За девять месяцев текущего года X5 Retail Group ("Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") в рамках повышения эффективности закрыла 55 магазинов "Перекресток Экспресс", говорится в отчетности компании. Кроме закрытия магазинов есть и другие признаки кризиса этого формата. Сопоставимые продажи (LFL) магазинов "Экспресс" за девять месяцев 2015 г. выросли всего на 2,7%. Это в пять раз ниже, чем средний показатель по всей группе (+15,2%). Трафик за этот же период и вовсе упал на 3,4%. В X5 пояснили, что закрываются, в частности, франчайзи, которые не соответствуют концепции и стандартам торговой сети.

"Закрылись нецелевые объекты. Они не отвечали концепции сети, новым стандартам и требованиям к открываемым магазинам", — заявила генеральный директор "Перекресток Экспресс" Ольга Никитина. При этом она не уточнила, как с момента открытия "неформатных" точек изменились требования и стандарты группы.

Вместе с тем Ольга Никитина подчеркнула, что открываются и новые магазины "Перекресток Экспресс". С начала года компания открыла 28 новых точек. Таким образом, за девять месяцев сеть сократилась на 27 магазинов или на 12,9%. Сейчас, согласно отчетности, сеть "Перекресток Экспресс" насчитывает 182 магазина, 27 из которых были открыты по обратному франчайзингу. Магазины, открытые по прямому франчайзингу, в отчетность X5 не входят.

В этом году X5 пока не планирует закрытие других магазинов "Перекресток Экспресс". Но, по словам Ольги Никитиной, в следующем году компания намерена закрыть еще около десяти нецелевых магазинов.

Потерялся

Формат "Экспресс" несколько "потерялся" в общей линейке X5, думает аналитик ИК "Премьер" Сергей Ильин.

"Фактически, он был промежуточным звеном между "Пятерочкой" и "Перекрестком". Но после того как X5 провела ребрендинг магазинов, "Пятерочки" фактически подтянулись до этого уровня, и смысла в двух практически одинаковых форматах не стало. Плюс чуть более премиальное позиционирование "Перекрестка" плохо показало себя в кризис, когда потребитель в первую очередь ориентируется на цену", — говорит он.

Аналитик ИГ "Атон" Елизавета Лебедева думает, что закрылись неприбыльные и бесперспективные магазины.
"В случае с таким небольшим форматом, как "Экспресс", эффективность магазинов в большей степени зависит от конкретных локаций. Кроме того, сейчас, в условиях сокращения реальных доходов покупателей, потребители ищут более привлекательные цены, которые могут предложить магазины у дома или дискаунтеры. Скорее всего, они забирают покупательский трафик у "Экспресса", — рассуждает Елизавета Лебедева.

Она также отметила, что сейчас не так много желающих открывать розничный магазин продуктов по франчайзингу.
"Очевидно, что конкуренция в продовольственном ретейле усиливается, ужесточается борьба за потребителя, и франчайзинг выглядит менее привлекательно", — говорит она.

Нормальные закрытия

В свою очередь, Наталья Колупаева, старший аналитик Райффайзенбанка по сектору потребительских товаров, считает, что схема франчайзинга имеет свои плюсы для Х5, поскольку таким образом компания отдает на аутсорсинг предпринимателям поиск новых интересных площадок для открытия магазинов, предлагая им свой бренд, закупки и логистику.
"Помимо открытий, любой крупный ретейлер, управляющий магазинами малых форматов, совершает вынужденные закрытия тех магазинов, которые не отвечают операционным требованиям. В частности, про "Экспресс" можно сказать, что закрытие этих 55 магазинов означает, что они, скорее всего, были нерентабельны, не отвечали требованиям к показателям эффективности, которые закладывались в бюджет", — рассуждает она.

Наталья Колупаева отметила, что открытие новых магазинов "Экспресс" говорит о том, что X5 не уходит из этого формата, а адаптирует его к меняющимся условиям на рынке.

"Это могут быть точечные изменения. Иногда достаточно перенести магазин в соседний квартал, который более привлекателен с точки зрения потока покупателей. Например, стоит старый магазин, работает уже много лет, и рядом открывается новый "Магнит", "Дикси", а неподалеку еще новый ТЦ с "Ашан Сити". Старый магазин теряет свою привлекательность, вести ценовые войны с соседями может быть бессмысленно, и компания решает закрыть его, а в другом месте открыть новый", — говорит аналитик. Но, вместе с тем, Наталья Колупаева подчеркнула, что формат "Экспресс" не является основным для X5 и в настоящий момент занимает около 1% от всех торговых площадей X5.

"По итогам преобразований концепции, если вновь открываемые магазины будут успешны, то формат будет дальше развиваться", — заключила эксперт.

Подкосил кризис

"У X5 сейчас нет такой многочисленной специализированной команды людей, которые занимаются поиском площадок, которая есть у "Магнита", — говорит аналитик Райффайзенбанка.

И правда, "Магнит", исходя из его отчетности за первое полугодие 2015 г., делает 5,65 чистых открытий в день по всей стране, в то время как у X5 этот показатель составляет 3,81, и прирост сети во многом обеспечивается крупными сделками M&A.
К версии, что "Экспресс" пострадал из-за ухудшения экономической ситуации и снижения уровня жизни российских потребителей, склонен и начальник отдела развития сети "Магнолия" Роман Тарасов.

"Сейчас кризис, у людей стало меньше денег, они стали меньше ходить в магазины, все просто, — говорит он.

Также считает аналитик финансовой группы "БКС" Марат Ибрагимов. По его словам, сейчас рыночная ситуация не способствует развитию этого формата, поскольку он рассчитан на состоятельных покупателей, у которых мало времени и низкие бюджетные ограничения. Аналитик не исключает, что после кризиса X5 начнет открывать новые магазины "Экспресс".

Мест нет

В то же время Роман Тарасов из "Магнолии" говорит, что закрытие магазинов может быть связано с трудностями аренды помещений.
"Возможно, срок каких-нибудь десятилетних договоров аренды истек, а продлевать их по старой ставке собственники не хотят, потому что кризис. И тогда компания закрывает старые магазины, а в других местах, где аренда поменьше, открывает новые", — рассуждает он.

Теорию о высоких арендных ставках подтверждает директор сети магазинов у дома "В шаге от вас" ("Атак") Алексей Шипунов. "Элементарно не смогли договориться с арендодателями и съехали, — говорит он. — Кроме того, важно же получать прибыль, а если площадка убыточная, какой смысл ее арендовать?"

Отказаться от формата "Экспресс" и перевести магазины в стан "Пятерочек" выглядит наиболее разумным решением, считает аналитик ИК "Премьер" Сергей Ильин.

Проект по развитию бренда "Перекресток Экспресс" X5 запустила в октябре 2007 г. Для этого группа создала совместное предприятие (СП) с председателем совета директоров сети игровых клубов "Джекпот" Германом Гогличидзе и владельцем франчайзинговых магазинов "Перекресток-мини" Валерием Таракановым. Впоследствии они покинули проект, сейчас его возглавляет Ольга Никитина.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments