Интернет-торговля в России — один из немногих набирающих обороты сегментов. Количество предпринимателей, которые начинают такой бизнес, растет. Расширяется и сфера услуг для него. В интернете сегодня действует с десяток сервисов для управления небольшими торговыми компаниями.
Компании из категории среднего и малого бизнеса (СМБ) последние три-четыре года находятся в центре внимания производителей программного обеспечения. Крупные клиенты уже давно разобраны. На фоне замедления темпов роста экономики и ИТ-рынка находить возможности для увеличения оборотов стало очень тяжело. Даже крупные вендоры "тяжелых" программных систем возлагают надежды на мелких клиентов. Все ведущие игроки, включая Microsoft, SAP, Oracle и прочих гигантов, выпустили модификации своих систем для управления бизнесом, рассчитанные на небольшие компании. Но с точки зрения SAP или Microsoft сегмент СМБ — это компании с оборотом от 1 млн евро в год. Для стартапов предлагаемые решения от крупных вендоров оказываются слишком дорогими. При этом микробизнес также нуждается в удобных инструментах, в особенности если речь идет о компании, занимающейся торговлей. В этом случае даже совсем маленькое предприятие оперирует большим количеством наименований товаров, ведет серьезный складской учет. Все это можно делать и "на коленке", и в таблицах Excel, но крайне неудобно и трудоемко. Поэтому даже совсем маленькие компании готовы тратить небольшие деньги на инструменты, которые помогут им эти рутинные функции выполнять быстрее и проще.
Универсальное средство, помогающее компаниям любого размера вести бухгалтерскую отчетность, уже давно существует — это 1С. А вот онлайновые сервисы, которые объединяют целый набор инструментов учета, стали появляться лишь в последние пять лет. В большей степени это обусловлено тем, что в стране стал активно развиваться интернет-бизнес.
Виртуальное предпринимательство
По данным компании InSales.ru, в 2013 году в России работали 39 тыс. розничных интернет-магазинов, которые регулярно отгружали заказы. Это на 20% больше, чем годом ранее. В российском сегменте интернета есть около сотни тысяч сайтов, где присутствует функциональность "Корзины". Признаки интернет-магазинов исследователи Data Insight нашли на 200 тыс. сайтов.
Но лишь на 39 тыс. сайтов, по данным InSales.ru, поступали заказы не менее двух раз в месяц. В 2009 году таких сайтов было всего 10 тыс. Из них 40 торговых площадок можно отнести к крупным онлайновым ритейлерам, к которым поступает более тысячи заказов в сутки. Средних интернет-магазинов (от 50 заказов в сутки) в прошлом году было 875, малых (от десяти заказов в сутки) — 5270, микро- (менее десяти заказов в сутки) — 31 960. Последние две категории — потенциальные клиенты таких компаний, как "МойСклад", "Большая птица", Mr.Doc и других. Это поставщики онлайновых сервисов для управления малым бизнесом в сфере розничной торговли. Все они предлагают инструменты для складского учета, CRM, ведения финансовой отчетности, управления расходами и поставщиками. Некоторые из них — версии для мобильных телефонов, модули для совместного ведения проектов и распределения задач, SMS-оповещений и прочие.
Аскар Рахимбердиев, генеральный директор компании "МойСклад", так описывает своих клиентов: "Наш продукт необходим представителям малого и среднего бизнеса с количеством сотрудников от 1 до 50, продающим что-либо материальное. У нас три целевых сегмента в торговле: розничные, оптовые и интернет-магазины. Звучит как оксюморон, но у клиентов "МоегоСклада" может и не быть склада. Это касается интернет-магазинов, которые работают по схеме заказа под заказ, когда владелец товара напрямую поставляет его клиенту. Называется это "дропшипинг". У нас немало таких клиентов".
Основными преимуществами "МоегоСклада" генеральный директор компании называет простоту и доступность инструментов откуда угодно, где есть интернет, без привязки к офису. "Простоту можно оценить по тому, как быстро человек начинает самостоятельно работать в сервисе. Практически сразу, за несколько часов, пользователь понимает логику системы",— поясняет Рахимбердиев. Он убеждает, что сервис работает даже на слабом интернет-соединении. В случае если связь оборвется, данные не исчезнут и будут загружены в "облако" при первом же подключении к Сети. "И третье немаловажное преимущество — это цена по сравнению с офлайновыми решениями для управления торговлей,— добавляет Рахимбердиев.— Абонентская плата своей дробностью позволяет маленьким магазинам "размазать" платеж за автоматизацию бизнеса на несколько лет и снизить финансовую нагрузку".
Сергей Курлович — генеральный директор и основатель Invisible, закрытого рекомендательного онлайн-сервиса по продаже вина, работающего по приглашениям. Компания -выбирает лучшее вино из всего, что представлено на рынке, и составляет сеты, которые могут покупать ее клиенты. С операционной точки зрения это просто торговая точка с алкогольной лицензией, складом, кассой и т. д. Invisible использует "МойСклад" с первого дня своего существования. "У любого интернет-сервиса, связанного с физическим миром, под красивым фасадом интернет-сервиса и мобильных приложений есть сложная операционная инфраструктура со счетами-фактурами, налогами, отчетностями и т. д.,— рассказывает Сергей Курлович.— Идеальных систем автоматизации не бывает, кто-то не проживет без SAP/R3,
кто-то делает все "на коленке". Для небольшой растущей компании возможность быстро стартовать и заниматься делом, а не долгим внедрением ИT-решений — это большой плюс". Сейчас в этом сервисе у Invisible работает CRM и Inventory Management (управление складскими запасами). Также на базе API (интерфейс для интеграции) "МоегоСклада" разработчики Invisible построили систему автоматического формирования заказов. "У ребят неплохой API, так что для экзотических задач вроде алкоотчетности можно сделать свой инструмент, совместимый с сервисом. Отчетность делается примерно за три минуты, вместо 40-50 часов вручную",— добавляет Курлович. По его словам, минусы "МоегоСклада" являются его же плюсами: "Простота использования оборачивается сложностями при попытках загнать в систему сложные бизнес-процессы. В SAP/R3 возможность описать сложные бизнес-процессы и поддерживать, наверное, лучше, но и стоимость этого внедрения на порядки выше. Кроме того, если компания растет на 25-30% в месяц, важнее по мере роста быстро получать приемлемые решения новых проблем, а не идеальное решение через год. К чести "МоегоСклада" стоит сказать, что они очень быстро меняются последние полтора года и есть шансы, что успеют за усложнением бизнеса своих клиентов".
Один из ближайших конкурентов "МоегоСклада" носит неожиданное название — "Большая птица". Олег Сидоренков, соучредитель и директор по разработке ООО "Этерон", которому принадлежит проект, рассказывает: "Наша основная аудитория — это индивидуальные предприниматели и микропредприятия, работающие в сфере торговли (как оптовой, так и розничной) и оказания услуг. Число пользователей учетной системы в таких -компаниях составляет обычно от одного до десяти человек. Мы не ориентируемся на корпоративный сектор и не предлагаем доработку своего онлайн-сервиса под нужды отдельных клиентов". Сегодня "Большая птица" пока в самом начале своего полета, в который она отправилась в июне 2012 года,— у нее около 1 тыс. постоянных платных клиентов. При этом в сервисе действует бесплатный тариф "Колибри" без ограничения сроков его использования. Общая база регистраций на портале "Большой птицы" — больше сотни тысяч пользователей.
Павел Мерганов из компании Paul Dime Cables так комментирует свой опыт работы с сервисом: "Система учета — это не роскошь, а необходимость, которая позволяет мониторить ситуацию в своем бизнесе. Благодаря учетной системе можно оперативно видеть убытки, перспективность выбранных направлений, оптимизировать траты и т. д., и т. п. "Большая птица" невероятно интуитивна, настолько, что разберутся, на мой взгляд, даже дети. И очень важно: она бесплатна (естественно, с определенными ограничениями), и этого достаточно, чтобы довольно быстро привести свой бизнес в порядок".
Главное, чем гордится Сидоренков,— продуманность сервиса и "рич-интерфейс", аналогичный тому, что пользователи видят в "настольных" приложениях. Благодаря этому не приходится тратить время на обучение, можно быстро начать работать в программе.
Совсем недавно появился похожий сервис под названием Mr.Doc. Евгений Лебедев, один из его учредителей, считает, что компания пока не захватила даже 1% рынка. По его словам, потенциальные клиенты Mr.Doc сегодня пользуются для учета либо Excel, либо пиратским 1С. Видимо, ориентируясь на этот клиентский сегмент, сервис пока предоставляется совершенно бесплатно и останется таким в ближайшем будущем. Лебедев называет стоимость одним из главных преимуществ сервиса наряду с функциональностью, позволяющей вести более строгий учет.
Перспективный сегмент
Сегодня в Рунете действует меньше десятка подобных сервисов, рынок для них пока только зарождается. Кроме названных выше можно отметить "Класс365", "Учеткин.by" (белорусская компания) и два сервиса украинских разработчиков — "УчетОблако", Workabox.
Наиболее популярные сервисы могут похвастаться тысячами постоянных клиентов. При среднем чеке $100 в месяц каждая тысяча подписчиков приносит поставщику десятки тысяч долларов прибыли. Наиболее успешный в этом сегменте проект "МойСклад" в 2011 году заинтересовал компанию 1С, выкупившую -долю ООО "Логнекс" (создала и развивает сервис) у прежнего инвестора. Новый совладелец обещал вкладывать средства в дальнейший рост приобретенного проекта. Инвестиции пошли на пользу: в "МоемСкладе" появилась функциональность ведения бухгалтерского учета на базе 1С, а чуть позже сервис научился работать с офлайновыми магазинами, выпустив для них версию "МойСклад.Розница".
Аскар Рахимбердиев говорит, что потенциал у рынка сервисов по управлению торговлей для СМБ велик — в РФ действует миллион индивидуальных предприятий и небольших компаний. Если эту цифру умножить на $100 ежемесячной абонентской платы, то по нынешнему курсу получается более 42 млрд руб. Свою долю на рынке "облачных" сервисов компания оценивает примерно в 60%.
Олег Сидоренков также считает, что рынок онлайн-сервисов для ведения учета в России находится в самом начале своего развития. Объем отечественного рынка "облачных" решений для учета в малом бизнесе он оценивает в 100 тыс. потенциальных клиентов. "Первые системы подобного плана появились в нашей стране лишь немногим более пяти лет назад. Они находятся на начальном этапе привлечения своей потенциальной аудитории. Так что вопрос скорее в оценке перспектив, чем в текущих размерах клиентской базы. А перспективы у нас достаточно хорошие, даже при относительно высокой конкуренции в этой области",— уверен он.
Прогнозы различных экспертов говорят, что интернет-торговля в России продолжит развиваться. Один из факторов — рост стоимости доллара по отношению к рублю. Это означает, что потребители будут переключаться с иностранных интернет-магазинов на российские. Если учитывать весь сегмент онлайн-торговли, включая трансграничные покупки, то, по разным оценкам, он растет на -25-30% в год. По прогнозам аналитиков, Россия в ближайшие годы войдет в первую десятку стран мира, лидирующих по росту электронной коммерции. Доля онлайн-продаж в общей рознице РФ пока находится на уровне 1-2%, но эта цифра будет расти. Так что по всем признакам количество клиентов "МоегоСклада", "Большой птицы" и других игроков этого сегмента будет увеличиваться.