Ценность для бизнеса различных процессов, связанных с управлением персоналом, может быть не очевидна руководству компании, утверждают консультанты российской консалтинговой компании Axes Management, которая отслеживает динамику показателей более 70 российских компаний из 11 отраслей (страхование, розничная торговля, ТНП, фармацевтика, финансы, телекоммуникации, автодилеры, оптовая торговля, производство и др.) на протяжении последних пяти лет. Ситуация усугубляется еще и тем, что службы персонала в большинстве компаний относятся к числу затратных подразделений, оценить эффективность работы которых может быть затруднительно. А значит, контролировать и обосновывать затраты этим подразделениям тоже непросто, утверждают консультанты.
Нечем измерять

Работодателям не хватает механизмов измерения и оценки результатов HR-процессов и их итоговой ценности для бизнеса, утверждают консультанты. Такие механизмы позволили бы отслеживать динамику показателей, отражающих HR-процессы, и находить закономерности, позволяющие точнее воздействовать на процессы в компании.

Пять последних лет консультанты Axes Management собирали с участников HR-мониторинга данные по нескольким десяткам показателей (в исследовании 2010 г. таких показателей 50), отражающих различные аспекты работы с персоналом, и проводили их статистическую обработку в разрезе по отраслям. А в 2010 г. решили заинтересоваться еще и возможными внутренними закономерностями. Консультанты решили выяснить, какие HR-процессы сильнее всего влияют на показатели эффективности работы компании. В качестве одной из мер эффективности выбрали выручку из расчета на одного сотрудника, а затем подсчитали, есть ли корреляция между ней и различными показателями, связанными с HR-процессами в компании, рассказала руководитель проекта Axes Monitoring Раиса Нечаева. Так называемый коэффициент корреляции, который вычислили консультанты, показывает, насколько сильна зависимость между разными показателями. Например, на основании этого коэффициента можно судить, есть ли связь между фондом оплаты труда и выручкой на одного сотрудника, говорит Нечаева. Чем больше коэффициент корреляции, тем четче выражена связь, утверждает она.
Вместо доказательств

Основная ценность подобных упражнений в том, что они могут подтвердить закономерности, которые специалистам по HR кажутся логичными, но убедительных доказательств, понятных руководителям, отвечающим за бизнес компаний, пока не находили.

По традиции российские компании гораздо больше внимания уделяют фонду оплаты труда, говорит Сергей Львов, гендиректор Axes Management. Но, как оказалось, изменения фонда оплаты труда влияют на эффективность в меньшей степени, чем обучение или работа с кадровым резервом. Консультанты продемонстрировали, что компании с высокой производительностью труда фокусируются не на фонде оплаты труда, а на обучении персонала и не упускают из вида развитие кадрового резерва. Корреляция между результатами работы компании и оплатой труда намного слабее (см. график).
Не только деньги

Данные Axes Management нужно правильно интерпретировать, говорит вице-президент по персоналу «Эльдорадо» Руслан Ильясов, поскольку стоимость обучения может варьироваться в очень широких пределах. Да и средние значения затрат на обучение — не слишком осмысленный показатель. В «Эльдорадо», к примеру, продавцов обучают собственными силами. А для задач, связанных с обучением топ-менеджеров, могут привлекать внешних специалистов, услуги которых обходятся компании от $10 000 в день. Обучение проводится в более узком кругу: обычно в тренингах для топ-менеджеров участвует около 10 человек. Кроме того, говорит Ильясов, затраты на обучение сильно варьируются в зависимости от отрасли. Например, в рознице общие затраты на персонал не превышают 6-7% от выручки. В банковской сфере этот показатель гораздо выше. Соответственно, и на обучение компании из разных отраслей могут выделить совсем разные суммы.

Как показали результаты мониторинга, российские компании в первом полугодии 2010 г. потратили на обучение персонала (от полотера до гендиректора) 1282,2 руб. До кризиса было 2222,9 руб. В крупных западных компаниях затраты на обучение больше — от $500 на человека в год, говорит Львов.

Отлично, что в исследовании Axes Management установлена корреляция между затратами на обучение и эффективностью сотрудников, а не просто причинно-следственная связь, считает Евгений Киселев, директор по персоналу группы компаний BNS. В то же время очевидно, что успешные компании тратят на обучение сотрудников больше, чем неуспешные. Но нельзя исключать, что они просто могут себе это позволить. Вот если бы удалось найти российские примеры того, как компания значительно увеличила показатели благодаря наращиванию затрат на обучение, ценность таких результатов для HR-сообщества и всего бизнеса была бы намного больше. Кроме того, успешные западные компании тратят на обучение $2000, или семь рабочих дней в год, говорит Киселев. Затраты на обучение из расчета на одного сотрудника могут сильно варьироваться, но важно, чтобы компания выделяла на это не только деньги, но и время, заключает эксперт.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments