Что будет с рынком розничной торговли в 2014 году.

"Представители пермского ритейла подготовили бизнес-планы на следующий год. И они оказались пессимистичными. Потребительский спрос падает, рентабельность снижается", — констатируют крупнейшие игроки пермского рынка. Труднее придется непродуктовой рознице.

"Потребность покупать"

Генеральный директор ЗАО ДЦ "Колизей" (управляет торговыми центрами "Колизей Atrium", "Колизей Cinema", "Домино", а также бизнес-центрами "Любимов" и Green Plaza) Марина Медведева отмечает, что, по данным как арендаторов, так и самой компании, покупательская способность населения падает, поэтому "нет предпосылок росту продаж в 2014 году". Если в планы предыдущих лет "Колизей" закладывал устойчивый рост, то на следующий год запланировано сохранение существующих объемов дохода.

"У людей осталась потребность и привычка совершать покупки, ходить в магазины, но количество покупок суммарно падает. Население отказывается от более дорогих товаров в пользу дешевых, то есть категория "средний плюс" меняется на "средний", а "средний" — на "средний минус". Таким образом, спрос падает на товары более дорогого сегмента, но на более дешевые товары спрос остается на прежнем уровне", — рассказывает Медведева.

"Колизей", по словам топ-менеджера, ставит себе задачу сберечь потребителей, предлагая им качественный товар, возможно, в более дешевом сегменте, что не означает вхождения в дисконт.

Обратную связь у крупнейших арендаторов по вопросу потребительского спроса около двух месяцев назад запросила генеральный директор ТЦ "Семь пятниц" Лариса Скобцева. "Все как один сказали, что за последние несколько месяцев динамика спроса падает", — сообщила она. По мнению Скобцевой, такая динамика сохранится и на следующий год.

"Поддерживаю коллег, и мы на следующий год верстаем консервативный бизнес-план, — говорит директор УК "Столица-Пермь" (управляет ТРК "Столица", а также торгово-офисным центром "Эко") Константин Копытов. — Есть ощущения предкризисного характера".

По наблюдению директора УК "ЭКС" (управляет торговыми центрами ЦУМ, "СемьЯ", супермаркетами "СемьЯ" и "Диско") Елены Ждановой, спрос на продукты питания и на все остальные товары имеет разные тренды. Она дает осторожные прогнозы на развитие непродуктовой розницы. Рост в целом в этом сегменте будет, но ниже — если сравнивать с продуктовой розницей, считает Жданова.

Пермяки стали более сдержанны в приобретениях в непродуктовом сегменте — если сравнивать с периодом до кризиса 2008 года. И эта сдержанность в потреблении продолжает сохраняться. Сократилось количество спонтанных покупок, покупатели более планово подходят к решению о покупках товаров непродуктового сегмента, считает Жданова.

По наблюдениям Марины Медведевой, изменений нет. Распродажи все еще работают как механизм привлечения спроса и стимулирования спроса, говорит она.

Генеральный директор группы компаний "Норман-Виват" (управляет магазинами "Норман", "Виват", "Дельта") Вадим Юсупов в своих ожиданиях придерживается мнений президента и премьер-министра России: страна вступила в стагнацию. "В 2014 году бурного роста экономики не ожидается, доходы населения будут расти пропорционально инфляции, которая, по прогнозу Центробанка, составит 5%", — напоминает ритейлер.
   
По магазинам группы "Норман-Виват" Юсупов замечает небольшое падение маржи и снижение торгового оборота. В 2013 году, например, по сравнению с 2012 годом, картофель подорожал на 20-30%, а бананы и яблоки стали дешевле на 15%. В тоннах продукции продано меньше на эти же 15%, но в выручке "Норман-Вивата" изменений не случилось.

О снижении потребительского спроса говорят и аналитики.

Проведенное в декабре компанией "Делойт" исследование показало, что в 2013 году россияне почувствовали замедление экономического роста, но по-прежнему с большим, чем европейцы, оптимизмом судят о состоянии и перспективах развития экономики: в России экономический спад наблюдают лишь 37% опрошенных, по сравнению с 50% в среднем по Европе. Это также выражается и в том, что рост своей покупательной способности в 2013 году почувствовали 32% российских респондентов, по сравнению с 17% европейцев. При этом россияне не ждут быстрого роста экономики в 2014 году: около трети наших сограждан ожидают продолжения экономического спада.

Предпосылки: от большого к малому Причины снижения потребительского спроса кроются в кредитной нагрузке, отсутствии индексации заработных плат, росте инфляции — единодушны опрошенные "Новым компаньоном" ритейлеры.

Константин Копытов ориентируется на сигналы экономики: цена на акции на биржах, капитализация компаний падает, промышленность снижает обороты.

"С валютой происходит нечто необыкновенное, идет девальвация рубля, будут сокращения работников. Так было в конце 2008 года. 101% товаров — это импорт", — утрирует Копы-тов. По его словам, из-за роста курса евро и доллара по отношению к рублю "однозначно следует ждать рост цен на товары народного потребления".

"На торговле, как в зеркале, отражается экономическая ситуация в целом", — согласна Лариса Скобцева. И сейчас, по ее мнению, предпосылки к росту отсутствуют. Ориентиром повышения зарплат для частных компаний служит бюджетный сектор, а сейчас, отмечает Скобцева, заработки служащих не растут, поэтому у бизнеса нет повода повышать оплату труда. В то же время появление новых торговых площадей не сказывается на потребительском спросе.

"Несмотря на открытие в Пермском крае новых магазинов, нельзя сказать, что площадь торговых метров на одного жителя увеличилась", — говорит Вадим Юсупов. Открытие новых торговых центров сопровождается закрытием киосков, рынков и прочих торговых точек с хаотичной торговлей, происходит перераспределение, поясняет он.

Причины снижения спроса кроются в выплатах по кредитам, прежде всего по ипотечным — многие семьи делают выбор в сторону улучшения жилищных условий. Также растет доля затрат на оплату содержания жилья, обучение, лечение и здоровье. Зачастую рост платежей по этим статьям в семьях не перекрывается темпом роста доходов, говорит Елена Жданова.

Облегчение процедур получения потребительских кредитов послужило стимулом к развитию покупательского спроса. Пришло время возврата займов, и потребительский спрос стал переживать падение, рассуждает Марина Медведева.

С другой стороны, если раньше банки активно кредитовали потребителей, то сейчас Центробанк ужесточает кредитную политику, поэтому банки будут более осторожно идти на выдачу кредитов, прогнозирует Лариса Скобцева.

В ожидании новых вызовов Легче в следующем году будет продуктовой рознице, чем непродуктовой.

Продуктовая корзина каждого жителя уже сформирована, и на ее изменения решаются немногие, говорит Юсупов. В случае, например, с жильем, можно решить остаться жить в прежней квартире, ездить на старой машине, и если, например, авторынок может упасть на значительную величину, то расходы на продукты снизятся разве что на 5-6%, предполагает он.

"Мы видим, что есть тенденция как минимум к сохранению уровня потребления продуктов, и в какой-то степени этот рынок будет еще и расти, — говорит Жданова. — Люди не готовы ограничивать себя в еде, наблюдается рост спроса на экологичные и свежие продукты, на здоровую пищу, а эта категория не может быть дешевой по определению". Пермяки нарабатывают привычку баловать себя, говорят Жданова и Медведева. Склонность к гурманству — новый тренд на рынке продуктов.

В ритейл кризис приходит с запозданием, считает Константин Копытов.

Это явление он ожидает во втором квартале 2014 года и прогнозирует закрытие федеральными торговыми сетями магазинов. По его мнению, это прямым образом скажется на компаниях, которые занимаются арендным бизнесом: арендаторы будут просить скидку до 30%, считает Копытов. Марина Медведева не находит в этом ничего необычного: арендаторы, по ее словам, всегда хотят снижения ставок.

Копытов прогнозирует появление разорившихся бизнесменов, невыплаты кредитов и отсутствие денег у населения.

"У людей физически и так денег будет мало, а они еще обесценятся в соотношении к валюте, соответственно, объемы продаж упадут", — размышляет Копытов.

Тем не менее представители ритейла не теряют оптимизма. Есть вероятность "дотянуть до лета, а летом проще переносить экономические невзгоды", надеется Копытов. Так или иначе, все происходящее — это не тренд 2008-2009 годов, считает Елена Жданова.

Тем временем

Группа компаний "О’КЕЙ" присматривается к Перми "Мы планируем выход в Пермь и изучаем все интересные предложения по земельным участкам и торговым центрам", — сообщил "Новому компаньону" руководитель по внешним коммуникациям Группы компаний "О’КЕЙ" Артем Глущенко. При этом он отметил, что "о конкретных проектах говорить рано, сроки не определены".

Глущенко рассказал, что для строительства гипермаркета федеральная торговая сеть выбирает генерального подрядчика. Если речь идет о размещении магазина в торговом центре, строит девелопер, то "О’КЕЙ" "садится" якорным арендатором либо возможен вариант соинвестирования.

Общая площадь супермаркетов "О’КЕЙ" составляет от 1,5 тыс. до 3,5 тыс. кв. м, гипермаркетов — от 3,5 тыс. до 14 тыс. кв. м.

Согласно требованиям к земельным участкам и помещениям для гипермар-кетов "О’КЕЙ" и супермаркетов "О’КЕЙ-Экспресс", которые размещены на официальном сайте группы, компания приобретает в собственность или арендует на срок не менее 25 лет землю в населенных пунктах либо участки промышленного назначения площадью от 3 до 20 га ровного рельефа и правильной формы без острых углов, расположенные на первой линии автодорог, без водоемов, лесов и других природных ограничений, а также их охранных зон, без газопроводов высокого давления, газораспределительных станций, железнодорожных путей и других антропогенных объектов.

При этом у земельного участка не должно быть правовых обременений, в том числе объектов капитального строительства и коммуникаций, права на которые принадлежат третьим лицам.

"О’КЕЙ" также готова арендовать торговые помещения, которые расположены на пересечении основных автодорог либо при въезде/выезде из города с населением от 100 тыс. человек (в регионах), либо на крупных развязках радиальных автодорог по правой стороне (при движении из центра); в составе торговых центров, ритейл-парков или отдельно стоящие строения; в одном уровне, с высотой потолка от 5 м; шаг колонн — от 12 м; нагрузка на пол — 1 т/кв. м в торговом зале, 2 т/кв. м — в зоне склада.

Группа компаний "О’КЕЙ" входит в число лидеров российского ритейла, располагая 89 торговыми комплексами, общей торговой площадью более 435 тыс. кв. м в Северо-Западном, Южном, Центральном, Уральском и Сибирском регионах страны. Сегодня магазины сети "О’КЕЙ" работают в 20 крупнейших городах России.

Общая выручка группы по итогам 2012 года составила 117,3 млрд. руб., чистая прибыль достигла 4,7 млрд. руб.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments