Статистика внедрений
Для начала обратимся к статистике удачных и неудачных внедрений информационных систем в розничных компаниях. Здесь мнения экспертов расходятся.
Сергей Дмитриев из «ТД «Копейка» считает, что если в качестве критерия «удачности» рассматривать достижение заявленных целей проекта в заданный срок и в рамках заданного бюджета, то, по его мнению, неудачных внедрений существует не более 15-20%. Причем неудачными большинство из таких проектов стали из-за превышения сроков внедрения.
А вот Дмитрий Сафронов из ТК «DOMO» говорит, что в ритейле процент неудачных внедрений не отслеживал, а вот по всем отраслям в России — около 70% . «Это очень много, – считает Дмитрий. — Кроме этого, есть сложности с определением удачности/неудачности внедрения. Например, если это внедрение неудачно для бизнеса, оно может быть удачно с точки зрения сроков, производительности, технического совершенства».
Большинство же экспертов сходится к мнению, что оценить процент неудачных внедрений по тем или иным причинам в ритейле крайне сложно:
— ИС может работать, притом работать стабильно, но срок ее окупаемости может быть очень большим. Такое решение сложно назвать удачным. Причем разные люди в рамках одной компании могут высказывать диаметрально противоположные точки зрения относительно удачности внедрения ИС. Поэтому полностью удачных и откровенно провальных примеров внедрения практически нет. А процент отношения хороших внедрений к удовлетворительным примерно 50/50, – считает Анжела Лушникова из «Марты».
— Крайне сложная для оценки цифра, – говорит Евгений Сизов из ГК «Связной». «Внедрение складского модуля тяжелой ERP-системы стоит относить к ИС для ритейла? С одной стороны – да, однако говорить при этом о полноценном ритейл-решении не стоит, это будет только часть полноценной ИС. Процент удачно внедренных кусков информационных систем довольно высок, однако если мы говорим о полноценных ИС, то по крайне субъективным оценкам – в розничном бизнесе можно считать удачными менее четверти внедренных решений», — считает он.
— Данный процент оценить сложно, т.к. большинство компаний стараются не афишировать неудачные внедрения. — Андрей Шлыков, генеральный директор группы компаний DIXIS.
Факторы успешности внедрения
— Самый главный фактор — это скрупулезная подготовка проекта. Именно это является залогом правильного ведения проекта на всех этапах, что и является определяющим фактором успешного внедрения. — Кирилл Кунцевич, IT директор компании «Техношок».
Факторы, перечисленные экспертами как основополагающие для успешного внедрения информационной системы в компании, можно свести к следующему списку:
Заинтересованность акционеров и (или) CEO компании, наличие спонсора проекта.
Наличие четкого видения результатов внедрения до его начала, четко сформулированных и измеряемых целей и задач проекта, четко очерченных границ проекта.
Наличие сильного организатора-руководителя проекта по внедрению, который будет двигать весь процесс внедрения внутри компании.
Наличие квалифицированного IT-персонала, понимающего и разделяющего цели бизнеса.
Правильный выбор ИС на основе сформулированных требований к системе.
Грамотная команда внедрения ИС со стороны исполнителя во главе с менеджером проекта.
И если первые четыре составляющие успеха могут являться результатом внутренних процессов, то для реализации последних двух потребуется взаимодействие с внешними контрагентами. Об опыте такого взаимодействия и пойдет речь в следующем разделе.
Выбор ИС и партнера
Ряд экспертов сходится к мнению, что никакой определенной, универсальной схемы последовательности действий при выборе ИС не существует. По словам Хенрика Фриберга, Начальника IT отдела «IKEA Россия», это связано с тем, что IT- системы в розничной торговле очень сильно отличаются друг от друга, соответственно, они требуют различных процедур и решений.
В компании «Кухнистрой» так описывают процедуру выбора ИС:
четко понять и прописать проблемы компании, которые поможет решить ИС;
провести анализ рынка ИС и выделить те ИС, которые компания «потянет» по ресурсам и которые предположительно смогут решить 90 % выделенных проблем;
встретиться с разработчиками и «прощупать» их сильные и слабые стороны;
«пробить» информацию по тем компаниям, которые уже внедряли ту или иную ИС, выяснить у них все за и против, все факторы, которые способствовали, либо препятствовали внедрению ИС;
принять решение.
Что касается выбора партнера, то здесь эксперты в первую очередь рекомендуют обращать внимание на следующие моменты:
на количество и историю успешных внедрений партнера в схожих или равных отраслях;
на количество и историю неудачных внедрений партнера, как объяснены неудачи, какие сделаны выводы;
на рейтинг партнера среди аналогичных ему по виду деятельности фирм;
на независимую информацию от клиентов данного партнера;
на наличие партнерских отношений с компанией-производителем ИС (вендором).
При этом Дмитрий Сафронов из ТК «DOMO» считает, что первый опыт выбора и общения может показаться отрицательным. «Какая-то часть узнается в деле, а осмысление результатов часто происходит после того, как этап сдан, появляется опыт общения. Объективно о том, насколько удачен выбор консалтинговой компании или «компании-внедренца», понимаешь только по завершении определенного этапа внедрения, блока, модуля, функционала. Некоторые выводы можно делать только исходя из собственной компетенции. А практические компетенции опять-таки приобретаешь в процессе», — говорит Дмитрий.
Сергей Дмитриев из «ТД «Копейка» рекомендует обратить внимание на наличие у партнера необходимых ресурсов (консультантов достаточной квалификации), объем которых предопределен масштабами проекта. А Евгений Сизов из ГК «Связной» считает, что самое главное – это чтобы партнер был готов решать проблемы Заказчика, а не внедрять то, что они умеют внедрять.