На таком высококонкурентном рынке, как ритейл, использование новейших технологий является залогом успеха. О принципах работы облачных сервисов и их пользе для розничных сетей Retailer.RU рассказал Роман Щемелев, менеджер по продукту Office 365, Microsoft в России.
— Роман, сейчас много говорят про облачные технологии. Не могли бы Вы вкратце рассказать, что они собой представляют и в чем их преимущества?
— Облачные сервисы – это новая модель потребления информационных технологий, позволяющая использовать их как сервис через интернет и оплачивать по мере использования. Как электричество, например. Вы платите за определенный период и объем, при этом не беспокоясь о том, где стоят электростанции, как к вам подводятся провода, сколько электроэнергии вам понадобятся в следующем месяце и т.д.
Соответственно, одни из ключевых преимуществ облака – это оплата по мере потребления, возможность использовать нужный объем ресурсов без необходимости докупать, настраивать и обновлять аппаратное и программное обеспечение у себя в офисе. Минимальное администрирование дает возможность сконцентрироваться на своей основной деятельности – ритейле, не тратя лишние деньги и время.
Компания любого размера может выбрать для себя подходящий вариант использования облака, работая через интернет с отдельными приложениями, частью или даже всей ИТ-инфраструктурой или платформой.
— Расскажите, пожалуйста, подробней об облачном сервисе Office 365. Что он дает организациям?
— Office 365 – это полный набор сервисов для обеспечения совместной работы сотрудников и офисных коммуникаций. Он объединяет знакомые всем настольные приложения Office и облачные версии наших современных серверных технологий — Exchange Online, SharePoint Online и Lync Online.
Office 365, не требуя установки и поддержки серверов, покупки и настройки ПО, делает доступными такие рабочие инструменты, как корпоративная почта, календари, внутренний портал и внешний веб-сайт, единый список контактов и возможность связываться с ними из одного окна любым удобным способом, включая аудио-, видео- и веб-конференции. Доступ к этим сервисам сотрудники получают с любого устройства с выходом в Интернет (например, с мобильного телефона или общедоступного компьютера), что позволяет им всегда оставаться на связи, быстро получать и передавать информацию.
С Office 365 розничные компании получают широкую функциональность решения бизнес-класса с 99,9% времени безотказной работы, территориально распределенное резервирование, восстановление после аварийных ситуаций, элементы управления и стандарты контроля безопасности и конфиденциальности. И при этом могут существенно сэкономить ресурсы.
— Как можно приобрести Office 365 в России?
— Полностью локализованный для России Office 365 доступен крупным компаниям (с парком компьютеров более 250) через обновленную программу корпоративного лицензирования Enterprise Agreement, а для малых и средних компаний – через партнеров Microsoft в России – «СКБ Контур» и «Вымпелком», которые поставляют Office 365 в комплекте со своими сервисами.
В конце 2011 г. для российских компаний стало возможным бесплатно протестировать Office 365 в течение 30 дней, а затем приобрести его напрямую у компании Microsoft Ireland Operations Limited, которая занимается лицензированием продуктов Microsoft на территории Российской Федерации, оплатив подписку кредитной картой или по счету.
— Сегодня широко распространены другие технологии организации доступа удаленных сотрудников, например, VPN. В чем преимущество коммерческих облачных решений в данном случае?
— На мой взгляд, сегодня в условиях невысокой маржинальности розничного бизнеса очень важным показателем становится оборачиваемость капитала, возможность избежать капитальных затрат на неосновную деятельность. Доступ через VPN, безусловно, позволяет офисным сотрудникам работать с ИТ-ресурсами вне пределов офиса, но в то же время требует создания и поддержки собственной ИТ-инфраструктуры и соответствующих капитальных затрат.
Облачные технологии, в частности Office 365, работают принципиально по-другому: все сервисы развернуты в центрах обработки данных производителей ПО и доступны через Интернет. Все вопросы защиты, бэкапирования, обновления, поддержки становятся заботой поставщика услуг. Таким образом, расходы на ИТ переводятся из капитальных в операционные, что позволяет ритейлу концентрироваться на основной деятельности, оптимизировать материальные и временные траты на администрирование и поддержку собственной ИТ-инфраструктуры.
— Существует мнение, что в России сейчас нет достаточно надежных и скоростных каналов передачи информации, которые необходимы для использования «облачных» сервисов.
— Ситуация с проникновением Интернет стремительно меняется. По сути, сегодня многие сетевые магазины имеют доступ в Интернет, поскольку он необходим для кассовых терминалов, терминалов оплаты и пр. Для того чтобы рассчитать свою потребность в интернет-канале для Office 365, заказчик может воспользоваться специальным калькулятором на нашем сайте. Для примера: на 100 человек, которые используют почту в среднем режиме, заказчику потребуется канал 89 кб/с – это ниже среднего уровня по России. Кроме того, когда вы используете «облако», культура пользования почтой меняется – вы перекидываете не сами файлы, а ссылки на них, поэтому трафик снижается.
— Роман, что Вы можете сказать о конкурентах Office 365? Например, похожий сервис Google Docs предоставляется бесплатно.
