Реновация сети "Пятерочек", на которые приходится основная доля продаж X5 Retail Group, будет идти медленнее, чем ранее объявляла компания. Ритейлер планировал в нынешнем году обновить около 1100 магазинов, а к концу 2015 закончить изменения во всей сети. Оказалось, что рестайлинг и перестройка магазинов требуют больше внимания и усилий, чем ожидалось.

В пятницу второй по обороту ритейлер в России X5 Retail Group (управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") провела телефонную конференцию для инвесторов и аналитиков, посвященную результатам за 2013 год. Накануне компания опубликовала аудированную финансовую отчетность по МСФО. Большинство вопросов инвестиционных аналитиков относилось к программе обновления сетей, которую X5 начала в середине прошлого года, и ее первым результатам.

В октябре 2013 года стало известно, что ритейлер обновит интерьеры, ассортимент и логотип ключевой для компании сети — "Пятерочки". Ее доля в обороте группы составляет 65%, на 28 февраля 2014 года сеть насчитывала 3882 магазина. Радикальные перемены компания начала для того, чтобы остановить отток покупателей из своих дискаунтеров. Начиная с середины 2011 года трафик в "Пятерочках" уходил в пике, с разной степенью глубины, от квартала к кварталу, следует из данных компании.

Комментируя первые результаты программы, финансовый директор X5 Сергей Пивень сообщил, что в прошлом году удалось обновить около сотни точек, 19 находятся в процессе (с прошлого года) и 12 прошли реновацию уже в 2014 году.

"Общее количество обновленных магазинов ("Пятерочек". — РБК) будет меньше, чем мы ранее заявляли. В четвертом квартале мы поняли, что ключом к успешному обновлению магазинов является уверенность, что оно исполняется надлежащим образом, а это требует больше времени и внимания менеджмента", — сказал Сергей Пивень.

Ранее ритейлер заявлял, что планирует обновить 130 магазинов "Пятерочка" в 2013 году. На 2014 год план по обновлению включал 1100 точек, завершение программы для "Пятерочек" предполагалось к концу 2015 года. В среднем стоимость обновления одной точки составляет около 360 тыс. долл., но может сильно варьироваться в зависимости от состояния точки. На переформатирование за полтора года X5 предполагала потратить от 160 млн до 440 млн долл.

Как пояснил финансовый директор, в прошлом году менеджмент пришел к заключению, что не стоит гнаться за количеством обновленных точек, а нужно сфокусироваться на качестве этого обновления. Точное количество магазинов, которые пройдут трансформацию в текущем году, Пивень назвать затруднился, объяснив, что это зависит от множества факторов.

Первые операционные результаты, в частности сопоставимую выручку обновленных магазинов, несмотря на настойчивые вопросы аналитиков, представители компании отказались озвучить до подведения итогов первого квартала, сообщив лишь, что магазины генерируют ожидаемые компанией результаты.

Это (процесс реновации и улучшение операционных показателей. — РБК) не спринт, а марафон", — несколько раз подчеркнул Сергей Пивень и попросил инвестиционное сообщество проявить терпение.

Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева полагает, что комментарии менеджмента пока не добавляют ясности в то, как происходит процесс преобразований в компании. "С одной стороны, это можно объяснить нежеланием делиться деталями, чтобы конкуренты не знали подробностей происходящих изменений, однако с другой стороны, может сложиться впечатление, что компания действует методом проб и ошибок и не имеет всей полноты картины результатов изменений", — комментирует аналитик сообщение о замедлении реновации "Пятерочек" и отказ компании сообщить их первые операционные результаты. Наталья Колупаева добавляет, что такая интрига, которую поддерживает компания, сохраняется не в лучшей рыночной ситуации, что только наращивает напряжение.

Аналитик "ВТБ Капитала" Мария Колбина, напротив, считает, что менеджмент более устойчиво стоит на земле. "Они нащупали определенные реперные точки и начинают работать", — говорит она. И хотя прогноз компании на 2014 год предполагает самый низкий рост среди российской публичной розницы, как подчеркивает Мария Колбина, важно, что менеджмент стал разбираться в сути бизнеса и начал менять процессы. "Для инвесторов очень важно, что исчез страх развития компании по негативному сценарию", — резюмирует аналитик.

X5 дала прогноз выручки в рублях на 10—12% в 2014 году, что немногим выше прироста в прошлом году, тогда продажи сети выросли на 8,7%, до 532,69 млрд руб. Главный конкурент X5 — лидер розницы "Магнит", который, хоть и снизил свои ожидания в результатах на текущий год, прогнозирует рост выручки до 22—24%. "Дикси" ожидает роста выручки на 15—20% в этом году, а "О’Кей" — на 15—19%.

X5 Retail Group основана в мае 2006 года, на 31 декабря 2013 года под управлением X5 находилось 4,54 тыс. магазинов. По итогам 2013 года чистая прибыль компании составила 344,9 млн долл. против убытка в 126,5 млн долл. годом ранее, выручка выросла на 6,3%, до 16,8 млрд долл.

Основные акционеры Х5, кроме "Альфа-Групп" (48,41%), также основатели "Пятерочки" (16,35% акций); фонды Genesis Asset Managers (5,23%) и T.  Rowe Price Associates (4,99%).

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments