Минимальная цена на базовые модели одежды у некоторых российских модных брендов за год выросла на 150 процентов. При этом международные гиганты сумели сдержать цены на базовые вещи и даже снизить их. Общий тренд для всего фэшн-рынка — падение качества тканей, сужение ассортимента коллекций и упрощение кроя. Согласно данным Fashion Consulting Group (FCG), 76 процентов россиян готовы покупать одежду в дисконт-центрах, а 29 процентов уверены, что качество вещей в привычных магазинах ощутимо снизилось.
Количество закрытых магазинов одежды за последний год оказалось значительным. Marks&Spencer закрыли 3 процента магазинов, Mango — 7, Motivi — 40. Наибольшее падение у брендов Vis-а-vis (-65 процентов), Savage (-29), Incity (-17), Gloria Jeans (-12).
При этом не подняли цены на базовые вещи только мировые гиганты. Например, минимальная стоимость классических женских брюк в Zara и H&M в коллекциях 2015-2016 годов такая же, как и год назад. При этом минимальная стоимость брюк в befree выросла на 150 процентов, в Baon и Concept Club — на 87, в Motivi — на 60, в Oasis — на 40, в Mango — на 38, в Zarina — на 28.
Покупатели из среднего ценового сегмента переходят в более низкий. "В кризисных условиях часть клиентов "перетекает" в сегмент ниже с целью сэкономить. Они не готовы отказывать себе в покупках новой одежды, но хотят купить что-то подобное с менее высоким ценником", — говорит Елена Бугранова, президент Союза русских байеров.
Представители российского среднего класса, которые до кризиса могли позволить себе покупать Karen Millen, DKNY, Penny Black, Betty Barclay, переключаются на более дешевые бренды среднего сегмента — Zara, Reserved и ниже. Другие покупают привычные бренды, но реже, либо в иных каналах — по Интернету, в аутлетах и т.д.
"Средний чек в Fashion House Outlet Centre Moscow постоянно растет. С момента открытия в июне 2013 года он вырос почти в два раза. Даже во время кризисного 2015 года средний чек в аутлете вырос на 30 процентов. Та же тенденция наблюдается и с посещаемостью. В первые месяцы 2016 года показатель посещаемости аутлета вырос в два раза", — говорит Брендон О Рейли, управляющий директор Fashion House Group.
В 2016 году структура рынка одежды изменилась: нижний ценовой сегмент уже вырос за счет среднего до 65-70 процентов рынка. В такой ситуации должны появиться российские производители, предлагающие альтернативу дорогому импорту, ведь покупатель готов изменить громким брендам.
Из девальвации рубля некоторые крупные бренды уже переносят производство в Россию. Переехала "Кира Пластинина". Увеличивает долю, отшиваемую в России, Baon. Пробует сотрудничать с местными фабриками "Мэлон Фэшн Груп" (бренды — befree, Zarina и Love Republic). "Сейчас на подъеме швейное производство в России, из-за курса валют стало менее выгодно отшивать продукцию в Китае, — отмечает Владимир Гуда, владелец бренда дизайнерской одежды "Наталья Новикова". — Хотелось бы, чтобы сырьевой сегмент заработал в России, наладилось производство основных видов ткани, фурнитуры. Это реально, уже появилась тенденция. Но нужна поддержка государства для скорейшего восстановления промышленности. В России есть земли для выращивания хлопка, территории для строительства заводов, профессионалы, которые готовы и могут этим заняться".
Интерес к российскому производителю одежды возрос с 2014 года, когда стали уходить с рынка крупные игроки, такие как Seppala, Lindex, Esprit, River Island. "Почувствовался "лаг" в выборе у российских покупателей. Местные фабрики и ряд представителей российского фэшн-ритейла улучшают качество продукта. Потребители меняют свое мнение о российском производителе одежды", — говорит Алена Куралесова, генеральный директор бренда дизайнерской одежды Garderobnaya.
Эксперты уверены, что в ближайшие годы международные бренды среднего и среднего+ сегментов будут восприниматься большинством россиян как слишком дорогие.
"Врачи, преподаватели, менеджеры компаний не захотят отказываться от привычки комфортных покупок в просторных торговых центрах, но будут вынуждены покупать реже или искать там более дешевые магазины. И этим должны воспользоваться международные и российские сети нижнего сегмента, крупные российские производители и небольшие динамичные дизайнерские ателье, которые смогут обеспечить "демпинговую" альтернативу "подорожавшим" международным брендам", — резюмирует Ануш Гаспарян, коммерческий директор FCG.