Эффективность. Автоматизация действительно способна поддержать бизнес и даже придать ему ускорение. Но часто руководство и владельцы получают лишь новую головную боль. И нередко – по своей вине.

Столичный дистрибьютор бытовой химии собрался внедрять CRM-систему (управление взаимоотношениями с клиентами) для контроля работы маркетинга, службы продаж и повышения лояльности существующих клиентов. К составлению техзадания руководство привлекло консультанта. И по мере обследования бизнес-процессов выяснилось, что основные проблемы вовсе не в неправильном общении, а в медленной отгрузке товаров, запутанной топологии склада и большом количестве ручного труда. «Клиентам приходилось ждать, теряя время, часть товара путалась при комплектации», – рассказывает директор практики Microsoft Dynamics компании «Норбит» Антон Шахлевич. – В итоге автоматизация началась с внедрения WMS-модуля (управление складом) на базе ERP-системы, использования ручных сканеров и штрих-кодирования». Компании удалось сократить время отгрузки, число ошибок было сведено к минимуму, и как следствие – лояльность клиентов повысилась.

У каждой компании свое мерило для оценки эффективной автоматизации: срок окупаемости, повышение производительности или сокращение трудозатрат. Кто-то считает, что важен сам факт появления новой функции, например отчетности по МСФО. Руководитель департамента SAP компании Softline Solutions Людмила Сурикова приводит конкретные примеры оценки. Например, при использовании аналитических платформ для 1) мониторинга ключевых показателей бизнес-процессов (KPI) и 2) анализа прибыльности продуктов, каналов поставки и сбыта уже в первый год эксплуатации системы сокращаются логистические затраты на 3–5%, а также высвобождается замороженный оборотный капитал за счет сокращения неприбыльных позиций в ассортименте.
Исходя из подобных критериев, исследовательская компания Gartner говорит: компании-заказчики считают успешными в лучшем случае треть от общего числа проектов внедрения бизнес-приложений. Антон Шахлевич согласен с такой оценкой и уточняет, что за рубежом, как ни странно, ситуация ненамного лучше российской. «Особенно это касается внедрения сложных и масштабных систем, требующих существенной модернизации бизнес-процессов или переделки самой системы», – говорит он. Впрочем, отдельные отраслевые эксперты считают оценки известных исследовательских компаний необъективными. «Такие методы анализа, как ТСО, не учитывают в полной мере индивидуальные особенности развития предприятия, не вполне адекватно определяя синергетическое влияние проектов и изменений в финансово-хозяйственной деятельности компании, – рассуждает Иван Коровин, руководитель информационной службы компании ИВК. – Надо делать акцент на мониторинге качественных и количественных показателей, дающих некоторые конкурентные преимущества конкретной компании».

Советы начинающим. Получить ориентиры для оценки эффективности проекта желательно еще до начала внедрения. Самый простой путь: собрать информацию о схожих по целям проектах и их цене. Наименьшая стоимость и будет самым простым критерием. Но не надо обманываться простотой подхода. На втором месте – стоимость владения. Если бизнес-процессы компании существенно (более чем на 30%) отличаются от методологии их реализации, заложенной в решении, то придется или перестраивать работу всего предприятия, или дорабатывать решение, а впоследствии набрать штат специалистов для поддержки фактически нового продукта. Не будет ли зарплата специалистов нового подразделения за год превышать затраты на более дорогостоящее, но максимально совпадающее с деятельностью компании решение? Отсюда вывод: не зациклиться на брэндах, а «примерить» все, на что хватает средств.

Подход «собрать информацию и найти дешевое» гарантированно применим, если речь идет об азах – автоматизации бухгалтерского и налогового учета. Слишком много подобных проектов, опять же есть вездесущая «1С» с партнерами и колоссальным опытом подобных внедрений. «Остальные виды хозяйственной деятельности требуют высокого уровня квалификации команды внедрения и, чаще всего, одновременного ввода в промышленную эксплуатацию», – говорит Иван Коровин. На практике это означает отсутствие среднерыночных сравнительных показателей, слишком индивидуален каждый проект. А одновременность запуска требует более значительных инвестиций.

Один из методов отбора наиболее эффективных решений – тендеры. «Благодаря конкурсу можно как платно, так и бесплатно получить различные варианты решения от нескольких разработчиков и интеграторов, – подсказывает генеральный директор компании «Импульс-ИВЦ» Евгений Новак. – На основании этого можно выбрать оптимальный вариант реализации проекта». Правда, интеграторы будут предлагать на конкурс технические задания и концепции реализации бесплатно только при условии немалого потенциального дохода. В противном случае компания рискует, что в тендере будут участвовать любители легких денег, а не профессионалы.

Другой совет: задумываться не просто об автоматизации новой функции, а о сочетании нового решения с уже имеющимися системами. Кроме того, учитывать возможный синергетический эффект, когда один и один не два, а три. Например, небольшая дистрибьюторская компания планировала внедрить учетную ERP-систему SAP. Интегратор посоветовал дополнительно установить аналитическую систему SAP BI. «После запуска проекта в промышленную эксплуатацию руководство на два месяца погрузилось в детальное исследование бизнес-процессов, используя представление данных в аналитической платформе, – рассказывает Людмила Сурикова. – По итогам такого анализа компания выросла за год в 1,5 раза за счет вымывания 10–15% неприбыльных позиций ассортимента и направления оборотных средств на получение дохода».

До 2007 года розничная сеть косметических товаров «Л’Этуаль» работала в ERP-системе на базе Microsoft Dynamics AX. Анализ текущей операционной деятельности проводился с помощью Excel. Непростое дело, если вспомнить масштабы бизнеса: 600 магазинов в 160 городах и десятки тысяч товарных позиций. Намучавшись, в 2007 году руководство решило внедрить новую систему для анализа текущих и исторических данных с использованием технологий визуализации. Планировалось разграничить доступ пользователей к информации, увеличить количество пользователей с одновременным снижением нагрузки на ERP-систему.
Теперь у аналитической системы около 100 активных пользователей. Решение консолидирует поступающую непосредственно из магазинов информацию и с помощью диаграмм и визуальных информационных панелей представляет данные о текущем состоянии продаж и складских запасах. В результате специалисты «Л’Этуаль» смогли разработать новую систему показателей эффективности деятельности. Например, кроме таких традиционных показателей, как оборот и коэффициент маржинального дохода, добавился контроль процента выполнения плана по продажам. В перспективе планируется автоматизировать сопоставление состояния запасов в магазинах с нормативами запасов. Анализ позволит контролировать, насколько плановые и фактические значения отклоняются друг от друга по отдельным магазинам, брэндам, позициям. «Нисходящий анализ позволит делать предположения относительно причин таких отклонений, тем самым повышая скорость реагирования на различные изменения и колебания рынка», – заключает Николай Зайцев, руководитель IT-департамента «Л’Этуаль».

Сын ошибок – опыт. В начале 2000-х годов российские компании рассматривали автоматизацию не как инструмент управления, а скорее как «лицо» бизнеса или инструмент формирования внешней отчетности (для акционеров – по МСФО, для контролирующих органов – налоговой и по РСБУ) с минимумом ошибок. Кризис 2008 года изменил эти представления. «Приоритеты выходят за рамки бух­галтерии. Компании все больше внимания уделяют развертыванию систем бюджетирования, управления производством, аналитическим решениям, – считает Евгений Новак. – Смена приоритетов связана с переходом ко все более сложным задачам корпоративного управления, повышением организационной культуры и знаний». Людмила Сурикова считает, что кризис доказал максимальную актуальность решений, позволяющих мониторить бизнес в режиме реального времени.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments