С момента своего основания в марте 2009 года Роскомнадзор заблокировал и оштрафовал более 275000 сайтов, а самая громкая блокировка произошла 13 апреля этого года, когда федеральная служба заблокировала один из самых популярных мессенджеров Telegram (ну, или по крайней мере, попыталась). После блокировки его IP адресов перестали работать некоторые страницы Amazon, Skyeng и даже конкурента «телеги» — Viber’а. Резонансное событие всколыхнуло Рунет и еще больше закрепило за Роскомом звание самого бессмысленного, абсурдного и бесполезного органа власти.

Глобальная блокировка показала, что для организации сбоев в работе сайтов РКН даже не нужно особых разрешений – надзорный орган может без всяких объяснений устроить ковровую блокировку — и остаться в стороне, а самые богатые компании вынуждены если не подстраиваться под правила игры, то точно испытывать крупные неудобства и объяснять своим пользователям что, собственно говоря, произошло и как обойти неприятности – то есть блокировку.

Роскомнадзор настолько плох?

Но если попробовать оценить деятельность Роскомнадзора нейтрально и изучить реестр заблокированных сайтов, станет понятно, что многие ресурсы действительно содержат запрещенную информацию, например, призывы к насилию, порнографию, или идеологически окрашенные материалы. Не спешите радоваться – даже если на вашем сайте нет ничего криминального, РКН может придраться к соответствию законодательству – и не всегда очевидному.

Именно за это многие пользователи, а особенно предприниматели так не любят Роскомнадзор — несмотря на то, что все аспекты правового регулирования деятельности компаний в интернете можно спокойно найти в нем же, упустить нужный документ очень просто. И если ваш сайт не привлекает многомилионные инвестиции и не обладает такими денежными ресурсами как детище Дурова, чтобы противостоять этому внимательному органу власти, стоит задуматься – защищен ли он от штрафов и блокировки?

Какие законы регулируют сферу e-commerce?

Таких законов несколько и именно они спокойно могут подпортить жизнь предпринимателя. Чаще всего продающие сайты получают штрафы или подпадают под блокировки не из-за внеплановой проверки Роскомнадзора, а по причине жалоб – стоит конкуренту написать заявление на отсутствие у вас галочки согласия на обработку персональных данных, и можно ждать письмо счастья.

Нюансов много – так, штраф может прийти если вы пользуетесь сервисами аналитики, подключили соцсети или возможность оставлять отзывы, собираете адреса для дальнейшей доставки или организовали рассылку е-мейлов со специальными предложениями. Несмотря на достаточно невинные возможности сайта, которые, безусловно, делают его удобнее и приятнее для пользователя, штрафы за отсутствие нужных документов, регулирующих вышеперечисленные услуги, вовсе не так безобидны.

Роскомнадзор может и заблокировать сайт при повторном нарушении или, если нарушение не было исправлено в течение предписанного регулятором срока после выписки штрафа. Тогда последствия могут быть самые печальные, и придется обращаться в суд, что неминуемо сопровождается дополнительными издержками.

Что делать? Необходимо правильно оценить все услуги и возможности, которые оказывает сайт и подобрать к каждой из них необходимый правовой документ, который должен располагаться в нужном месте, быть видимым посетителям сайта и к тому же актуальным.

Кто в «зоне риска»?

Правовое регулирование сферы e-commerce чаще всего «бьет» именно по интернет – магазинам. Объясняется это просто – в спешке за быстрым запуском проекта предприниматель обращает внимание на визуальное оформление, организацию доставки и оплаты, продвижение и рекламу, и забывает о таком важном аспекте, как соответствие сайта закону. И если соблюдение авторского права на изображения и защита прав потребителя давно известны продавцам, то такие аспекты как защита персональных данных или политика конфиденциальности пока находятся в незнакомой для многих представителей e-commerce сфере.

Какие требования «Роскомнадзор» предъявляет сайтам сегодня?

Мы собрали основные пункты, на которые стоит обратить внимание каждому коммерческому проекту и подкрепили их реальными кейсами оштрафованных за конкретное нарушение. Читаем и запоминаем!

Самое распространенные нарушения, за которое Роскомнадзор так любит ухватиться – те, что связаны со сбором, обработкой и хранением персональных данных. Как понять, считаетесь ли вы оператором персональных данных и есть ли у Роскомнадзора причины оштрафовать ваш сайт? С большой вероятностью ответим, что да. Если на вашем сайте есть форма обратной связи, подписка на новости, регистрация данных, личный кабинет или возможность зарегистрироваться через соцсети, то вы считаетесь оператором персональных данных.

Несмотря на то, что за отсутствие документа о политике обработки персональных данных РКН наказывает невнимательных предпринимателей рублем, точного определения термина «персональные данные» у федеральной службы нет. Такой вот парадокс, который лучше разрешить, опубликовав на своем сайте соглашение с политикой обработки персональных данных и отправив специальное уведомление в надзорный орган.

Рассмотрим пример:

На официальном сайте одного ООО (назовем его «Ромашка») отсутствовал опубликованный документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных и сведений о «реализуемых требованиях к защите персональных данных». Проще говоря, пользователь, который оставлял на сайте свой телефон с надеждой на скорый ответ оператора, при всем желании не смог бы найти, что с его номером будут делать дальше, кому он станет известен и как долго его данные будут храниться на сервере сайта. Это стало нарушением правил обработки персональных данных, установленных ФЗ от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», а конкретно, ч.1 и ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ« О персональных данных». Суд решил, что оператор персональных данных нарушил закон – и выписал штраф размером 3000 рублей.

«Ромашка» могла бы избежать наказания от РКН, выполнив несколько условий. Во-первых, посмотреть, где размещена база персональных данных, ведь по закону она должна находится на территории РФ. Во-вторых, подготовить соответствующие документы – политику конфиденциальности, документ, описывающий цель и порядок сбора персональных данных пользователей и локальную документацию, которая подробно описывает ваши будущие действия с персональными данными.

Важно не забыть о том, что к формам сбора информации необходимо добавить галочку с текстом «Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных согласно Политике конфиденциальности» (с ссылкой на документ). Уделите внимание и организационно-техническим мерам по защите персональных данных, в помощь — ст.19 152-ФЗ и это не пустой звук – за ее несоблюдение «Роскомнадзор» только так высылает штрафы по 50000 рублей.

Публичная оферта

Публичная оферта – еще один правовой аспект работы e-commerce, нарушение которого может повлечь за собой пристальное внимание РКН к вашему бизнесу. Закон «О защите прав потребителей» регулирует не только офлайн – торговлю, поэтому ресурсы, которые продают товары и услуги, принимают оплату онлайн, также должны руководствоваться этим законом. Что нужно сделать, чтобы защититься от возможных исков со стороны покупателей? Вам нужно создать особый вид договоров, который установит правила торговли на вашей площадке, именно они называются «публичной офертой».

Определить, нужна ли на вашем сайте публичная оферта просто. Если вы рекламируете свой ресурс, используете информацию клиента для рекламы (например, публикуя отзывы), подключили и используете различные системы оплаты и доставки, вам обязательно нужно опубликовать данный документ.

Публичная оферта установит порядок разрешения споров, определит четкие условия исполнения торгового договора и ограничит вашу ответственность за работу сайта. Облегчит жизнь и подарит спокойный сон – вот самое верное определение задачи публичной оферты. Забыть опубликовать ее на сайте достаточно сложно, особенно если вы продаете товары и услуги, а вот правильно указать все аспекты функционирования вашего магазина или блога очень просто.

Как правильно составить публичную оферту? Мы постарались описать данный процесс максимально понятно и сделали так, чтобы это словосочетание не вызывало больше страха. Поехали!

Самое важное – четко описать каждое понятие, указанное в оферте. Представьте самые невероятные ситуации и сложности, которые могут случиться в процессе покупки вашего товара или услуги и тщательно опишите решение этих вопросов. Искажений положений публичной оферты быть не должно – ни один пункт не должен трактоваться двояко.

Полезный лайфхак – указать в публичной оферте использование электронных сервисов и приложений под условием «как есть». Это значительно снизит ваш уровень ответственности как владельца сервиса или приложения и в случае технической ошибки возьмет возникшие проблемы «на себя». Немаловажный момент – определить назначение и возможности вашего интернет-ресурса, так, описав очевидные вещи, вы защитите себя от судебных исков.

Политика конфиденциальности

Одни из важнейших аспектов публичной оферты – «политика конфиденциальности» и процесс осуществления рекламной рассылки. Сбор персональных данных (ФИО, email, телефон и так далее) без согласия пользователей запрещен на законодательном уровне, а «политика конфиденциальности» как раз урегулирует ваши цели и порядок сбора данных. Указав характер возможных рекламных рассылок, вы убережете свой бизнес от лишних исков и разъясните клиентам, зачем вы присылаете им рекламные письма.

Перейдем к практике и рассмотрим кейс нарушения договора публичной оферты:

Истец обратился в суд с иском, в котором указал, что на сайте интернет-магазина, принадлежащем ответчику, он получил публичную оферту ответчика о продаже ноутбука по цене N руб., и купил товар, сделав тогда же заказ о приобретении 4 таких ноутбуков и уплатив N руб. Однако ответчик отказался исполнять договор на таких условиях, сославшись на то, что товар отсутствовал в наличии и вообще имел другую цену, отличную от указанной на сайте. Однако суд признал договор законным – в соответствии с условиями публичной оферты, которая была опубликована на сайте, ответчик реализует покупателям товары посредством сети Интернет.

Отправление формы заказа путем нажатия кнопки «купить» любым способом оплаты, означает согласие покупателя с условиями данной оферты. Таким образом, исходя из Условий публичной оферты, с которыми истец согласился, оформление заказа, после которого договор розничной купли-продажи на Условиях публичной оферты является заключенным, и производится не самим фактом отправления через сайт заявки покупателя на приобретение товара, представленного на сайте, а после подтверждения такой заявки продавцом. Так как форма покупки отправилась, сделка считалась завершенной, поэтому судебная коллегия определила решение суда оставить неизменным.

Можно тщательно изучать всю необходимую документацию для сайта, но гораздо проще – проверить сайт с помощью бесплатного автоматизированного аудита Legal Box. Это быстро (среднее время проверки – 3-5 минут), удобно (сайт сразу выдаст вам список нарушений) и дешево (средний пакет документов = 2000 р.) Проверить свой сайт на наличие возможных нарушений можно тут: http://legal-box.ru

*материал опубликован на правах рекламы

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar