Если мы наберём в Яндексе поисковый запрос “интернет-магазин”, то мы получим более 300 млн результатов. С начала пандемии интерес к интернет-покупкам вырос, а у ритейлеров увеличились желание продавать в сети. Разработка и продвижение интернет-магазина — задача не из легких. Еще сложнее выбрать подрядчика для этих работ. 

В этом материале мы разберем ценовую политику разработки интернет-магазинов, посмотрим на базовый набор инструментов для торговли и поговорим о самых частых ошибках при создании интернет-магазина. 

Ошибки при создании интернет-магазина

Неправильная цель

Цель должна быть: конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной во времени.

Например, стратегические:

  • Собрать самую крутую подборку товаров в нише;
  • Вывести на рынок новый бренд.

Либо тактические:

  • За первые три месяца сделать 500 продаж;
  • Снизить ДДР на 50%, но увеличить конверсию. 

Уехать жить на Бали не цель — это желание 🙂

Неправильный выбор ниши

Ошибка в нише равноценна провалу и в стратегическом плане и в тактическом. В идеале ниша должна масштабироваться и по вертикали и по горизонтали. В опасной зоне высококонкурентные ниши и ниши где вы думаете что будете первыми. В первом случае есть риск, что денег не хватит, во-втором, что денег там просто нет.

Отсутствие плана действий

Все ходы должны быть записаны. Разбейте все свои задачи по направлениям и составьте план их реализации по месяцам — закупка товара, обучение персонала, подключение новых сервисов, анализом конверсии и т.д. План действий как минимум на ближайшие три месяца. Нет плана — нет результата.

Создание интернет-магазина с огромным функционалом

Желание на старте впихнуть невпихуемое нужно выжигать из себя мыслями о потерянных деньгах. Потому что в 99% это будет именно так. Дешевле и логичнее добавлять функционал по мере необходимости, а на старте иметь базовый и необходимый набор опций. О нём и поговорим дальше.

Что под капотом? Базовый и необходимый набор инструментов для интернет-магазина

  • Адаптивность и быстрота;
  • Системы аналитики и учета продаж;
  • Регистрация на сайте и личный кабинет
  • Корзина;
  • Карточки товаров;
  • Поиск товаров;
  • Прием платежей;
  • Доставка;
  • Рекомендации;
  • Рассылки.

С этим набором уже можно полноценно работать. Возможность совершить покупку «в 1 клик», умный поиск, сложные фильтры, сравнение товаров, навороченную CRM и прочее можно подключать позднее. Когда вы точно поймете как это должно выглядеть и работать.

Сергей Мелихов, Партнер в IT-компании Greensight и платформе электронной коммерции Ensi.tech.

Если мы говорим о небольшом бизнесе, который решил открыть онлайн-продажи. Первым делом нужно спросить себя, а нужно ли вообще запускать интернет-магазин. Это сложный и недешевый процесс. Стоит рассмотреть более простые варианты: от Авито — до OZON и Wildberries. 

Если вы все же решите открывать собственную онлайн-витрину, то для начала стоит посмотреть на конструкторы и готовые решения. Например, tilda.cc позволяет создавать простой каталог с корзиной. Для начала этого вполне достаточно + такой подход не требует больших инвестиций и компетенций. Порядок затрат — пара сотен тысяч рублей. При желании можно и дешевле, если разобраться во всем самостоятельно. 

Дальше можно идти по пути усложнения и смены инструментов, на которых работает ваша веб-витрина. Именно такой осторожный, пошаговый подход мы считаем наиболее эффективным. Он поможет вам понять, что именно вам нужно без необходимости тратить большие деньги на разработку интернет-магазина. Нужно учитывать один важный аспект: разработка интернет-магазина еще не означает, что вы готовы продавать в интернете. Потребуются значительные инвестиции в создание контента: фотографий, описаний и характеристик товаров. А также кое-какие утилитарные вещи: транспортные компании, касса и т.д. Можно уложиться в 200 — 300 тысяч для каталога до 100 SKU. Бизнес, который знает что делает и лучше ориентируется в электронной коммерции. 

Прежде всего нужно самостоятельно сформулировать бизнес-требования к интернет-магазину. Речь не о том, какая кнопка должна быть на какой странице, а о том, какие бизнес-задачи вы хотите решить с помощью веб-витрины: собрать классический каталог, запустить экспорт на маркетплейсы, интегрироваться с такими-то службами доставки и т.д. С этим документом нужно искать подрядчика. И тут должно повезти. Инструменты, которые помогут помочь: 

а) рейтинг разработчиков от Рейтинга Рунета

Топ компаний с бюджетом разработки до 200 000 рублей

Топ компаний с бюджетом разработки от 200 тыс. до 750 тыс

Топ компаний с бюджетом разработки от 750 тыс. до 1.5 млн

Топ компаний с бюджетом разработки от 1.5 млн рублей и выше

б) MVP-подход. 

Не нужно реализовывать слишком много функций сразу. Запустите максимально простой магазин, а потом развивайте его постепенно. Так вы сможете быстрее получить результат, проверить подрядчика и собственные гипотезы. Бюджет на все — несколько миллионов. 

Для больших ритейлеров (или тех, кто собирается много продавать в интернете) IT должно стать core-компетенцией. То есть продавать много в интернете и плохо разбираться в IT — проигрышная стратегия. В команде на стороне ритейлера должно быть достаточно IT-специалистов, которые обеспечат взаимодействие с разными подрядчиками, в том числе и теми, кто будет разрабатывать интернет-магазин. С найма или выделения такой команды начинаются инвестиции в веб-витрину. 

Перед началом работ над интернет-магазином нужно пройти путь Бизнес-цели — Бизнес-требования — Функциональные требования. После этого можно оценить, какие системы нужно внедрять для запуска интернет-продаж. В больших компаниях это всегда не только интернет-магазин, но и другие действующие или вновь создаваемые системы. Мы не рекомендуем увлекаться системами, которые поддерживают сразу все процессы, а предлагаем ориентироваться на сервисную архитектуру, то есть под разные группы процессов выделять отдельные сервисы (или даже микросервисы), чтобы иметь возможность держать разные команды под каждую из систем и заменять их на другие в случае необходимости (и команды, и сами сервисы).

Добавляем немного SEO

Перед тем как интернет-магазин начнёт функционировать необходимо провести базовые работы по SEO. Органический трафик — важный канал привлечения клиентов. От того насколько грамотно и точно учтены факторы ранжирования поисковиков, как проведена оптимизация и спрятано всё лишнее, зависит качество и количество трафика с поисковых систем. 

Чек-лист по базовым SEO работам для интернет-магазина

  • Провести анализ поисковых запросов
  • Сформировать семантическое ядро (подбор ключевых слов) и LSI-фразы
  • Провести оптимизацию метатегов 
  • Создать информационные и продающие описания товаров 
  • Добавить контент на страницы категорий
  • Провести внутреннюю перелинковку страниц сайта
  • Привести все названия товаров в соответствии с запросами пользователей
  • Проверить удобство навигации
  • Закрыть все лишнее от индексации в robots.txt
  • Учесть коммерческие факторы (полезное исследование)
  • Провести сегментацию разделов каталога интернет-магазина 
  • Добавить теги alt ко всем изображениям 
  • Удалить все неработающие ссылки со страниц 
  • Не забыть о карте сайта 

Многие пункты проще, логичнее и дешевле реализовать еще на стадии разработки сайта. Компаний, которые делают базовое SEO для интернет-магазинов много. Выбрать поможет исследование Рейтинга рунета в котором представлены профильные агентства и студии.

Топ-10 рейтинг агентств по разработке и продвижению сайтов 2022 года

Усложнять нельзя упростить

План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.

Льюис Кэрролл. Алиса в стране чудес.

“Стоимость разработки кастомного интернет-магазина под большой объем каталога, регулярную загрузку заказами, с интеграциями с несколькими системами начинается от 4-5 млн руб. даже если за основу взять упомянутый выше фреймворк 1С-Битрикс. Сюда включена разработка кроссплатформенного дизайна, адаптивная верстка, разработка базовой логики (каталог, поиск, фильтры, корзина) и разработка дополнительной функциональности, индивидуальной для каждого бизнеса, тестирование. 

Также в эту стоимость включена интеграция с учетными системами, бонусными программами, сервисами расчета доставки последней мили, оплаты и рассрочки платежей и т.д. Помимо этого, может потребоваться интеграция с CRM. По опыту компании SEBEKON, современный крупный интернет-магазин ― это 3-6 сложных интеграций с учетными системами и 8-10 простых интеграций с готовыми модулями внешних сервисов”.

Алексей Александров ― генеральный директор компании SEBEKON

С наличием сложных интеграций и кастомных решений вопрос с поддержкой, масштабированием и развитием встает особо остро. Большой проект требует больших ресурсов и компетенций. Тут нужна либо сильная in-house команда, либо проверенное агентство. 

Рейтинг Рунета провел исследование и собрал лучшие агентства, которые занимаются комплексной поддержкой интернет-магазинов. Компании можно отфильтровать по бюджетам, сферам деятельности, размерам бизнеса клиентов и гео.

Топ-10 рейтинга агентств по поддержке и развитию интернет-магазинов 2022

In-house команда vs Агентство

У обоих вариантов есть свои плюсы и минусы. Рассмотрим самые основные.

Экспертиза и ответственность

Штатный сотрудник живет жизнью своей компании, он, как никто другой, разбирается в тонкостях ниши, в которой работает. Хорошо понимает предпринимательскую идею, знает преимущества и слабые места, принципы и ценности своей компании. Если он не заинтересован в том, чтобы показывать высокие результаты, его действия не будут приносить никакой пользы компании.

Агентство же всегда заинтересовано в высоких результатах своего заказчика. В команде обычно работают профильные эксперты. Оплачивая их услуги, вы получите сработавшуюся команду с уже налаженными процессами. Такая команда дорожит своей репутацией, поэтому выкладывается “на полную мощность”, чтобы получать лучшие результаты и большое количество заказчиков по рекомендациям. Хорошее маркетинговое агентство знает проект своего клиента не хуже его самого.

Оперативность в принятии решений

Маркетологи, являющиеся частью компании, быстрее решают задачи и вопросы, связанные с процессами, зависящими от других сотрудников. Например, когда нужно дождаться тестовой версии продукта от разработчика, чтобы вместе с ним протестировать новые функции и написать об этом пресс-релиз или анонс в соцсетях. Агентство не может так оперативно и тесно взаимодействовать с сотрудниками компании заказчика. Потому что трудится в другом месте и не имеет доступа к руководству, программистам, отделу продаж “здесь и сейчас”.

Однако если на стороне компании есть свой маркетолог, то агентству можно достаточно быстро решать все вопросы через него. Нужно оперативно заменить название версии продукта в рекламном объявлении? Не вопрос, штатный маркетолог связывается с представителем агентства и тот выполняет поручение.

Решение задач

В команде собственного маркетинга находятся люди, которые обладают определенными компетенциями и чаще всего “ходят уже известными тропами”. Не всегда могут предложить какое-то новое решение той или иной проблемы ввиду нехватки такого опыта.

Специалисты агентства обычно работают с большим количеством проектов, поэтому хорошо знают рекламную тематику. Наличие огромного опыта позволяет агентству «быть в тренде», быстрее находить решения самостоятельно и предлагать заказчику нестандартные методы их решения. Там, где штатный маркетолог будет колебаться или учиться, представитель агентства уже на этом “съел собаку” и знает, как сделать так, чтобы было хорошо.

Прозрачность работ

Команда собственных маркетологов отлично понимает приоритеты и сроки выполнения задач. Правильно налаженная коммуникация между ними и другими сотрудниками облегчает контроль эффективности использования отдельных каналов привлечения трафика. К тому же, у руководства всегда есть возможность в любой момент запросить отчет о проделанной работе и обсудить его с сотрудником один-на-один или в формате экстренной планерки.

Ежемесячно, ежеквартально или по факту проделанной работы агентство отправляет заказчику полный отчет с процессами и задачами, которые были реализованы, результатами их эффективности и стратегией дальнейшего продвижения. Агентство заинтересовано в том, чтобы заказчик продолжал сотрудничество с ним, поэтому скрывать реальные цифры в своих отчетах ему просто не выгодно, поскольку в случае замалчивания негативных моментов можно получить удар по репутации. Грамотное агентство даже в случае выявления неэффективных методик всегда признает свою ошибку и предложит пути решения.

Сбор команды

Чтобы собрать максимально эффективную команду маркетологов, компании понадобится немало времени. Задействование НR-отдела, тестовые задания, собеседования, прохождение испытательных сроков — всё это требует времени и сил.

Вам не нужно никого тестировать, вся команда собрана за вас и слаженно работает. Нужно будет только лишь выбрать подходящее вам агентство.

Стоимость

Средний уровень зарплаты профильного специалиста во внутренней команде маркетинга компании — 500-1000$. Включите в эту сумму действия, не связанные с рабочим процессом: больничные, отпускные, обучающие мероприятия и так далее.

Агентство выставляет счет только за часы, которые были затрачены на работу по проекту. Это позволяет контролировать ежемесячные расходы и грамотно распределять бюджет.

*материал опубликован на правах рекламы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

мп-спец-в-контенте