покупателя услуга бесплатна, минимальный чек – 200 руб., продолжает он, на дом курьер привозит заказ на сумму минимум 1500 руб., доставка заказов дешевле 7000 руб. платная – 249–299 руб.

На следующем этапе – в 2018 г. – "Утконос" и PickPoint хотят установить постаматы с морозильными камерами и продуктоматы, т. е. терминалы только для продовольствия, говорят представители компаний. В первом случае предполагается присоединение новых шкафов к работающим постаматам, говорит гендиректор PickPoint Надежда Романова: "Тестирование мы планируем проводить на сетях до 200 терминалов. В перспективе пяти лет на российском рынке может быть востребовано до 10 000 постаматов с функцией выдачи продуктов питания, в том числе скоропортящихся".

Пока у PickPoint нет автоматов с морозильными камерами, сетует Романова: "И в целом по России можно говорить скорее о тестировании такой доставки, чем о полноценной работе сервиса". "Утконос" установил 27 продуктоматов, до конца года их число удвоится, говорит его представитель.

Качественный продуктомат на 90 ячеек будет стоить около 2 млн руб., оценивает Романова, обычный постамат того же размера с функцией приема платежей стоит около 1 млн руб., можно добиться стоимости продуктомата 1,5 млн руб., считает она. Как "Утконос" и PickPoint будут делить расходы на продуктоматы, стороны не раскрыли. "Рассматриваем несколько моделей финансирования новых проектов", – сказала Романова.

"Утконосу" проект интересен тем, что постаматы обеспечивают шаговую доступность заказов, что позволяет стать "магазином по соседству", объясняет гендиректор ритейлера Николай Щербань. Можно протестировать и внедрить несколько моделей доставки продуктов питания, заказанных в интернете, подхватывает Романова: "Это интересно и нам, и отрасли, поскольку позволит в среднесрочной перспективе создать новый сегмент онлайн-торговли".

Сейчас в интернет-торговле продовольствием основная модель доставки – курьерская: на дом доставляется большинство заказов "Утконоса", знает его представитель. Доставка на дом доминирует и у конкурентов "Утконоса" – крупных традиционных ритейлеров, развивающих дистанционную торговлю. 90% интернет-заказов, сделанных в интернет-магазине сети "О’кей", привозят курьеры, сообщил представитель сети, из магазинов товары забирают только 10%.

У "Перекрестка" работает самовывоз интернет-заказов только из одного супермаркета, в Коммунарке, сообщил представитель X5 Retail Group (владеет "Перекрестками"): "Это может быть актуально в магазинах больших форматов, чтобы экономить время при больших закупках, но для "Перекрестка" он [проект] пока не столь актуален".

Через интернет удобно покупать тяжелые товары и товары длительного хранения, в интернет-заказах больше непродовольственных товаров и бакалеи, продолжает представитель X5: "Поэтому клиенты предпочитают доставку на дом, чтобы не нести тяжести самим".

Как и в обычных магазинах, значительная часть интернет-заказов – скоропортящиеся товары. Существенную долю занимают свежие товары повседневного спроса, молочные продукты, фрукты и овощи, говорит представитель X5. "Возможность доставлять скоропортящиеся товары – одно из наших ключевых преимуществ. Именно такие продукты – охлажденное мясо и птица, фрукты, овощи и молочные продукты – пользуются наибольшим спросом у наших покупателей", – вторит ему представитель "О’кей".

Обычные отдельно стоящие пункты выдачи заказов не подходят для продуктов питания, считает представитель "О’кей". "При курьерской доставке, да и при самовывозе из магазина ритейлер может контролировать соблюдение условий хранения до момента получения заказа", – объясняет он.

На зарубежных рынках есть онлайн-торговцы продуктами питания, которые используют для доставки пункты выдачи и терминалы, говорит младший партнер Bain & Company Ростислав Хоменко. Но пока ни один способ доставки не решил фундаментальной проблемы онлайн-торговли продуктами питания – ее убыточности, указывает он. "Люди не готовы платить за сборку и доставку заказа продуктов питания столько, сколько это реально стоит, поэтому как зарубежные, так и российские бизнесы в этой сфере убыточны", – заключает Хоменко.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar