Розничных компаний, внедривших  ERP, все больше. А какие функции будет выполнять эта система и как распределить задачи между ней и системой торгового объекта? Однозначного ответа нет. С помощью IT-директоров ряда розничных компаний Retailer.RU  попытался рассмотреть разные варианты решений. 

Сейчас перед ритейлерами уже не стоит вопрос, нужна ли система управления торговым объектом. «Она должна быть», — утверждает Антон Заруев, IT-директор компании «Топ-книга». Вопрос в том, как много функций на себя берет система управления торговым объектом, а какие делегируются  ERP?

«Нет общих правил, все зависит от структуры сети. У нас, например, сеть франчайзинговая, и  все функции в понимании классической ERP системы сосредоточены в магазинах. Т.е. система управления торговым объектом включает в себя бизнес процессы закупок, учета товара, продаж и т. д. Но, естественно, есть потребность в управлении сетью, включающая ассортиментную политику, управление продажами в сеть и тд. Обеспечение этого процесса  реализовано информационно-аналитическим модулем, вобравшим в себя информацию о коммерческой деятельности сети»- говорит ИТ-директор одной розничной компании. Но все же какие-то общие черты при решении этих вопросов найти можно.

Как поделить?

Решение, какое количество функций какой системе передать, принимается исходя из того, какую номенклатуру имеет сеть, какое в ней количество магазинов и насколько они удалены от центрального офиса, а также какие каналы связи использует компания, считает ИТ-директор одной розничной компании. «Как минимум, за торговым объектом останется продажа с помощью кассового аппарата. А максимум – почти  полностью автономная работа магазина по приемке, возврату, инвентаризации», — говорит Антон Заруев.

Как взаимодействовать?

Олег Шалгинских, ИТ-директор компании «Тракт» (см, подробнее в интервью Олега Шалгинских), выделил четыре варианта взаимодействия системы управления торговым объектом и ERP. Он назвал четыре возможных варианта взаимодействия бэк и фронт-офиса: он-лайн, офф-лайн, псевдо он-лайн (система фронт-офис реально работает в офф-лайн режиме, но очень часто обменивается данными с бэк-офисом). Четвертый вариант не подразумевает деления на фронт-офис и бэк-офис, а система управления торговым объектом интегрирована с ERP.

Понять, как они будут работать, можно на примере на форс-мажорной ситуации: в ERP происходит сбой, а магазин должен продолжить работу, по крайней мере, обслужить тех покупателей, которые уже определились с покупками.

Если система работает по схеме «псевдо-онлайн», в котором не требуется постоянно обмениваться данными, когда бэк-офис возобновит работу, мы вынуждены будем обменяться данными. 

По схеме псевдо он-лайн, например, работают такие ритейлеры как компьютер-центр «Кей», «Старый Лекарь», «Мульти», «Гранд Косметик», «Твое», Coffee Bean, Bestseller.

При варианте офф-лайн может возникнуть проблема отрицательных остатков. По этой схеме работают сети «Азбука Вкуса», «Арбат Престиж».

Если компания выбирает он-лайн вариант взаимодействия, то когда в бэк-офисе происходит сбой, то мы должны понимать: если фронт-офис не может работать без обмена, то ему нечего продавать. Обмен не происходит, информации о товаре нет, и соответственно, фронт-офис в этом случае может служить только рабочим местом кассира, чтобы на кассе пробивать некоторую сумму. В качестве примера он-лайн взаимодействия, можно выделить аптечную сеть «Фармакор». 

Как поддерживать связь?

При передаче данных в ERP и обратно или наоборот, канал связи должен быть надежным, качественным и высокоскоростным. Если магазин маленький, находится в удаленном от центрального офиса регионе, то строительство канала связи для него будет неоправданно дорогим. Хотя, есть мнения, что можно использовать и обычные Интернет-каналы. Вопрос лишь в том, сколько данных передавать, как часто, а также критичность передачи данных. ИТ-директор одной компании сообщил, что у них некоторые магазины в качестве канала связи используют Dialup. Хотя при этом, на магазины ложится большое количество функций. Получается – чем меньше функций тем толще канал.

«Если магазин огромный с соответствующими оборотами, пускай хоть в тайге, тогда мы туда, конечно канал связи проведем. А если это маленький магазинчик, туда нет смысла ставить канал связи, потому что он всю прибыль будет у магазина съедать. В таких случаях лучше обеспечить автономность всех функций», — утверждает Антон Заруев.

Автономия или зависимость?

Количество номенклатурных позиций влияет на объем обрабатываемой информации. Если компании приходится работать с тысячей активных позиций на 300, а то и больше  объектов, то централизованной ERP будет сложно обеспечить полноценную работу всех торговых точек. В этих случаях имеет смысл каждому магазину предоставить больше автономности, а не только функцию продажи на кассе.  А вот для небольшой продуктовой сети будет удобнее организовать работу централизованно, в одной ERP системе, считает Антон Заруев.

Однако такое решение не является единственно возможным. Например, Денис Сологуб, IT-директор компании «Азбука вкуса», рассказал, что при выборе системы управления торговым объектом его интересовали только  функции кассового сервера и программа на кассовом узле.

Жизнь без ERP

Впрочем, ряд компаний считает, что им вообще не нужна ERP-система.  Без ERP, например, работает сеть магазинов «Подружка». «В любом действии, особенно в бизнесе, должна просматриваться четкая логика. В нашей компании все бизнес-процессы четко распланированы, — говорит Лев Федоров,  руководитель департамента информационных технологий торговой сети «Подружка», — Имея  300 сотрудников и 36 магазинов, мы эффективно управляем компанией без ERP. Все хорошо в свое время, и ERP-система, безусловно, будет нам интересна. Но позже. А сейчас у нас и так все работает хорошо и эффективно». Все магазины «Подружка» работают в режиме он-лайн. Используется программа учета и анализа товародвижения «Супермаг Бутик», а на кассе стоит «Супермаг УКМ 4», которая управляет всем товарооборотом компании.

«Все эти ярлыки: ERP и другие системы придумали продавцы и разработчики программного обеспечения, чтобы «запутать» пользователей. «Всё это — системы управления предприятием. Большинство современных систем состоят из трех уровней, подразумевающих делегирование определенных полномочий сверху вниз: от хед-офис к бэк-офису; от бэк-офиса к фронт-офису»

Александр Любимов, руководитель дирекции информационных технологий сети «Радеж»

По наблюдениям Льва Федорова, есть много примеров неэффективного использования массивных и дорогостоящих программных продуктов: компании тратят большие бюджеты, устанавливают продукты,  призванные оптимизировать бизнес-процессы,  а в итоге всё простаивает без дела, поскольку никто толком не понимает, как с новой программой работать.

«Многие  компании поставили тот же «Супермаг», что у нас, но  до сих пор не могут с ним управиться. Мы же не просто внедрили эту систему – мы обучили сотрудников, «подстроили» систему под задачи компании – и оптимизировали процесс управления товарооборотом. Напрашивается, вывод: научись эффективно работать сам, ни одна система сама по себе тебя этому не научит», – резюмирует Федоров.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar