Tele2, обслуживающая 12,4 млн абонентов в 19 российских регионах (по данным AC&M-Consulting, занимает 4-е место), заключила маркетинговое соглашение с «Евросетью», рассказал предправления российского офиса Tele2 Юрий Домбровский. По его словам, в рамках этого соглашения уже около месяца «активно идут продажи».
Пресс-секретарь «Евросети» Ульяна Смольская уточнила, что по соглашению ритейлер будет продавать по 30 000 контрактов Tele2 ежемесячно в течение полугода. А близкий к оператору источник добавил, что может быть реализовано и большее число контрактов. Финансовые условия стороны не раскрывают. Домбровский лишь отметил, что комиссия, которая полагается ритейлеру, зависит от региона.
«Евросеть», у которой в конце 2008 г. сменились владельцы (бизнесмен Александр Мамут купил 100% у основателей компании, а затем перепродал 49,9% «Вымпелкому»), весной 2009 г. предложила сразу нескольким операторам заключить маркетинговые соглашения, гарантирующие определенный уровень продаж контрактов. Так, ритейлер предложил МТС выплачивать компенсацию $25 за абонента, рассказывал президент МТС Михаил Шамолин. Оператора это не устроило. Уже в апреле он полностью прекратил сотрудничество с «Евросетью».
Но уже в марте «Евросеть» заключила первое маркетинговое соглашение с «Мегафоном». Оно предусматривает продажу 7,2 млн контрактов этого оператора за 18 месяцев. За это ритейлер получит $146 млн, при этом $97 млн уже выплачено в виде аванса. Таким образом, за каждого привлеченного абонента «Мегафон» платит комиссию лишь $20,2. С «Вымпелкомом» соглашение было заключено на таких же условиях, рассказывал в июне в интервью «Ведомостям» президент «Евросети» Александр Малис.
Если условия контракта с Tele2 аналогичные, то оператор будет платить «Евросети» более $600 000 ежемесячно, или $3,6 млн за полгода. Таким образом, три контракта могут принести «Евросети» около $300 млн, а обязательства по ним — примерно 15 млн контрактов в течение 18 месяцев (из них 180 000 контрактов Tele2 за полгода). Итоговые цифры похожи на правду, но на самом деле они даже больше, говорит Смольская. «Евросеть» будет переходить на подобные маркетинговые соглашения и с другими операторами в регионах на «равнозначных со всеми условиях», обещает она.
Такие маркетинговые соглашения выгодны скорее «Евросети», считает источник, близкий к одному региональному оператору. Ритейлер получает гарантированный платеж, а оператор надеется получить выгоду в долгосрочной перспективе, поясняет он.
Но за деятельностью «Евросети» внимательно следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В конце прошлого года, одобряя сделку по продаже 100% акций ритейлера, она выставила требование: в течение трех лет «Евросеть» не вправе оказывать преференции никому из сотовых операторов при продаже контрактов. В апреле ФАС получила обращение Союза потребителей России с просьбой проверить, как «Евросеть» соблюдает требования службы, итоги расследования пока не подведены.
Представитель «Вымпелкома» отказалась от комментариев.
Смена партнера
Недавно Tele2 расторгла контракт в Петербурге с главным конкурентом «Евросети» – «Связным», сославшись на его неэффективность. Это не связанные между собой факты, утверждает представитель Tele2. А представитель «Связного» Елена Ноготкова указывает на отсутствие маркетинговой поддержки со стороны Tele2.
Справка:
Группа компаний «Евросеть»
Сеть салонов связи
Оборот (2008 г., РСБУ) – $5,7 млрд.
Владельцы – Александр Мамут (50,1%) и «Вымпелком» (49,9%).
Объединяет 4340 салонов в России и других странах СНГ (на Украине, в Казахстане, Белоруссии, Киргизии).
В подготовке статьи участвовал Олег Сальманов