Разделение «производственных» расходов — популярный формат сотрудничества конкурентов в кризис. МТС в ближайшее время собирается разделить затраты по обслуживанию инфраструктуры с другими операторами, работающими на той же территории, — «Вымпелкомом» и «Мегафоном». «Мы планируем привлечь одного подрядчика для обслуживания башен, мачт и волоконно-оптических линий связи: это позволит нам сократить операционные затраты на 20-30%», — делится Андрей Ушацкий, вице-президент компании по технике. В Швеции операторы делают то же самое уже давно. «Еще недавно российские операторы неохотно шли на сотрудничество, но в кризисной ситуации они стали более открытыми», — говорит Михаил Чернышев, маркетинг-директор «Tele2-Россия».
Сообразили на троих
Гораздо легче договориться маленьким компаниям. Для небольших книжных издательств кризис сделал неподъемными многие привычные расходы, например логистические услуги. «Мы договорились с другими детскими издательствами — “Розовым жирафом” и “Центром Нарния” — разделить расходы, — объясняет Ирина Балахонова, гендиректор детского издательства “Самокат”. — Каждый день нам надо развозить книги в несколько точек по Москве, и каждая “ходка” стоит 1000 руб. Делим на троих, экономим». «Уже давно мы с несколькими издательствами вместе проводим праздники, конкурсы, снимаем единое пространство на выставках — для экономии», — добавляет Балахонова.
Против британцев
До апреля 2009 г. российские брендинговые агентства предпочитали жить обособленно. Но в кризис семь компаний, контролирующих более половины рынка, создали Ассоциацию брендинговых компаний России (АБКР). «В “довоенные” времена большинство отнеслись бы к идее не столь лояльно, — предполагает Алексей Андреев, президент агентства Depot WPF и соучредитель АБКР. — Мы встретились с конкурентами, с которыми раньше вообще не общались, все оказались милыми людьми». В ассоциацию вошли агентства Mildberry, «Сольдис», «Директ дизайн», «Реал про», «Коруна», ArtGraphics.ru, еще 20 компаний подали заявки.
Агентства договорились противостоять демпингу в отрасли и бороться с бесплатными тендерами. До кризиса только 50% тендеров, объявляемых клиентами (не считая госкомпаний), были бесплатными. Сейчас таких уже около 80%, сетует Андреев. Объем заказов сократился более чем на треть, небольшие агентства на голодном пайке, поэтому бороться с практикой бесплатных конкурсов будет непросто, считает он.
Андреев признает, что агентства сплотила в том числе дружба против западных брендмейкеров: «Деньги утекают не только от нас, но и из России вообще». К примеру, в мае британское агентство Fitch стало партнером Сбербанка, запланировавшего масштабный ребрендинг. Управляющий партнер BrandLab Александр Еременко оценил гонорар Fitch в $3-5 млн.
Спасение красоты
Салоны красоты в кризис объединила общая проблема — потеря аудитории. Если в начале 2008 г. москвич приходил в парикмахерскую в среднем раз в шесть недель, то год спустя — раз в семь недель, говорит Александр Глушков, президент сети салонов «Моне». Число клиентов у московских салонов со средним чеком в 5000 руб. в этом году упало примерно на 20-30%, оценивает он. Впервые на отраслевой выставке «Интершарм» в конце апреля менеджеры салонов общались в необычном формате: делились друг с другом опытом антикризисного управления, говорит Анна Дычева-Смирнова, вице-президент компании «Старая крепость».
Клиент стал более требователен, в том числе к мелочам: сегодня он хочет знать все — например, каким шампунем ему моют голову, поэтому качество используемых средств выходит на первый план, говорит Игорь Стоянов, гендиректор сети «Персона».
Поводов для общения стало больше и у производителей косметики — например, проблемы с сырьем, которое приобретают в основном за рубежом за валюту, что серьезно повышает себестоимость продукта, рассказала Татьяна Пучкова, председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации. В нее входят 72 российские компании («Калина», «Невская косметика», «Красная линия», «Фаберлик» и др.). С осени в ассоциацию вступило шесть компаний — это больше, чем в предыдущем году, и необычно для кризиса (ведь вступительный взнос — 45 000 руб. плюс членские взносы), говорит Пучкова. Другая общая беда — усложнившиеся отношения с сетями, замечает она: «Самоуправство ритейлеров усугубилось, компании заинтересованы делиться опытом эффективного общения с ними, не повторять ошибок других, например при заключении договоров».
Подзамочные тайны
«У всех ситуация похожая: обороты опустились ниже некуда, с такой маржей развиваться стало невозможно, поэтому все решили вместе искать выход», — декларирует Николай Имамбаев, бывший президент Ассоциации производителей и дилеров замочной продукции. Она задумывалась как площадка для общения, обмена информацией и опытом, рассказал Сергей Минкин, президент ассоциации и гендиректор завода «Меттэм». Ассоциация объединяет 27 компаний-производителей, дилеров и сервисных служб, контролирующих более 50% рынка. В марте они встречались, чтобы обменяться мнениями об экономических угрозах для отрасли, говорит Минкин. Замочники планируют вовлечь новых членов в ассоциацию (всего на рынке работает около 50 компаний). Кроме того, рассказал Имамбаев, конкуренты вместе борются с кустарными производителями и подделками: задержали партию контрафактных замков с Украины и из Китая, обменявшись информацией о недобросовестных фирмах и поставщиках. Написали регулирующие документы, поддерживающие цивилизованное производство, — чтобы замки делали не на коленке, а в заводских условиях.
Бизнес-коммуналка
Сотовые операторы за рубежом давно живут в бизнес-коммуналке. Еще в 2001 г. сотовый оператор Tele2 получил лицензию на строительство сети 3G в Швеции. «Территория большая, и, хотя в финансовом плане годы были благополучные, компания предложила конкуренту TeliaSonera разделить сеть, – говорит Михаил Чернышев, маркетинг-директор «Tele2-Россия». – Расходы поделили пополам. Сейчас мы вместе с другим шведским конкурентом, компанией Telenor, строим полномасштабную сеть 4G в Швеции».