Ритейлер любого масштаба уверенно подтвердит, что открыть новый магазин или отладить рабочие процессы в уже существующем – это всегда комплексная проблема, которая, увы, не сводится к установке кассового аппарата на выходе.
Внешне непринужденная и упорядоченная атмосфера в современном торговом зале является результатом совместной, высокоточной и слаженной работы целых групп систем и технологий, решающих широкий спектр сложных задач по обеспечению торгового процесса: начиная от вопросов безопасности, корректного учета оплат, поставок и товародвижения и заканчивая контролем за изменением цен, управлением складами и показом рекламы. Вот почему грамотное управление бизнес-процессами в магазине зачастую выливается в финансовые и трудовые затраты, которые иногда так и не окупаются выручкой от продаж. Но возможно ли избежать такого грустного сценария? Неужели желание внедрить современные технологии ритейла – это всегда выбор на грани банкротства и долгие безуспешные поиски различных систем, которые могли бы интегрироваться друг с другом, обеспечивая эффективное комплексное решение сразу нескольких задач торгового процесса?
![](https://retailer.ru/wp-content/uploads/2022/12/foto1-1.png)
У начальника розничного отдела АО «Европа уно трейд» (известного всем производителя и торговой сети под брендом «Веселая затея») Максима Юрьевича Коробова свой ответ на этот вопрос:
— Руководствоваться идеей максимальной экономии, особенно на самом старте ритейл-бизнеса – это одновременно и мудрость, и жизненная необходимость. Однако, о качестве выбираемых решений тоже не следует забывать: частичная эффективность или негибкость внедряемого решения с самого начала рождает проблемы, которые по мере развития и увеличения объема продаж растут как снежный ком, способный похоронить под собой даже самый прочный и устойчивый бизнес. Выбор программных продуктов для организации и управления бизнес-процессами в нашей компании был очень волнительным моментом: хотелось, конечно, подобрать решение, охватывающее сразу несколько направлений, но при этом не было желания рисковать и идти эмпирическим путём, пробуя «склеить» нужный нам функционал из двух-трех готовых предложений на рынке. Да и цена такого подхода при детальном подсчете шокировала. Затянувшиеся было поиски внезапно прервала статья, в которой описывалось ПО СуперМаг с холистическим подходом к решению комплексных задач ритейла любого масштаба. Из нашего интереса к этой статье выросло плодотворное и эффективное сотрудничество с «Ритейл Софт» длиною в 12 лет и широкими дальнейшими перспективами.
В самом начале, нам требовалась система, которая могла бы существенно облегчить и автоматизировать работу в двух направлениях: оформление чеков и пополнение запаса товаров. Приоритетом было централизованное управление всеми процессами, так как к тому времени мы уже начинали испытывать сильное давление из-за невозможности уследить за всем, что происходит в каждой из наших торговых точек в течение дня и хоть как-то соблюсти унификацию и единообразие бизнес-процессов. Решение нашлось – и к нашей огромной радости, оно не потребовало дополнительных вложений в интеграцию, масштабирование или кастомизацию. Универсальная кассовая система СуперМаг УКМ 4 сразу решила две важнейшие проблемы, которые стояли перед нами на тот момент:
1) обеспечить корректное выполнение всех процедур по оформлению чеков в полном соответствии с текущим законодательством – без необходимости постоянного отслеживания его изменений и сложных обновлений;
2) разработать и реализовать на практике дисконтную политику компании.
Что касается кассового ПО, то вдобавок к простой и четкой системе централизованного управления настройками, мы еще были приятно удивлены привлекательны интерфейсом сенсорных касс. Он интуитивно понятен кассирам, с ним приятно работать, а для администрирования системы и связи с техподдержкой продукта оказалось достаточно одного специалиста.
![](https://retailer.ru/wp-content/uploads/2022/12/foto2-1-1024x683.jpg)
Мы опасались, что не сможем регулярно и своевременно самостоятельно выполнять все требующиеся законодательством обновления и получим штраф. Однако, после начала работы с СуперМаг УКМ 4, мы впервые вспомнили о законодательстве, когда все сроки уже давно прошли – и с удовольствием обнаружили, что система все сделала за нас. А централизованное обновление удалось произвести буквально рядовому менеджеру, не прибегая к услугам даже системного администратора.
Со временем, мы стали пользоваться отчетами, которые строит система, и до сих пор продолжаем открывать для себя широчайший спектр их возможностей. Чаще всего мы пользуемся отчетами по выручке за определенный период, на основании которых потом формируется план продаж на текущий месяц, а также производится сравнение показателей с предыдущими годами. Еще один из важных для нас отчетов – это отчет по движению товара, благодаря которому мы можем посмотреть, с какой периодичностью определенный товар продается в том или ином магазине. На основании данных этого отчета мы делаем выводы о том, какие товары более востребованы в определенной торговой точке, а какие в ней продаются плохо. Кроме того, товародвижение можно оценить по оборачиваемости – с помощью так называемого АВС-отчета. Этот отчет позволяет разбить все остатки в магазине на 3 группы: А – товар, который отлично продается, В – товар со средней статистикой продаж, С – товар находится без движения. Изучая данные ABC-отчетов, можно без труда определить товары, на продажи которых нужно сделать особенный упор.
По мере роста числа магазинов и ассортимента в них, мы высоко оценили возможность СуперМаг УКМ 4 быстро работать с большими данными. Наличие огромного количества прайс-листов – буквально по одному на каждый день – и необходимость своевременно и корректно переключаться между ними никак не сказывается ни на быстродействии касс, ни на корректности расчетов.
![](https://retailer.ru/wp-content/uploads/2022/12/foto3-1-1024x346.jpg)
По прошествии 12 лет пользования этой универсальной кассовой системой, можем со всей уверенностью сказать, что она исчерпывающе удовлетворяла все наши нужды на разных этапах развития бизнеса – а ведь мы еще не использовали и половины имеющегося в системе функционала!
Сейчас раздумываем над предложением превратить кассы в некоторых из наших магазинов в киоски-трансформеры, чтобы немного разгрузить продавцов и дать нашим покупателям возможность самим получить приятный опыт легкой и полностью самостоятельной покупки – без очередей и с яркими впечатлениями. Удобнее этих устройств, пожалуй, ничего уже не придумать. В режиме ожидания на их графических дисплеях можно в полноэкранном формате проигрывать рекламные ролики, а как только покупатель захочет оформить чек, он одним прикосновением войдет в режим киоска самообслуживания. Если вдруг он не справится и потребуется помощь продавца, то подоспевшему на помощь кассиру достаточно просто отсканировать свою карту сотрудника – и киоск превратится в привычную кассу с возможностью принять оплату наличными и оформить чек кассиром. Можно также закупить несколько широких TV-экранов, чтобы на них транслировался рекламный видеоряд. Классное решение – и совсем без дополнительных доработок! Полномасштабный эффект присутствия в интерактивной виртуальной реальности праздника будет гарантирован. Ведь в наши магазины люди приходят за положительными эмоциями и покупками для организации торжеств – а такой визит всегда должен быть увлекательным и приятным путешествием, и в этом мы спокойно сможем положиться на киоски-трансформеры СуперМаг УКМ 4.
Покупая кассовое решение в далеком 2010 году, мы не ожидали, что будет возможно в его рамках решить и вторую крайне насущную для нас проблему – продумать и реализовать политику скидок. Даже среди профессиональных маркетологов не так много настоящих гуру своего дела, способных изобрести условия рекламной акции, которые были бы одинаково выгодными как для покупателя, так и для продавца, – да еще и «научить» кассовое ПО оформлять чеки в соответствии с условиями этих акций и высчитывать, подходит ли каждый чек под условия участия в них. Сейчас у нас такое ощущение, что с момента внедрения СуперМаг УКМ 4, мы вообще больше не нуждаемся в услугах маркетолога. Вопрос о том, какие акции и когда проводить, решает сама система, предлагая целую матрицу скидок по всевозможным шаблонам, условия которых понятны, легко настраиваемы и проверены более чем тридцатью годами покупательского опыта. Скидки можно использовать на обыкновенных кассах и на киосках, в разных комбинациях, в сочетаниях с купонами и даже с последней новинкой «Ритейл Софт» 2022 года – внешней информационно-графической рекламой на TV-экранах, киосках и прикассовых дисплеях покупателя (СуперМаг Digital Signage).
Одним словом, система стабильно превосходит наши ожидания и продолжает предугадывать и подсказывать решения, внедрения которых требует вектор развития современной ритейл-индустрии. Но главным сюрпризом для нас явилась, конечно, мгновенная и «бесшовная» интеграция с системой товароучета СуперМаг Плюс. В момент выбора ПО нас больше всего интересовала возможность автоматизировать механизм наблюдения за спросом на товары и своевременного пополнения полок с раскупленным товаром. По традиции, этим занимался сотрудник каждого магазина вручную. Делегировать эти задачи автоматизированной системе было нашей мечтой, реализовать которую можно было с помощью многих продуктов, но мы сделали выбор в пользу СуперМаг Плюс, так как только он предлагал уже готовые – и многочисленные – алгоритмы ретроспективного анализа продаж, по результатам которого можно было настроить систему на полностью или частично автоматическое оформление нового заказа поставщикам, либо сделать такой заказ вручную. Мы и по сей день активно пользуемся алгоритмами автозаказа, что помогает нам существенно сэкономить на оплате этой нелегкой работы сотрудникам каждого из наших магазинов – ведь теперь их стало уже десять, что в 3 раза больше того, c чего мы начинали. И сейчас, как никогда прежде, нам очевидно, насколько удачным и правильным стало наше решение вложить драгоценные финансовые ресурсы в развитие сети, расширение ассортимента и открытие новых магазинов, а не в эксперименты по скрещиванию и мутациям ПО.
Мы – магазин веселого настроения и для нас крайне важно выгодно организовать торговое пространство (которое в нашем случае не так велико), показать каждый товар в самом удачном ракурсе, создать атмосферу праздника вокруг покупателя. При этом, любой продавец должен безупречно знать, где расположен каждый товар, чтобы по первому запросу посетителя мгновенно оказать ему эффективную помощь в выборе, предложить исчерпывающие решения, а не впасть в ступор, сопровождающийся всем знакомой фразой «Дайте подумать». Благодаря функционалу планограмм системы СуперМаг Плюс, у нас больше нет никаких проблем с правильным расположением товара, наблюдением за ним, а также со знанием ассортимента продавцами. Четкое разделение магазина по тематическим зонам, отслеживание остатков вплоть до каждой полки и стеллажа не составляет никакого труда. Для нас важна каждая деталь, повышающая настроение покупателя: веселая цветная картинка на ценнике, смешное сообщение о подарке на чековой ленте – словом, любые мелкие приятности. Всё перечисленное легко и без дополнительных настроек реализуется посредством СуперМаг Плюс.
Переоценка товаров, один из самых скрупулезных, длительных и ответственных процессов магазина, давно перестал быть для нас страшным сном. В то время, когда в других магазинах мерчандайзеры до часу ночи сверяют, перебивают и расставляют по местам новые ценники, сотрудники наших торговых точек спят крепким сном, а придя с утра на работу, обнаруживают что цены в системе автоматически изменились, согласно расписанию прайс-листов. Им остается только распечатать новые ценники на любом из доступных устройств: мобильном или стационарном принтере, кассовом принтере и т.д. и расставить их взамен старых, соблюдая планограмму. Все это не занимает много времени и никак не сказывается на скорости обслуживания покупателей.
![](https://retailer.ru/wp-content/uploads/2022/12/foto6-1024x683.jpg)
И, разумеется, самое важное: СуперМаг Плюс сообщает обо всех изменениях цен, товарного ассортимента, налоговой ставки и др. в СуперМаг УКМ 4 – без дополнительных напоминаний и действий со стороны сотрудников. Так что на следующий день можно с самого утра спокойно начинать пробивать чеки, не тратя времени на административные процедуры смены цен и сверки: цена на ценнике всегда будет соответствовать показанной в рекламе и написанной в чеке, а покупатель будет рад, доволен и быстро обслужен.
В ближайшем будущем хотелось бы, конечно, освоить еще функционал формирования заказа от клиента, процесс комплектации заказа и его отгрузки СуперМаг Плюс, чтобы максимально доверить все бизнес-процессы системе.
![](https://retailer.ru/wp-content/uploads/2022/12/6.png)
DP-ErgoPOS Универсальная кассовая стойка, которая может превращаться в КСО
Благодаря продуктам СуперМаг Плюс и СуперМаг УКМ 4, как руководство нашей компании, так и каждый продавец и сотрудник склада в наших магазинах смог провести больше бесценного времени с близкими, занимаясь своими любимыми делами, а не выполняя рутинные рабочие операции. Это, пожалуй, самый главный и дорогой подарок, который мы получаем от компании «Ритейл Софт» каждый новый год. Наши покупатели возвращаются к нам за положительными эмоциями, а мы идем за ними в «Ритейл Софт»!
*материал опубликован на правах рекламы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.