Об Игоре Ковпаке говорят разное. Партнеры по бизнесу, конкуренты и просто знакомые считают его жестким прагматиком, способным отказать родному брату, если того требует выгода. В нештатных ситуациях г-н Ковпак действует быстро. В кризисы скупает компании неудачников. Консерватизм, недоверчивость и чутье на деньги помогли этому человеку сколотить крупнейшую в регионе торговую сеть.

В 1987 г. Игорь Ковпак, карьера которого шла в гору, стал директором большого универсама, построенного на Сиреневом бульваре. Штаб-квартира «Супермаркета «Кировский» находится там и сейчас, а магазинов стало не в пример больше. В 2010 г. группа компаний заняла 132-е место среди 200 российских лидеров по версии журнала «Форбс». Люди, имевшие дело с г-ном Ковпаком в промежутке между этими датами, рассказали «ДК», как он шел к цели.

На административном ресурсе
Виктор Кузьмин, начальник управления торговли Свердловской области в 1973-1998 гг.

При социализме строители часто забывали о социальной инфраструктуре — магазинах, парикмахерских, домах быта, хотя на эти цели по сметам жилищного строительства выделялось 5% затрат. Типичный пример — микрорайон Комсомольский, где поначалу не было ни одного продуктового магазина. Когда жалобы населения дошли до председателя облисполкома Олега Лобова, он созвал совещание с общественностью. Меня пригласили отчитаться, почему жителям некуда ходить за покупками (хотя спрашивать надо было с горадминистрации). На том совещании Лобов решил строить большой магазин из металлоконструкций. В короткие сроки. Сейчас это обычная технология, а тогда металлопрокат считался стратегическим сырьем — чтобы получить разрешение, Лобову пришлось лететь в Москву, обивать пороги Госстроя.

Директора для нового универсама подыс­кивали загодя. Ковпака нам рекомендовала директор Первоуральского горпромторга Вера Бачина — молодой, 34 года, был слесарем на Новотрубном, играл в команде «Уральский трубник», получил травму, окончил СИНХ заочно.

Я навел справки. К этому времени Игорь Ковпак уже перебрался в Свердловск и был директором магазина в спецавтоцентре ВАЗ. Я пригласил его к себе, предложил должность, и тот согласился почти сразу. Но строящийся универсам входил в состав облконторы «Гастроном» — права утверждать директора у меня не было.

Я отправил управляющему конторы представление. Проходит неделя, вторая. Ответа нет. Лобов интересуется: где директор? «Да вот, — говорю, — в «Гастрономе» не утверждают». «А ты сам утверди», — Лобов предпочитал рубить с плеча.

Получив карт-бланш, я утвердил Ковпака своим приказом, в обход непосредственного начальства. А магазин уже комплектовали оборудованием. Новое предприятие — 4,5 тыс. кв. м торговых площадей, самообслуживание. Такого в России еще не было. Оставалось набрать коллектив.

И вот приходит Ковпак ко мне, спрашивает, где искать персонал. «Очень просто, — отвечаю, — я дам тебе письмо со своей подписью, позволяющее брать кадры в любом магазине города. Если понравился работник — он твой». Так мы разобрались с кадрами.

Была и другая проблема — чем торговать, когда магазин построят? Если бы мы, как обычно, выделили фонды городу, город — конторе «Гастроном», а контора — «Кировскому», универсам ничего бы не получил. Лобов разрешил мне снабжать магазин напрямую. В документах «Кировский» проходил отдельной строкой.

Уже совсем перед концом строительства работники конторы «Гастроном», которым история с «Кировским» не нравилась, завалили облисполком анонимками. Писали, что в строящемся магазине не предусмотрены склады и фасовочные цеха, значит, все усилия напрасны — универсам работать не сможет. Лобов пересылал анонимки мне, я зачитывал их Ковпаку, и в какой-то момент тот дрогнул — пришел с заявлением, что работать не сможет. Заявление я выбросил в корзину. А с фасовочными цехами разобрались просто. С легкой руки Лобова появилась директива — всем пищевым предприятиям поставлять продукты в розницу не мешками, а в мелкой фасовке.

И когда Свердловск посетил министр торговли СССР Кондрат Терех, универсам «Кировский» уже работал как часы. Тереху понравилось все — и магазин, и его директор, которого он решил забрать в министерство — там как раз открылась вакансия. Видимо, он успел поговорить с Игорем Ковпаком — тот засобирался в Москву. «Давай, — говорю, — езжай. Только имей в виду — здесь ты сам себе хозяин, а там будешь за министром портфель носить». И Ковпак передумал.

Потом вышла статья в газете «Правда» с хорошими словами про «перспективного 26-летнего директора» универсама «Кировский», хотя на самом деле Ковпаку было уже 36.

На месте «Гринвича» мог быть «Кировский»
Наталья Полымова (Быкова) последний директор универсама «Мария»

За год до открытия «Кировского» на Сиреневом бульваре Игорь Ковпак пришел в универсам «Мария», чтобы понять, как работает большой магазин самообслуживания. И целый месяц, изо дня в день, общался с нашими сотрудниками. Смотрел графики завоза продуктов, расспрашивал товароведов, изучал систему безопасности. Для человека, работавшего в спецавтоцентре ВАЗ (крутая должность по тем временам), такая дотошность казалась излишней — он мог откомандировать подчиненных. Но Ковпак хотел увидеть изнанку бизнеса своими глазами.

Неудивительно, что спустя много лет он решил сделать универсам «Мария» своим. По этому поводу я слышала много версий. Говорили, что сделке помешала моя неприязнь к президенту «Супермаркета «Кировский». Якобы мы долго торговались, и он ушел, хлопнув дверью. На самом деле мы обсуждали эту тему всего один раз, и то по телефону. За комплекс зданий — три собственных (универсам с пристроем, магазин на Куйбышева, 48 и магазин на ул. Металлургов, 16а) и семь арендованных — Игорь Ковпак предлагал $800 тыс. Когда я сказала: этого недостаточно, он решил подождать. Видимо, думал, что время работает на него. А владельцы «Малышева-73» предложили вдвое больше и успели раньше. Но если бы он захотел непременно купить «Марию», на месте «Купца» сейчас был бы «Кировский». Ковпак привык добиваться поставленной цели.

К компромиссу подвигла церковь
Сергей Писарев бизнесмен, директор ФГУП «Дирекция по инвестиционной деятельности»

С Игорем Ковпаком меня познакомил Саша Сивков, чемпион мира по хоккею с мячом. Было это в начале 90-х гг. Мы с партнером как раз искали арендаторов для своих магазинов. Владельца «Кировского» заинтересовали два объекта — на ул. Мамина-Сибиряка (рядом с площадью Советской Армии) и на проспекте Ленина (бывший магазин «Василек»). Первое помещение Игорь Ковпак вскоре выкупил, а второе, на которое он тоже положил глаз, мы не отдали, сказав: «Иначе не останется поводов для дружбы», в том смысле, что, связанные арендными отношениями, будем периодически встречаться. Дружба и стала камнем преткновения.

Когда истек пятилетний срок договора, мы сообщили Игорю Ивановичу о намерении повысить арендную ставку. Ковпак сказал: столько платить не буду. Поначалу мы не придали значения его словам, посчитав их элементом игры: арендатор, которому поднимают плату, должен торговаться. Но время шло, а менять намерение Игорь Иванович не собирался. Говорил, что прибыль от магазина невелика, что он вложил большие деньги в ремонт помещения и что рост арендной платы его разорит. Мы пытались объяснить свою точку зрения, ссылались на инфляцию и меняющуюся конъюнктуру рынка, но усилия эти были тщетными — глава «Кировского» не уступал ни дюйма. Резон у него был простой: наживаться на друзьях нельзя, надо поступать по совести.

С совестью у нас было все в порядке, но терять деньги, даже по дружбе, не хотелось. Мы объясняли Игорю Ивановичу: «Да, ты наш друг, но мы же не просим в «Кировском» продукты за полцены». Как говорил один известный персонаж, ничего личного, только бизнес. Если новые условия не устраивают, можно просто расстаться друзьями, тем более что у нас были на примете и другие арендаторы.

Однако Ковпак не поддавался. Через две недели переговоры зашли в тупик — фактически мы вступили в полосу конфликта. Тогда я отправился к своему духовнику просить совета. Выслушав меня, батюшка сказал: уступи.

Я так и сделал — объявил Игорю Ивановичу, что мы продлеваем аренду на прежних условиях. И произошло чудо. Ковпак сказал, что согласен на новые. До тех пор пока мы выступали в роли оппонентов, он гнул свою линию, а наша готовность идти на уступки подвигла его к компромиссу.


Не захотел ссориться с влиятельными людьми
Дмитрий Полянин председатель Свердловского творческого союза журналистов

В 1997 г. мне пришла в голову идея выпускать в Екатеринбурге ежедневную вечернюю газету. Но где найти сеть сбыта, которая за неполный день может переварить хотя бы 10 тыс. экземпляров? Решение лежало на поверхности. В городе единственной мощной розничной сетью был «Супермаркет «Кировский».

Я понимал — коммерсант Игорь Ковпак не захочет участвовать в чужом проекте. Нужны веские аргументы. Более весомый, чем деньги, найти сложно. Поразмышляв на эту тему, я поехал в «Кировский» на Сиреневом бульваре. Как и ожидалось, Ковпак сказал, что это не его бизнес. Предвидя такое, я предложил софинансирование: $115 тыс. плюс оборудование — мой вклад, $100 тыс.  — его. Выручка от продаж — пополам. Решение стратегических вопросов — только единогласно.

Осторожный Игорь Иванович долго взвешивал «за» и «против». Только после пяти или семи встреч мы ударили по рукам. Ковпак почти бесплатно получил мощный рек­ламоноситель, я приобрел эффективный канал сбыта.

Проект стартовал очень успешно. На второй неделе мы продали около 28 тыс. экземпляров. Однако тиражные СМИ — не только бизнес. Едва газета «Вечерние ведомости из Екатеринбурга» зацепила первых VIPчиков, они и их патроны начали звонить моему партнеру.

Он держался, пока газета не представляла опасности для его основного бизнеса и политической карьеры. Сложные времена начались через три месяца. Ковпак прекратил продажи газеты и вышел из состава учредителей. К слову сказать, без убытков — он полностью получил свою долю. Удерживать уровень продаж без «Кировского» было утопией. Тем не менее газета просуществовала до конца 2002 г.

Если бы сеть продаж продержалась хотя бы пару лет, в Екатеринбурге у нас не осталось бы конкурентов. Но частицу «бы» перепрыгнуть сложно. Случилось то, что случилось.
Ковпак — крупный городской бизнесмен. А большие деньги — всегда элемент политики. Если бы тогда он повел себя так же, как Олег Хабибуллин, ставший оппозиционным депутатом городской думы, возможно, результат был бы похожим. Мне трудно об этом судить. А судить Ковпака я тем более не собираюсь. По отношению ко мне и редакции он действовал честно и открыто.

Прибыль делили поровну
Марциано Палли ресторатор

Мы познакомились с Игорем Ковпаком благодаря нашему общему другу, которого сейчас нет в живых. Он погиб в аварии. Я видел, как Игорь плакал на похоронах. Бывая в Москве, он часто заезжал в ресторан «Адриатико», где я был шеф-поваром, и мы беседовали на разные темы. Это человек, который думает очень быстро. Он как вулкан, и меня это очень радует — я сам такой же.

Я — итальянец, разговариваю по-русски более-менее хорошо. Но иногда мои сотрудники, не справившись с поручением, говорят, что поняли меня неправильно. Так вот, Игорь Иванович прекрасно владеет русским языком, но всегда страхуется от ошибок. Когда он дает указания, неважно кому — менеджеру, бухгалтеру или водителю, заставляет повторять сказанное дословно.

Идея открыть в Екатеринбурге итальянский ресторан принадлежала ему. Это было в конце 2000 г. Сидя в «Адриатико», мы придумали название «Феллини» и на следующий день улетели смотреть помещение кафе, купленное по случаю. Была суббота. Игорь показал мне свои магазины, и я понял — он очень богат и имеет доступ к административным ресурсам в Екатеринбурге и областных городах. Мы решили сделать ресторан, который будет конкурировать с лучшими заведениями Екатеринбурга — «Дольче Вита» и «Троекуровъ». Выбор остановили на рыбной кухне — одиннадцать лет назад свежих морепродуктов на Урале не было. Я разработал формат ресторана и меню, нашел управляющего, метрдотеля, шеф-повара, чтобы обучить персонал на месте. Открылись быстро — через 60 дней, потому что использовали оборудование бывшего кафе.

Сложности, конечно, были. Для Игоря Ковпака ресторанный бизнес — непрофильный. Ему не хотелось тратить много денег на интерьер, и поначалу все выглядело незатейливо. Ведь чем отличается провинциальная публика от столичной? Здесь даже очень богатые люди используют рестораны в основном для деловых встреч. Они не готовы платить по $200 за ужин — только $50-60. Это обстоятельство накладывает определенные ограничения. Как говорят в России, выше головы не прыгнешь. Но я убедил Игоря все переделать. Изысканного дизайна не получилось, но в целом вышло интересно. А качество блюд и обслуживание в «Феллини» нас устраивало.

Мы договорились, что Игорь финансирует этот проект и, когда ресторан окупится, будем делить чистую прибыль пополам. Фактически так и было.

Проект существовал 4,5 года. Но чтобы ресторан оставался успешным, нужно постоянно придумывать что-то новое, а у меня не было времени заниматься им лично. Для меня Екатеринбург не был стратегически важен, а Игорю Ковпаку проект стал неинтересен. На месте «Феллини» он сделал кулинарный цех для своих супермаркетов.

Но мы по-прежнему видимся 3-4 раза в год, и отношения у нас сохранились самые добрые.

Никакого бизнеса, только эмоции
Валерий Бубнов вице-президент компании «Дикси»

В 2001 г. президент «Юнилэнд-холдинга» Олег Леонов и Игорь Ковпак встретились на московской конференции по торговле, обсудили тренды и пришли к выводу, что бизнесы надо объединить. Подразумевалось, что в результате обе компании выиграют. На следующий день Леонов сказал мне по телефону: «Я познакомился с Игорем Ковпаком, это серьезный человек, у него крепкий розничный бизнес. Если «Юнилэнд», как крупнейший оптовик, вступит с ним в альянс, мир вздрогнет. Завтра я буду в Екатеринбурге, и мы все обсудим». Я, мягко говоря, присел, потому что видел ситуацию иначе — в отношениях с дистрибьюторами «Кировский» всегда был несгибаем и, доминируя на рынке, требовал специальных условий. Никакой выгоды от совместного бизнеса «Юнилэнд» получить не мог.

Когда Олег Леонов приехал, я сказал, что почвы для объединения не вижу — бизнесы все-таки разные. Сливаясь в едином порыве, мы обещали «Кировскому» дополнительные преференции, а таких возможностей у нас не было. Рентабельность при работе с лидерами сетевого ритейла обычно стремится к нулю, поэтому сотрудничество с крупной сетью — скорее имиджевый проект.
Но Леонов, который думал и действовал быстро, ответил: из такого большого предприятия наверняка можно извлечь дополнительную выгоду.

Мы отправились на встречу, где два собственника договорились интегрировать бизнесы «Кировского» и «Юнилэнда» и закрепить этот шаг юридически через обмен 5% акций. События развивались стремительно. Не выходя из кабинета, Леонов и Ковпак набросали проект документа «Соглашение об объединении» и уехали обедать в недавно открывшийся ресторан Ковпака «Феллини». Прошло не больше часа, как они ударили по рукам, подписав отредактированное соглашение.

В тот же день участники событий дали информацию в СМИ. В пресс-релизе говорилось: «Объединение двух компаний поз­волит создать на Урале полностью интегрированную розничную структуру: магазины, локальный и региональный складские комп­лексы».

Затем Леонов вернулся в Москву, и все договоренности остались на бумаге. Каждый пошел своей дорогой. Собственно, так и должно было случиться. Сеть «Супермаркет «Кировский» придерживалась консервативной линии развития, минимизируя риски и опираясь на собственные средства. А Леонов видел себя лидером не только в России, но и в будущем — игроком мирового масштаба.

Эта история привела меня в изумление. Я увидел, как два состоявшихся и признанных бизнесмена с легкостью принимают стратегические решения, основываясь на эмоциональных импульсах, без какого-либо анализа ситуации. Удивительно и другое — при всех этих джазовых импровизациях Игорю Ковпаку удается избегать фатальных ошибок. Оставаясь успешным, он продолжает расширять границы своей империи.


Лучшее решение — принятое вовремя
Олег Хабибуллин экс-гендиректор сети «Купец»

Говоря об Игоре Ковпаке, хочется упомянуть о его способности находить верные решения в конфликтах. Таких случаев было много.

В начале 2000-х гг. во время борьбы между производителями алкоголя в Екатеринбурге пошли акции конкурентов против торговых сетей, где продавали водку Smirnoff. Сперва поступали анонимки с угрозами, затем начали бить стекла, и, наконец, дошло до поджогов. Когда у нас сгорел магазин на Билимбаевской, а в «Кировском» на Сиреневом бульваре раздавались телефонные звонки о заложенных минах, стало очевидно, что пора реагировать. Однажды вечером Ковпак позвонил, чтобы договориться о совместных действиях. Мы решили создать патрули — пять экипажей на машинах, которые по ночам объезжали торговые точки и были готовы ловить злодеев с поличным и сдавать в органы. В таком полувоенном режиме они работали две недели, несколько раз сталкивались с поджигателями нос к носу, но до рукопашной не доходило — те быстро сматывались. Несколько номеров машин мы передали в РУВД. А через две недели напряжение спало, и ритейлеры вернулись к мирной жизни.

Другой инцидент был связан с водкой «Беленькая». Так получилось, что 40% продаж этой марки в стране приходилось на Екатеринбург и Свердловскую область. Видя такие масштабы, производители решили поднять цену на свой продукт для местных сетей на 10%. Из Москвы для разъяснений прибыл эмиссар производителя. На встречу приехали Игорь Ковпак, Валерий Бубнов и я.

Москвич вел себя по-хамски, полагая, что может диктовать условия. Мы старались держать себя в рамках, но атмосфера постепенно накалялась. Первым потерял терпение Ковпак. «Не считайте нас дураками, — сказал он. — Если не умерите аппетиты, вашей водки в наших магазинах больше не будет». Мы его поддержали. У производителей «Беленькой» было две возможности — оставить все как есть или потерять 40% продаж, поставив под удар весь бизнес. Но договариваться они не захотели. Тогда «Беленькая» исчезла с полок, и через месяц о ней никто уже не вспоминал.

Кстати, примерно тогда же Игорь Ковпак предложил создать некоммерческое партнерство для объединения местных ритейлеров. По отдельности их мнение мало кого интересовало, а вместе сети представляли реальную силу (особенно перед выборами). Так появилось НП «Альянс», куда после некоторых размышлений Игорь Ковпак не вошел. И до сих пор остается в статусе «сочувствующего». Но инициатива была его.

Отношения не сложились
Татьяна Деева директор типографии «Лазурь»

Мне приходилось дважды работать с Игорем Ковпаком, и оба раза заканчивались драматически.

Первый случай связан с политической деятельностью президента «Кировского». Для выборной кампании ему понадобилась брошюра тиражом 50 тыс. экз. Мы заключили договор на определенный срок — семь дней. «Лазурь» работала в обычном режиме. Печатная стадия завершилась, осталось скрепить листы брошюр. В запасе было еще трое суток, но после обеда позвонил Игорь Ковпак. Сказал без предисловий: «Весь тираж нужен завтра, а как ты это сделаешь, меня не интересует». Возражений он не принимал. У меня волосы встали дыбом. Тогда «Лазурь» была маленькой типографией — две печатные машины, одна проволокошвейка и подборщик страниц. Я попыталась уговорить рабочих на подвиг, но все они сказали: это невозможно. Пришлось самой садиться за станок и сшивать тетрадки — две скрепки, два удара. Для ускорения два человека подавали заготовки. За смену я сшила 18,5 тыс. экз. при норме 5 тыс. экз.

Вечером мне на помощь стали подтягиваться печатники, закончившие свою работу. Мы организовали процесс в несколько рук, работали всю ночь, и к утру тираж был готов. Ковпака, впрочем, наше геройство не впечатлило. «Я в тебе и не сомневался», — сказал он.

Снова мы встретились, когда он решил выпускать журнал «Супермаркет «Кировский» тиражом 50 тыс. экз. Благодаря его методам убеждения поставщики торговой сети давали в это издание рекламу. Для «Лазури» контракт с крупнейшим ритейлером обещал длительные отношения, и, как это часто бывает на полиграфическом рынке, мы приобрели «под клиента» четырехкрасочную печатную машину. По договору все оплачивал заказчик, а типография обязалась возвращать ему деньги час­тями. Поначалу все складывалось удачно, но месяца через два Игорю Ковпаку надоело выпускать журнал, он позвонил и потребовал, чтобы я немедленно отдала ему всю сумму.

Не поверив своим ушам, я отправилась на Сиреневый бульвар. Диалога не получилось — Ковпак быстро перешел на крик, наверное, из-за того, что в кабинете были его сотрудники. Когда я начала спорить, он всех выгнал и сказал: «Ты опозорила меня при подчиненных». Стоит ли говорить, что дальнейшие переговоры ни к чему не привели. Пришлось брать кредит и возвращать все деньги до копейки.

Сейчас я думаю, что эта история принесла мне больше пользы, чем вреда, — я на­училась держать удар.

Он вышел в люди
Валерий Стенька гендиректор ЗАО «Промтовары» (Первоуральск), депутат Первоуральской гордумы

У моей компании очень широкий спектр деятельности — медиахолдинг (телеканал, радио, газета, журнал), сеть аптек, производство мясных полуфаб­рикатов, пекарня, торговля промтоварами и продуктами питания, оптовая торговля холодильными установками, туристический бизнес, гостиница, столовая, охотничьи угодья. Еще мы выращиваем перепелов, фазанов, кабанов и оленей. Рентабельность бизнеса высокая, но все-таки нужно понемногу специализироваться.

Чтобы высвободить часть денег для других проектов, мы решили продать крытый рынок и сеть продуктовых магазинов «Корона Урала». Желающих было много. Но у нас с Игорем Ивановичем товарищеские отношения, знаем друг друга не первый год — он тоже родился в Первоуральске. И я остановил выбор на сети «Супермаркет «Кировский». Думаю, не ошибся, потому что Игорь Иванович — человек редкой души. Всегда помогает друзьям и знакомым. И не только им. Он уже давно не живет в Первоуральске, но в порядке благотворительности купил городу фрезу для съема старого асфальта за 7 млн руб. Он — замечательный бизнесмен. Неспроста же Виктор Кузьмин уговорил его стать директором крупного универсама, а наш общий знакомый, работавший директором автомобильного центра на Химмаше, дал ему рекомендацию. Видите, каким он большим человеком стал?

Чем владеет Игорь Ковпак

Источники дохода
Бизнес, акции МТС, «Роснефти», ЛУКОЙЛа
Активы
Торговая сеть «Супермаркет «Кировский» — более 130 магазинов (90% помещений в собственности), производство полуфабрикатов, оптовая торговля алкоголем, оптовая торговля фруктами
Доля Игоря Ковпака $315 млн
Доходы за 2010 г.
около 310 млн руб.
Недвижимость
Участок с домом в Верхней Пышме, квартира и гараж в Екатеринбурге

Справка:

Игорь Ковпак
Президент ГК «Супермаркет «Кировский»
Родился 19 октября 1953 г.
Образование: в 1980 г. окончил планово-экономический факультет СИНХа по специальности «Экономика труда».
Карьера: 1973-1978 гг. — Первоуральский новотрубный завод, слесарь; 1978-1982 гг. — магазин «Спорттовары» (Перво­уральский горпромторг), директор; 1982-1987 гг. — магазин в свердловском спецавтоцентре ВАЗ, директор; с 1987 г. — универсам «Кировский», директор; с 1 июня 2003 г. — президент ГК «Супермаркет Кировский».
Политическая деятельность: 1998-2000 гг., 2004-2008 гг. — депутат Палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области; с 2008 г. по настоящее время — депутат Палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области, член комитета по социальной политике; с 2009 г. — вице-президент Свердловского отделения Союза промышленников и предпринимателей России.
Семья: женат, четверо сыновей.
Увлечения: хоккей, футбол, теннис, лыжи.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments