В конце июля китайская площадка Tmall запустила в России продажи крупнобытовой техники. С какими проблемами может столкнуться ритейлер, и как данный шаг повлияет на российский рынок БТиЭ – разбираемся вместе с участниками рынка.

Китайский маркетплейс Tmall (входит в Alibaba Group) запустил в России продажи крупной бытовой техники. Официальный старт продаж состоялся в конце июля. До этого площадка предлагала только мелкую бытовую технику и электронику.

Одним из первых партнеров стал немецкий производитель Bosch. В ближайшее время на маркетплейсе можно будет приобрести 1,5 тысячи товаров в ценовом диапазоне по цене от 5 до 40 тысяч рублей. Доставка в Москве и еще двух десятках российских мегаполисов будет бесплатной. Срок доставки составит от двух до тринадцати дней.

Как рассказал СМИ генеральный директор AliExpress в России Лю Вей, в течение года компания рассчитывает довести долю КБТ до 20% от продаж электроники.

Ожидаемый шаг

В Tmall запуск продаж новой товарной категории считают закономерным шагом в собственном развитии, к которому компания «долго шла, улучшая логистику и выстраивая отношения с поставщиками», – отмечает Лю Вей. Ожидаемым называют этот шаг и игроки рынка.

Рынок РФ интересен Alibaba Group, поэтому будут новые проекты по всем растущим сегментам, – уверен Максим Толстобров, операционный директор компании СДЭК. Рынок крупногабаритной техники показывает хорошую динамику, и успех крупных компаний не остается незамеченным как в денежном, так и в количественном измерении.

Шаг вполне ожидаем, – согласен Алексей Грибовский, генеральный менеджер сети магазинов «Позитроника». Бытовая техника составляет значительную долю рынка, и не заниматься ей – значит упускать прибыль.

Алексей Грибовский, генеральный менеджер сети магазинов «Позитроника».

«В 2017 году рынок начал восстановление объемов продаж и впервые за последние четыре года показал рост, – говорит Алексей Грибовский. – Можно констатировать, что падение остановилось, и потребительский спрос восстанавливается».

Улучшение спроса на товары длительного пользования, в том числе, крупнобытовую технику, отмечает Олег Пчельников, директор направления «Продукт» компании «Юлмарт».

По данным Gfk, объем российского рынка бытовой техники и электроники в 2017 году вырос на 6% в рублях на 5% в штучном выражении по сравнению с 2016 годом. Основной рост был за счет онлайн-продаж, которые увеличились на 13%, тогда как офлайн только на 4%.

По мнению экспертов, росту продаж в сегменте способствует отложенный спрос, снижение ставок по кредитам, а также расширение ритейлерами возможностей приобрести товары в рассрочку.

Конкуренция и проблемы с логистикой

Сложности, с которым столкнется китайский ритейлер, это: мощные игроки на рынке РФ, ценовая конкуренция, необходимость строить инфраструктуру для хранения и комплектации заказов, – считает Максим Толстобров, СДЭК. Текущие игроки, которые могут предложить услуги по доставке крупной бытовой техники, массово не располагают такой инфраструктурой.

О возможных проблемах с логистикой предупреждает и Алексей Грибовский, «Позитроника». «Текущая система доставки через почту, курьеров и постаматы хорошо работает для малогабаритных товаров, в случае с КБТ схема становится значительно дороже и сложней, – отмечает он. – Второе – сервис: установка и подключение техники. Продажа КБТ – это не только отгрузка коробки, но и сопутствующие услуги, без которых сделка не совершится».

На последнем факторе акцентируют внимание и представители группы «М.Видео-Эльдорадо»: «Для покупателей крупной бытовой техники важна не только цена и доставка, но и сопутствующие сервисы – подключение, демонтаж и утилизация старой техники, возможность совершить покупку в рассрочку, оформить расширенную гарантию или страховку на дорогостоящий товар».

Однако в компании DPD, которая выступает партнером Tmall по доставке КБТ, оценивают перспективы сотрудничества оптимистично. «С нашей услугой DPD Online Max мы как нельзя лучше отвечаем потребностям рынка e-commerce в качественной доставке таких товаров, одновременно предлагая покупателям гибкую тарификацию, — говорит Вячеслав Саркисов, директор по международным продажам DPD в России. — Для подъема тяжелых покупок на этаж есть опция «Доставка крупногабаритных посылок», причем ее стоимость не зависит ни от этажа, ни от наличия лифта».

В мае этого года Tmall открыл в Подмосковье распределительный центр стоимостью 500 млн рублей. Площадь нового центра – 20 тысяч квадратных метров. Он должен помочь маркетплейсу серьезно сократить сроки доставки. Пропускная способность склада позволяет обрабатывать до 100 тысяч заказов в сутки.

Главное преимущество – цена

В последние два года на российском рынке БТиЭ произошел ряд изменений. В офлайн-сегменте продолжилась консолидация крупных игроков. В декабре 2016 года владельцы сети «Техносила» – промышленно-финансовая группа «Сафмар» – выкупили сеть «Эльдорадо». В конце 2017 года группа «Сафмар» приобрела акции «М.Видео». Так компания, принадлежащая Михаилу Гуцериеву, консолидировала трех крупнейших ритейлеров данного сегмента. Летом 2018 года покинула российский рынок немецкая сеть MediaMarkt.

По итогам 2017 года доля крупных российских сетей в общем объеме продаж БТиЭ выросла до 47% (в 2016 году она составляла 44%), доля средних сетей снизилась до 21% против 23% годом ранее.

Активно развивался онлайн-канал продаж у ритейлеров этого сегмента. По данным исследования Data Insight, в 2017 году число онлайн-заказов в интернет-магазинах электроники и бытовой техники выросло на 37%.

В российском сегменте КБТ на онлайн-продажи приходится порядка 20%, как и на рынке бытовой техники и электроники в целом, – рассказали нашему изданию в пресс-службе объединенных сетей «М.Видео-Эльдорадо». Интернет-продажи «М.Видео» в ключевых сегментах крупной техники для кухни и дома выросли на 32% – вдвое быстрее рынка. Именно онлайн является драйвером продаж в сегменте БТиЭ.

В компании «Ситилинк» доля онлайн-продаж бытовой электроники по итогам 2017 года составила 75%, рост продаж через интернет в денежном выражении – 40%. Онлайн-покупки КБТ за 6 месяцев прошлого года выросли на 23% в деньгах и 28% в штуках.

Согласно данным GfK в первом полугодии 2018 года оборот по всем товарам БТиЭ в рублях превысил показатель аналогичного периода 2017 года почти на 16%.

«Наибольший рост – более 20% – как всегда в последнее время продемонстрировал сегмент телекоммуникаций (смартфоны, мобильные телефоны и аксессуары), – рассказала Наталья Моржова, заместитель директора отдела исследований промышленных товаров GfK Rus, – Но и по другим секторам рынка рост спроса также основательно подрастил оборот. По крупной бытовой технике (холодильники, стиральные и посудомоечные машины, СВЧ, кухонные плиты и духовки) денежный оборот увеличился на 10%, причем большей частью именно за счет возросшего количества покупок, а не за счет роста средней суммы покупки. При покупке самых продаваемых товаров КБТ – стиральных машин и холодильников – потребители более склонялись к выбору базовых, не самых дорогих моделей, но с набором необходимых технических характеристик».

Аналогичную тенденцию отмечает Алексей Грибовский: «Произошло изменение структуры спроса: интерес потребителей ожидаемо сместился в сторону более бюджетных решений, что напрямую связано со снижением реальных доходов покупателей». Именно за счет цен Tmall сможет конкурировать с российскими магазинами данного сегмента, – считает он, добавляя, что «предоставить качество обслуживания на уровне офлайн-магазинов они вряд ли смогут».

Китайский маркетплейс имеет свою аудиторию, и может направить трафик клиентов за покупками крупногабаритной техники, – уверен Максим Толстобров: «Контроль аудитории, имидж площадки, на которой очень низкие цены – основное преимущество для продаж».

«Мы поддерживаем развитие конкуренции, – говорят в объединенной сети «М.Видео-Эльдорадо», – Появление нового игрока может способствовать росту онлайн-продаж в целом по рынку».

Алёна Яркова | RETAILER.ru

Подписывайтесь на наш каналы в Telegram и «Яндекс.Дзен», чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
1 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Stas
Stas
5 лет назад

Хуже СДЭК компании нет. Не советую иметь с ними никаких дел.