Сегодня, 6 июня, в московском Lotte Hotel Moscow был впервые представлен рейтинг INFOLine&Retailer Russia TOP-100, составленный издательским домом Retailer и агентством INFOLine по итогам 2011 г. Вошедшие в него сто крупнейших розничных сетей были отобраны по выручке на конец прошлого года, количеству магазинов, выручке с квадратного метра и торговой площади по итогам 2011 г. Нижний порог вхождения ритейлера в рейтинг составил 6 млрд руб. без НДС (5,3 млрд руб. в 2010 г.)

По оценке Росстата, в 2011 г. объем российского розничного рынка составил 19,1 трлн руб., что означает увеличение в сопоставимых ценах за год на 7%. При этом совокупная выручка сотни крупнейших ритейлеров страны превысила 3 трлн руб. Добиться таких результатов розничные компании смогли отчасти благодаря тому, что у них в общем на конец 2011 г. было 36 440 магазинов общей площадью 15,1 млн кв.м.

Как и в прошлом году, в первую десятку рейтинга вошли семь FMCG-сетей, однако две из них переместились. ГК «Дикси» с выручкой по итогам 2011 г. 103,32 млрд руб. оказалась на 6 строке, прибавив за год, благодаря приобретению в июне 2011 г. ГК «Виктория» за 25,6 млрд руб. с учетом долга, три позиции. В рейтинге INFOLine&Retailer Russia TOP-100 прошлого года «Дикси» занимала 9 строку с выручкой 64,80 млрд руб. В то же время «Лента» спустилась с 8 на 9 место с выручкой по итогам 2011 г. 84,90 млрд руб. (70,60 млрд руб. в 2010 г.).

Остальные пять FMCG-сетей сохранили свое расположение на прежних местах. Лидером в первой десятке и самом рейтинге стала, как и в прошлом году, компания X5 Retail Group (сети «Перекресток», «Карусель» и «Пятерочка»), выручка которой в 2011 г. составила 452,53 млрд руб. (341,60 млрд руб. в 2010 г.). За год  ритейлер показал средние показатели темпа роста выручки — 32,5 %. У той же «Дикси», благодаря сделке с «Викторией», аналогичный показатель  — 59,3%.

Второе место в рейтинге и первой десятке у краснодарского «Магнита», выручка которого в 2011 г. составила 335,70 млрд руб. (236,19 млрд руб. в 2010 г.). Темп роста выручки, в отличие от его вечного конкурента Х5, несколько выше — 42,1%.

Третье место у «Ашана», чистая выручка которого в 2011 г. составила 195,00 млрд руб. (178,1 млрд руб. в 2010 г.), а темп ее роста — 9,5%. Четвертое — у «Метро Кэш энд Керри» с выручкой 139,96 млрд руб. (117,99 млрд руб. в 2010 г.) и темпами ее роста 18,6%. Пятое — у «О’Кея» с показателями 93,13 млрд руб. (82,67 млрд руб. в 2010 г.) и 12,7% соответственно.
 
Еще одним заметным перемещением в первой десятке стало падение БТиЭ-сети «Эльдорадо» с 6 на 8 строку рейтинга. По итогам 2011 г. выручка ритейлера составила 89,00 млрд руб. (80,00 млрд руб. в 2010 г.),  темпы ее роста — 7,3% (11% в 2010 г.).

Как и в том году, «Эльдорадо» уступает своему конкуренту «М.Видео», который впервые его обогнал по показателям выручки в 2010 г. Год назад «М.Видео», как и сейчас, занимал пятое место в рейтинге INFOLine&Retailer Russia TOP-100 с выручкой 86,39 млрд руб. (111,86 млрд руб. в 2011 г.). При этом в отличие от «Эльдорадо», «М.Видео» продемонстрировал гораздо лучший темп роста выручки — 29,5% (22,8% в 2010 г.).

Самое сильное падение в рейтинге показала компания «Вестер-Регионы», развивающая сети «Вестер» и «Сосед», которая переместилась вниз сразу на 37 позиций до 80 места. Выручка ритейлера в 2011 г. составила 8,00 млрд руб., а темп ее роста — минус 31,0%. Еще в 2010 г. компания демонстрировала темп роста выручки 43,6% (сама выручка — 12,60 млрд. руб.).

Самый сильный подъем в рейтинге закрепился за сотовым ритейлером «МегаФон Ритейл» — плюс 47 позиций. По итогам 2011 г. компания заняла 44 место с выручкой 13,66 млрд. руб и темпами ее роста 138% (10,56 млрд руб. и 111,2% соответственно).

Для составления рейтинга INFOLine&Retailer Russia TOP-100 были проанализированы показатели более 1000 розничных компаний всех сегментов ритейла. Основой для отбора ста крупнейших из них стала чистая розничная выручка от продажи товаров, полученная на территории России, за вычетом НДС. Данные по этому показателю брались в нескольких источниках, — РСБУ (роcсийские стандарты бухгалтерского учета), МСФО (международные стандарты финансовой отчетности), УО (управленческой отчетности) и по оценке экспертов.

 

Первая десятка рейтинга (нажмите, чтобы увеличить таблицу):

Подробнее о рейтинге INFOLine&Retailer Russia TOP-100 по итогам 2011 г. и главных героях рынка прошлого года вы вскоре сможете узнать из нового июньского номера журнала Retailer Magazine. Скоро в продаже.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments