Как показывает практика, при выборе КИС западные розничные операторы в первую очередь обращаются к своей IT-стратегии. С точки зрения компании IT-стратегия является одной из ее функциональных стратегий и базируется на корпоративной стратегии. Поэтому IT-стратегия содержит основные цели и задачи, которые необходимо решить в области информационных технологий. В том числе и с помощью внедрения корпоративной информационной системы. К сожалению, российские ритейлеры, в отличие от своих западных коллег, нечасто разрабатывают подобные документы. Так что зачастую обращаться им просто не к чему.

Одним из требований в КИС может являться требование к ее эффективности. Если говорить простым языком, то это означает, что польза от внедренной КИС должна превышать затраты на ее внедрение и обслуживание. Существует немало методов оценки эффективности КИС, и здесь довольно сложно давать какие-то рекомендации. Какой метод выбрать, каждый эксперт решает сам. Перечислим основные из них: традиционные финансовые методики (Return оn Investment, Total Cost of Ownership, Economic Value Added); вероятностные методы (Real Options Valuation, Applied Information Economics); инструменты качественного анализа (Balanced Scorecard, Information Economics). Главное здесь не красивое название, а понимание того, что и как будет измеряться и оцениваться.

Еще один вопрос, который стоит перед ритейлером при выборе КИС: разрабатывать самим, пригласить разработчиков со стороны или купить готовое программное обеспечение? В последнее время решение все чаще принимается в пользу готового ПО, реже в сторону заказных систем и только в исключительных случаях ритейлеры предпочитают разрабатывать и внедрять КИС своими силами. Но устойчива ли такая тенденция? По мере развития бизнеса компании сначала решают вопросы элементарного учета. Затем на повестку дня выходят единое управление и контроль над бизнес-процессами. А когда инфраструктура предприятия полностью сформирована, руководители начинают поиск новых решений и конкурентных преимуществ. Стандартные программные продукты их уже не устраивают, требуется индивидуальное ПО, позволяющее обойти конкурентов за счет или уникальных бизнес-процессов, или более полного учета местной специфики. Учитывая сложность заказного ПО и обостряющуюся конкуренцию среди ритейлеров, можно прогнозировать ускоренное развитие разрабатываемого ПО.

Решив вопрос в пользу готового ПО, ритейлер сразу же сталкивается с другой не менее важной проблемой — выбора страны-производителя ПО. Здесь рассматриваются два варианта: либо российское, либо зарубежное. Везде есть свои плюсы и минусы, их надо тщательно изучать и сравнивать.

Приведем наиболее крупные корпоративные информационные системы, которые распространены сегодня на российском рынке автоматизации розничной торговли: SAP for Retail, Axapta Retail, IBS Trade House, Microsoft Business Solutions-Navision, Microsoft Business Solutions-Axapta, GESTORI, Marlin Retail Suite, АСТОР:Торговая Сеть, OBASE, R2000, SWS, Домино.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar