MG Siegler, эмоциональный автор блога TechCrunch, предлагает свои размышления на тему «разочаровывающих» итогов последнего отчетного квартала Apple. И его доводы убеждают больше, чем критические замечания некоторых аналитиков.
В позапрошлом квартале результаты компании оказались впечатляющими до неприличия: 46 миллиардов долларов валового дохода, 13 миллиардов долларов прибыли, 37 миллионов единиц проданных iPhone, 15 миллионов единиц проданных iPad, размер прибыльности – 44%. Но при всем этом последний, мартовский квартал, на самом деле является еще более впечатляющим, хотя некоторые пытаются убедить нас в обратном.
Фактически декабрьский квартал 2011 года просто не мог не быть грандиозным: во-первых, это был сезон праздничных распродаж, во-вторых, это был период релиза нового iPhone 4S. Теперь о завершившемся мартовском квартале. Во-первых, он последовал за праздничным кварталом, после которого продажи всегда замедляются; во-вторых, из-за странностей в финансовом календаре Apple декабрьский квартал на неделю длиннее мартовского; в-третьих, iPhone 4S потерял свою новизну и спрос на него поутих; в-четвертых, новый iPad появился только в марте; в-пятых, в течение мартовского квартала не вышло ни одного нового Mac. Казалось бы, что все эти факторы должны были снизить финансовые итоги купертиновской компании. Но этого не случилось.
В итоге оказалось продано 35 миллионов iPhone, при этом рыночная доля iPhone в США выросла, а количественные продажи снизились (опять же – после праздников и после релиза). Но цифры сбалансировал Китай – здесь релиз нового смартфона состоялся в мартовском квартале, и спрос оказался очень высоким.
Что касается «яблочных» планшетов, то многие посчитали продажи iPad низкими («всего» 11,8 миллиона единиц в мартовском квартале) – но это в корне неверно, так как новое устройство поступило в продажу всего за две недели до завершения квартала. В итоге продажи предыдущих моделей Apple iPad замедлились, но это логично и предсказуемо. Кроме того, в течение этих двух недель Apple было трудно удовлетворять весь спрос на новый iPad, что тоже сказалось на результатах – согласитесь, люди охотнее покупают товар, если он доступен, многие предпочитают переждать ажиотаж.
Теперь о Китае: в целом, бизнес Apple в этой стране сейчас находится на подъеме. По словам аналитика Kim-Mai, доходы Apple в Китае в мартовском квартале достигли рекордных 7,9 миллиарда долларов, это в три раза выше по сравнению с мартовским кварталом прошлого года. Судя по его графикам, Apple явно становится все более глобальной компанией, то есть ее успехи все меньше зависят от «приливов и отливов» на рынке США.
Но самой удивительной цифрой мартовского квартала является показатель 47,4% — это процент валовой прибыли. В первом квартале (декабрьском 2011 г.) валовая прибыль Apple составила 44,7% — это было настолько высоко, что главный финансовый директор компании Питер Оппенгеймер (Peter Oppenheimer) тогда отметил, что вряд ли когда-нибудь еще им удастся достичь подобного уровня. Но получилось, что в мартовском квартале его не только достигли, но и превысили. Почему? Главным образом потому, что процент продаж iPhone составил большую часть общих доходов мартовского квартала. Именно iPhone является для Apple самым прибыльным продуктом (с самой высокой прибыльностью) благодаря субсидиям мобильных операторов (в США они самые высокие по сравнению с другими странами). В стоимость планшета iPad также заложена хорошая прибыль, но не настолько высокая (так как iPad операторами не субсидируется). Снижение продаж iPad (как в количественном, так и процентном отношении) и рост продаж iPhone означает рост прибыльности.
Теперь посмотрим на прибыльность с другой стороны – впервые операционная прибыль Apple (этот показатель отличается от валовой прибыли, но это не существенно) превысила операционную прибыль Google и даже Microsoft. Хотя Apple в большей степени является аппаратной компанией, то есть производителем оборудования, а у Google главным источником дохода является рекламный бизнес, у Microsoft – программное обеспечение, поэтому данного несоответствия не должно было случиться. Но случилось.
Забегая вперед, стоит сказать, что в текущем (июньском) квартале ставка прибыли наверняка изменится, так как продажи планшетов iPad обещают вырасти. Во-первых, это первый полный квартал продаж нового iPad; во-вторых, снижение цены iPad 2 до 399 долларов принято пользователями «на ура». Изменение соотношения в продажах iPad и iPhone изменит прибыльность (но вряд ли намного, так как продажи смартфонов останутся достаточно высокими).
Важную роль сыграет фактор продаж в Китае и возможный релиз новых моделей Apple Mac. При том, что существует некоторая путаница относительно сроков выхода нового iPhone, наиболее вероятным сроком можно считать осень 2012 года. Вчера Apple назвала сроки WWDC 2012, и если предположить, что в рамках конференции нам покажут iOS 6, то новой модели iPhone стоит ждать как раз к осени. Это означает, что в текущем квартале продажи iPhone останутся сильными и несколько замедлятся в сентябрьском квартале в ожидании новой модели.
Apple объявила, что на текущий квартал прогнозирует получение 34 миллиардов долларов дохода. И наверняка компании удастся превысить ее.
Подробные финансовые результаты работы 100 крупнейших розничных сетей России, а также показатели эффективности и динамики рынка будут озвучены на INFOLine & Retailer Russia TOP-100 6 июня в Lotte Hotel. Как попасть на презентацию рейтинга?