— Так получилось, что Google и Microsoft пришли к созданию внешне похожих сервисов разными путями. По сути, Google – это рекламная компания, которая стремится монетизировать свои сервисы через поисковый траффик. Microsoft же изначально ориентирована на разработку профессионального ПО, на протяжении десятилетий предлагая лучшие в отрасли продукты для повышения бизнес-продуктивности. Создание Office 365 является важным этапом в эволюции данной линейки продуктов, и предоставляет знакомые пользователям продукты Microsoft Office, SharePoint, Exchange и Lync по модели подписки.
Приведу пример – на сегодняшний день в мире насчитывается порядка 125 миллионов пользователей SharePoint (я специально не говорю о распространенности Microsoft Office), в то время как за четыре года присутствия на рынке, согласно исследованию Gartner, Google не смогла занять даже 1% рынка электронной почты бизнес-класса.
Вы, возможно, слышали об исследовании компании Gartner, которая оценивает программное обеспечение по различным группам, так называемым «магическим квадрантам». Так вот, по совместной работе и объединенным коммуникациям Office 365 входит в группу лидеров в 8 из 11 квадрантов, в то время как Google не входит ни в один.
Office 365 предлагает функционал для разных сотрудников и разных компаний, а Google – один функционал для всех, независимо от того, нужен он заказчику или нет. Кроме того, бесплатность Google Docs не безгранична. Если вы превысите определенное количество пользователей хотя бы на одного человека (на текущий момент это 10 пользователей), вы начнете платить заметные суммы за каждого, а не только за него одного.
— Вы говорите, что Office 365 предлагает различный функционал для разных компаний. Есть ли специальное предложение для ритейла?
— Office 365 подразумевает большое количество сервисных планов. Компания может выбрать тариф в зависимости не только от типа организации, но и от типа сотрудников, которые будут пользоваться сервисом. Сервисные планы включают в себя разный объем функционала, что можно сравнить с тарифами на мобильную связь. Ритейлерам, например, будет интересен так называемый киоск-план, предназначенный для сотрудников, пользующихся общим компьютером.
Торговые точки часто не автоматизированы, у них нет связи с инфраструктурой центрального офиса. Однако постоянная связь с точками продаж критична для ритейла. Не нужно вынимать деньги из оборота на закупку оборудования при открытии нового магазина или приобретении/слиянии компаний! Киоск-план для Office 365 позволяет предоставить работникам на местах (для обмена данными с главным представительством) доступ к почте и корпоративному порталу почти с любого устройства с доступом в интернет.
Сотрудники могут обмениваться информацией друг с другом, узнавать новости компании, отправлять отчеты руководству, заполнять документы для HR-службы и т.д. Есть киоск-планы, которые включают базовые онлайн-версии с возможностью совместного редактирования документов.
— Значит ли это, что все программное обеспечение компании переходит в онлайн?
— Необязательно. Компания может переходить в облако на своих собственных условиях и в нужные ей сроки. Все сервисы, которые есть в облаке, есть и для локального использования. Мы предлагаем заказчику калькулятор по оценке возврата от инвестиций в облако, после чего он сам может решить, строить ли ему инфраструктуру локально или переводить ее в облако.
Кроме того, в рамках обновленного корпоративного лицензионного соглашения Enterprise Agreement мы позволяем нашим клиентам оценить преимущества Office 365 без дополнительных затрат в первый год использования сервиса. В течение этого периода компании смогут протестировать возможности Office 365 и понять, какую часть своих пользователей они готовы перевести в облако, а какую – оставить в локальной инфраструктуре. Иными словами, мы считаем, что крупные заказчики скорее будут выбирать так называемый гибридный сценарий, когда часть задач перейдет в облако, а часть будет находиться в собственном центре обработки данных заказчика. Чем меньше организация, тем большую часть задач она будет переводить в облако.
Очень многие заказчики за рубежом стараются переводить в облако корпоративные портал и почту, а остальные службы оставлять локальными. Например, популярен такой сценарий: у вас горячий сезон летом, вы привлекаете дополнительных сотрудников, и вы можете дать им с помощью облака временный доступ к почте и порталу, и при этом вам не надо наращивать технические мощности и приобретать соответствующие лицензии на ПО в собственность.
— Есть ли спрос на подобные решения? По данным исследовательской компании CA Technologies, представители тяжелой промышленности и розничной торговли из всех сфер бизнеса проявляют наименьший интерес к облачным технологиям. Наибольшую же заинтересованность выказывают IT и телекоммуникационные компании, интернет-фирмы и масс-медиа.
— С ИТ-компаниями все просто: они всегда выступают пионерами во внедрении тех или иных высокотехнологичных решений. Что касается производства и ритейла, наш шестилетний опыт продаж облачных сервисов говорит об обратном. Высококонкурентный бизнес, который умеет считать деньги, стремится снизить расходы с помощью ИТ-аутсорсинга, в том числе облачных технологий. Это отражают и примеры наших западных заказчиков, таких как Coca-Cola, Starbucks, Godiva и других. Что касается России, уже сейчас, всего за полгода доступности Office 365 на рынке, мы наблюдаем большой интерес к облачным технологиям со стороны как федеральной, так и региональной розницы.