Для чего современному ритейлу нужны информационные технологии корреспонденту "Денег" Станиславу Куприянову рассказал руководитель направления по работе с торговыми сетями компании Fujitsu Дмитрий Абрамов.

Как за последнее десятилетие изменилась роль IT в бизнесе вообще и в ритейле в частности?

— Достаточно серьезно. Дело в том, что ритейл — одна из отраслей, где данные, фигурирующие в IT-системах, критичны для бизнеса, например информация по ценам и ассортименту в кассовых (POS) терминалах. Без этой информации современные магазины просто не смогут функционировать — сначала из-за отсутствия в базе цен, затем без возможности анализа продаж. Сегодня ритейл, кроме разве что ларьков у метро, практически полностью автоматизирован. Причем этот процесс начался давно и идет интенсивно. Еще лет десять назад штрих-код был не на всех товарах.

Кроме того, внедрение ERP-систем увеличивает капитализацию бизнеса, их наличие свидетельствует об управляемости бизнеса и является серьезным плюсом при перепродаже организации или выходе на IPO. Так что бизнес все больше понимает, что без информационных технологий не обойтись. Из обеспечивающей сферы IT переходят в управляющую. И во многих компаниях IT-директор уже входит в совет директоров.

А как в связи с этим изменилось понятие рабочего места?

— Здесь я бы выделил две основные тенденции. Первая — это, конечно, повышение мобильности: в компаниях используется все больше ноутбуков. Вторая — виртуализация рабочих мест. Люди постепенно отказываются от использования персональных компьютеров с локальными жесткими дисками и переходят к работе с тонкими и нулевыми клиентами. Компаниям это выгодно, такие решения хорошо тиражируются и весьма эффективны с точки зрения администрирования. В зависимости от функций, которые выполняет сотрудник, ему предоставляются некие права доступа к центральной инфраструктуре, а на его столе стоит, условно говоря, просто печатная машинка. Для бизнеса это оптимальное по стоимости владения решение, поскольку позволяет многие процессы удешевить. И более безопасное, конечно: пользователь не может извлечь из компьютера какую-либо информацию, поскольку все данные находятся на удаленных серверах.

Какие IT-технологии наиболее эффективны для развития бизнеса?

— Например, сейчас во всем мире стартует множество проектов по внедрению систем самообслуживания (self-checkout). Fujitsu недавно реализовала уже второй такой проект в России: в сети магазинов "Магнолия" клиент сам себя обслуживает, самостоятельно сканируя штрих-коды и оплачивая товары. Первый проект такого рода в России тоже был реализован компанией Fujitsu — в торговой сети "Радуга" группы компаний "Ашан".

Также хотелось бы выделить аппаратные программные комплексы для внедрения ERP-систем. У нас, в частности, есть интересное решение FlexFrame for SAP, которое позволяет быстро и эффективно развернуть систему в компании. Или Fujitsu Primequest — серверное решение на процессорах архитектуры x86, имеющее надежность RISC-серверов.

Как сильно отличаются друг от друга московские и региональные компании в освоении новейших технологий?

— На самом деле сегодня эта разница стала практически незаметной. Раньше Москва была впереди планеты всей, поскольку все серьезные компании приходили в Россию именно через нее. Однако сегодня это утверждение уже не столь актуально. Сейчас все зависит лишь от того, насколько компания заинтересована в том, чтобы применять IT-технологии. Есть масса случаев, когда региональный ритейлер имеет весьма эффективный набор передовых IT-решений. Хорошие примеры — краснодарская торговая сеть "Магнит" или компания "Юлмарт" с питерскими корнями, которая активно развивается и в столице, и в регионах. Поэтому не могу сказать, что регионы в чем-то отстают.

Как IT изменят ритейл в ближайшие годы?

— Роль технологий будет только усиливаться. Например, только начинают использоваться RFID-метки. Они нужны ритейлу, поэтому об их внедрении приходится задумываться всей производственной цепочке. Вообще, ритейл часто выступает в роли первопроходца в освоении новейших технологий. Это происходит, когда отдельные производственные корпорации заинтересованы в том, чтобы их продукция лучше продавалась в розничных сетях благодаря новейшим технологиям, кроме всего прочего ускоряющим бизнес-процессы. В России, например, RFID уже активно внедряется в проекте "Магазин будущего" от X5 Retail.

Кроме того, влияние IT на бизнес усиливается за счет все большего количества ERP-систем, развернутых ритейлерами. Я в этом бизнесе давно, работал и в ритейловых компаниях, и у системных интеграторов, и у вендоров — и могу сказать, что все больше компаний воспринимают IT именно как инструмент повышения конкурентоспособности.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments