Заграница нам поможет

В 2011 г. количество почтовых отправлений с товарными вложениями, по данным «Почты России», выросло на 11% по отношению к 2010 г. и превысило 57 млн. «Более 60% от этого объема – доля почтовых отправлений, пересылаемых компаниями дистанционной торговли», — сообщила Марина Гончарова, руководитель дирекции почтовых услуг ФГУП «Почта России».

По данным сервиса Shopfans.ru, оказывающего посреднические услуги при покупке товаров в американских интернет-магазинах, за 2011 г. компания приняла 108 000 посылок и отправила 24 790. Их общая объявленная стоимость составила около $11 млн. В на 2012 г., по прогнозу сервиса, будет принято — 270 000 входящих посылок и отправлено около 60 000. Их общая стоимость достигнет около $27 млн, то есть более чем в два раза выше, чем в 2011 г.

По мнению экспертов и игроков рынка, такая динамика обусловлена, во-первых, ростом стажа российских интернет-покупателей и их доверия к предоплате посредством банковских карт (покупки в зарубежных интернет-магазинах можно оплатить только этим способом). Так, по данным опроса РБК.research, доля респондентов, которые оплачивали в 2011 г. свои покупки в интернете при помощи банковских карт, выросла на 10,5% по отношению к 2010 г. и составила 39,6% от общего числа интернет-покупателей.

«Люди покупают в европейских и американских интернет-магазинах либо то, чего в нет России, либо стоит за рубежом существенно дешевле. К одежде это относится на 100%», — отмечает Борис Овчинников, партнер Data Insight. Однако пока, по словам эксперта, основная аудитория зарубежных интернет-магазинов — это все-таки жители Москвы и Санкт-Петербурга, а не регионов.

Более выгодная цена у иностранных интернет-ритейлеров достигается, прежде всего, за счет объемов продаж, так, к примеру, оборот Amazon.com — за 2011 г. составил $48,08 млрд, в то время как оборот его российского аналога Ozon.ru достиг $300 млн. Оборот крупного интернет-магазина одежды Asos.com в 2011 г. превысил $500 млн., в то время как крупнейшие российские fashion-игроки зарабатывают максимум $200 000.

Кроме того, если в цене на товар в российском интернет-магазине заложена не только маржа дистрибьютора и таможенные платежи, то с покупателя, который как физическое лицо заказывает за рубежом товары стоимостью не более 1000 евро и весом не более 31 кг за период 1 месяц, таможенные платежи не взимаются.

Однако, если российские покупатели готовы охотно тратить свои деньги в зарубежных интернет-магазинах, то не все иностранные ритейлеры готовы на них ориентироваться. Почти никто из иностранных игроков не имеет русскоязычного сайта и представительства на территории нашей страны (исключение, итальянский Yoox и несколько нишевых игроков, например, Unitedstyles и Shoesofpay). К тому же, далеко не все ритейлеры принимают к оплате российские банковские карты и, более того, не осуществляют доставку в нашу страну. Но здесь на помощь российскому шоперу приходят компании-посредники, такие как Shipito и Shopfans, rutaobao.com, AlfaParcel, eBay Today, которые после внесения предоплаты выкупают товар у интернет-магазина, а затем отправляют конечному покупателю, оказывая также  услуги хранения и консолидации заказов.

 Еще одним препятствием является неразвитость инфраструктуры, из-за чего российскому потребителю приходится ждать посылку из-за рубежа не меньше месяца. Эту ситуацию «Почта России» обещает улучшить в ближайшее время, создавая дополнительные места международного почтового обмена (ММПО) в регионах и таким образом снижая нагрузку на Москву.

Есть ли угроза?

По мнению Владимира Коровина, руководителя Агентства передовых информационных технологий, снижение таможенных пошлин в результате вступления России в ВТО резко активизирует присутствие на рынке ведущих мировых операторов онлайн-компаний. По оценке эксперта, треть всего оборота интернет-торговли в 2012 г. может достаться зарубежным ритейлерам. Однако российские игроки относятся к этому прогнозу скептически. «Оценить объемы покупок в зарубежных интернет-магазинах сложно: хотя они безусловно растут, пока по ощущениям они довольно мизерны. Рынок интернет-торговли в 2012 г. вырастет на 40-50%, но не за счет прихода иностранных игроков, а за счет оттока покупателей из российского оффлайна в российский онлайн», — говорит Максим Фалдин, генеральный директор Wikimart. «Открывать свои представительства в России зарубежные интернет-игроки вряд ли будут. Почтовые пересылки не станут массовым явлением. Заказывать на Западе имеет смысл либо что-то эксклюзивное, что в России просто нельзя купить, либо что-то из одежды, что действительно дешевле», — отмечает Дмитрий Шашкин, генеральный директор Mallstreet.ru. 

Ритейлеры также обращают внимание, что конкуренция в онлайне ведется не только в отношении цен. «Главное — сервис, скорость, надежность. Отсюда складывается репутация, которой мы очень дорожим и на которую делаем ставку», — говорит Виктор Луканин, вице-президент по коммерции компании «Евросеть» (развивает интернет-магазин euroset.ru). Кроме того, покупка техники в иностранном интернет-магазине лишает покупателя гарантийного обслуживания на территории России, добавляет Олег Ряженов, директор по прямым продажам ГК «Связной» (развивает интернет-магазин svyaznoy.ru)

Российские интернет-ритейлеры, специализирующиеся на продаже крупногабаритной техники, и вовсе не видят угрозы среди зарубежных игроков. «Никто не повезет крупногабаритную технику через границу. Это невыгодно с точки зрения логистики», — говорит Иван Куц, директор по развитию интернет-гипермаркета «Закажи 24». Наконец, в результате вступления России и ВТО и снижения пошлин суменьшатся и расходы на логистику для российских интернет-ритейлеров, покомментировали в Ozon.ru.

А как насчет экспансии?

Если зарубежные интернет-магазины все чаще заявляют о себе на российском рынке, то отечественные ритейлеры пока не столь активны в отношении международной экспансии. Так, за пределы РФ посылки отправляют fashion-ритейлеры Boutique.ru, KupiVip.ru и интернет-гипермаркет Ozon, однако доля этих продаж в общем обороте компаний незначительна. Так, Ozon.ru отправка посылок за пределы РФ приносит менее 1% выручки. Большая часть заказов поступает из США,  Германии, Израиля и бывших союзных республик. По данным Boutique.ru, большинство заграничных покупателей — это либо наши соотечественники, временно проживающие за рубежом, либо европейцы, которые ищут конкретную модель, уже распроданную в европейских магазинах. Однако в компании подчеркнули, что специальных усилий по наращиванию заграничных продаж Boutique.ru не предпринимает.

Свою неактивность ритейлеры объясняют, во-первых, недостаточной насыщенностью отечественного рынка. «Заказы из СНГ у нас есть, но они мизерны. В перспективе развивать это направление возможно, но пока еще многое нужно сделать в России, поэтому не строим специальные сервисы и не подстраиваем бизнес-процессы под Таможенный союз», — говорит Максим Фалдин.

Второй причиной является отсутствие сильных конкурентных преимуществ, которые бы отличали российские компании от местных игроков. «Ограничения связаны с тем, что в первую очередь это мало кому нужно. Мы продаем товары массового потребления, которые есть и в других странах», — отмечает Иван Куц.

«Но главная проблема заключается в том, что отправлять посылки заграницу по-прежнему невыгодно из-за высоких таможенных пошлин», — отмечают в Boutique.ru. Впрочем, в скором времени ситуация может измениться. Так, по словам Александра Иванова, руководителя Национальной ассоциации дистанционной торговли, сейчас данная организация ведет переговоры об отмене налогового сбора для посылок стоимостью до 200 евро, направленных на адрес частного лица в такие страны, как Украина, Латвия, Литва, Эстония, Узбекистан и Молдавия. Причем, договоренность с Украиной может быть достигнута уже к сентябрю. Свою заинтересованность в расширении продаж в странах ближнего зарубежья уже высказал KupiVip. О выводе онлайн-направления в другие страны также задумываются некоторые оффлайновые игроки, в частности Finn Flare.

Вступление России в Таможенный союз сподвигло некоторых интернет-ритейлеров открыть на территории стран СНГ свои представительсва. Так, Ozon.ru в конце 2011 г. запустил филиал и первые пункты выдачи в Казахстане и в настоящее время готовится к выходу в Белоруссию. Интернет-бизнес с собственной инфраструктурой в Белоруссии имеют оффлайновые ритейлеры «Связной» и «Евросеть». По мнению Дмитрия Шашкина, генерального директора Mallstreet, в перспективе успехом на рынках ближайшего зарубежья могут пользоваться крупные гипермаркеты и fashion-ритейлеры, конкурентным преимуществом которых является широкий ассортимент, а также продуктовый онлайн-гипермаркет «Утконос», имеющий уникальную бизнес-модель.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments